Впрочем, обо всем по порядку... Узнать подробности из истории Александровского сада я отправилась в госархив Кировской области.
Кстати, те документы, которые сегодня предлагаю вашему вниманию, видели разве что сотрудники архива и наши краеведы.
"Некоторые из жителей города Вятки, рассуждая, что хотя для общественного гуляния и устроен загородный сад, но оный находится не на близком расстоянии, при том весною остается в оном долго снег, а осенью от дождей по густоте леса грунт земли не просыхает, и воздух делается сыр, и потому для гулянья не может быть удобно во всякое время лета, как между тем есть в самой середине города, вблизи губернских присутственных мест, у реки Вятки место, ничем не занятое, представляющее удобство, как по сухости грунта, так и привлекательное, предлагается для большего удобства и гуляний, с дозволения начальства, устроить на месте вновь другой сад".
Вот с такой петицией и обратились горожане-вятчане "к начальству", то есть к губернатору. О чем в "Книге на записку денег, жертвуемых на устройство близ присутственных мест сада" имеется запись.
А деньги, действительно, начали собирать люди, кто по сколько может. Вот, например, ниже в документе - подписи всех, кто "сложился": кузнец Василий - 10 рублей (по-всему, грамотный человек, и почерк вполне разборчивый), купеческая жена Васса Караваева - 50 рублей, купец такой-то (почерк не очень понятный) и так далее. Подписавшихся, видимо, было более чем достаточно, и денег вполне хватило на то, чтобы работы по созданию сада начались.
Вятский гражданский губернатор Рыхлевский с созданием сада согласился, о чем тоже имеется документ.
Городской публичный сад был устроен осенью 1825 года, близ присутственных мест. Разбит он был в очень удобном для гулянии месте, на самом берегу Вятки, а занял он 10 тысяч 906 квадратных саженей.
Сад располагался на мысе, образованном берегом реки Вятки и склоном Раздерихинского оврага. В XVII веке здесь находилась северная часть Хлыновского посада, а по кромке лога прилегали оставшиеся части крепостных стен. Территория сада имела значительное архитектурное окружение. Охватив полукольцом корпуса губернских присутственных мест, она вплотную подходила со стороны набережной к ограде Пятницкого храма (храм не сохранился) и заканчивалась у стен Спасо-Преображенского девичьего монастыря.
Уж очень хотелось городскому начальству, чтобы новый сад носил императорское имя, после визита в Вятку императора Александра I-го. Власти испросили в столице разрешения присвоить царское имя, разрешение было дано, и в 1935 году сад стал Александровским, в честь наследника престола Александра II-го. Тогда же, в предпоследний день лета, 30 августа 1935 года, сад официально открыли.
Таким представил себе будущий сад губернский архитектор Александр Егорович Тимофеев. Это первый подробный чертеж сада. Уже здесь четко было указано, где и что должно находиться. Круглой формы слева и почти по центру вверху - беседки, прямые линии - это дорожки, красные кружки - фонари, а внизу выделена та самая церковь Параскевы Пятницы.
Круглой формы - это береговая ротонда, та, что смотрит на Вятку. Удивительно, но почти все элементы сада мы сейчас можем видеть такими, какими их задумывал Тимофеев. Ну или почти такими... Даже система дорожек, разбитых в стиле классицизма (по прямой) почти та же, что и сегодня: главная, от входа - ведет ко внутренней ротонде, далее - к ротонде береговой и вдоль края сада - к Параскево-Пятницкой церкови (сейчас это тропинка, но она есть!), есть дорожка и к Преображенскому женскому монастырю (она тоже есть и сейчас, вдоль берега).
А это, судя по чертежу, небольшой пруд рядом с церковью. Он не сохранился.
До сих пор спорят, кто придумал и спроектировал беседки-ротонды... Их создание приписывают Александру Лаврентьевичу Витбергу, но на самом деле, уверены сотрудники архива, придумал и создал их тот же человек, что спроектировал весь сад - архитектор Тимофеев. Имя это сейчас почти забыли, и есть оно лишь в документах....
Примечательно, но говорят, что похожие беседки есть в Перми - те же колонны, тот же купол, только каменный. Кто у кого позаимствовал идею, Тимофеев в другом городе или наоборот, сейчас сказать сложно. Но вторая ротонда, береговая, уже не такая, как внутренняя - похоже, это уже свой, вятский, стиль.
Беседки с самого начала должны были стать доминантой сада: поставлены на самом берегу как прекрасная смотровая площадка, их видно и с другой стороны реки Вятки, и из самого сада, да и по цвету они выделяются - за всю историю сада они были только белыми или светло-бежевыми.
Это и есть классицизм - сразу заметная доминанта, прямые линии, строгие формы. Сад, действительно, был задуман в английском стиле, что и получилось.
Кроме того, в беседках люди прятались от дождя или ветра, так что ротонды играли и практичную роль.
От ротонды вниз, к Вятке, к порту, шла деревянная лестница. На береговой ротонде, что смотрит на реку, не было парапета - он появился уже в 20 веке.
Архитектор Тимофеев придумал и построил в саду небольшой каменный мостик. (На рисунке 19 века (см. выше) он виден слева от береговой ротонды, на фото ниже - вид с реки). Конечно, мостик был скорее декоративным, чем настоящим, но подняться на него, постоять и полюбоваться видом было все-таки можно.
Если Тимофеев занимался архитектурой, то
Ивакин, так сказать, ландшафтным дизайном - озеленением сада. В саду были высажены кустарники, причем, самые разнообразные. Что посадить, прописывали в бумагах. Были в Александровском саду березы, рябины, лиственницы, малина, смородина, шиповник и даже тростниковые кусты. А еще акации, кедры, сосны. Вот выписка из документов.
Правда, вокруг самого сада растительности было не так много - город был на печном отоплении, так что деревья шли в дело...
Сад был обнесен деревянным забором и был не таким большим по современным меркам. Но удачное расположение Александровского, близ присутственных мест, делало его по-настоящему популярным среди вятчан. Вот так, например, горожане провожали икону Николая Чудотворца в крестный ход...
Кстати, нижняя набережная жила такой же "живой" жизнью, что и верхняя. Здесь были портовые лавки, склады, места для прогулок.
А такие пароходы привозили гостей в Вятку. И гости сразу же попадали в одно из самых красивых мест провинциального городка - в Александровский сад...
На этом, пожалуй, всё на сегодня. Конечно, далеко не все факты удалось осветить, но продолжение следует....
Огромная благодарность Алексею Леонтьеву, сотруднику Госархива Кировской области, за то, что помог разобраться в архивных материалах и за увлекательный рассказ.
Еще напоследок - ниже Александровский сад в 20 веке и репродукция с картины 19 века... Ищите отличия.
Уже скоро хочу рассказать о том, куда пропала с беседки маковка, где был летний театр и кто все-таки создал знаменитую ограду сада.
До встречи на страницах портала!