В 1836 году Александр Лаврентьевич Витберг отбывал в Вятке ссылку. Губернатор Тюфяев предложил опальному архитектору создать проект парадного входа в сад и ограды. Александровский только-только получил свое имя (был официально открыт и назван год назад) и теперь нуждался в достойной "оправе".
Но не только Витберг работал над решеткой. По поручению Тюфяева, эскизы выполнял и другой архитектор - Александр Егорович Тимофеев. Между ними был устроен своеобразный негласный конкурс, пишет краевед Тинский.
Оба проекта были отправлены губернатором в министерство с запросом:
"По поручению моему составлены два проекта...Имею честь представить оба...Покорнейше испрашиваю у Вашего Превосходительства, по которому из сих проектов выстроить ворота?"
Через четыре месяца пришел ответ от министра, в котором говорилось о том, что Комиссия проектов и смет рассмотрела рисунки и пришла к заключению, что "дает предпочтение проекту, составленному архитектором Витбергом, как по вкусу, так и по правильности".
Однако комиссия засомнвалась, а можно ли будет в Вятке найти таких мастеров, какие необходимы, "дабы привести в действие означенные проекты"?
Чиновники посоветовали отправить оба варианта в архив и строить решетку по "образцовым" (типовым) проектам.
Альбом с такими образцами был послан в Вятку в 1817 году. Надо отдать должное Тюфяеву, говорят исследователи. Он не принял пожелания министра и его комиссии и отвечал:
"Построение ворот будет производиться под руководством и наблюдением Витберга, а в искусных мастерах недостатка я не вижу".
Упорство Тюфяева подействовало, и проект Витберга был одобрен, с одним лишь замечанием: строить решетку без каменных столбов.
Действительно, от каменных столбов отказались - территория вокруг сада была неровной, и строить пришлось бы уступами.
Рисунок ограды, сделанный рукой Александра Лаврентьевича, долгое время хранился в Вятке неизвестным, и в 1911 году с него был сделан снимок художником Машковцевым для помещения в столичную газету.
Кстати, вид решетки от замечания московской комиссии только выиграл - без столбов ограда кажется легкой и воздушной. Правда, уже после того, как был одобрен эскиз, возникли затруднения с деньгами на отливку ограды.
А решены эти проблемы были благодаря меценатству купцов первой гильдии Гусева и Герасимова.
Ограду отливали из чугуна, сначала на Шурминских заводах под Уржумом. В марте 1837 года управитель заводов Шестаков сообщал в Вятку:
"Из 69 звеньев сделано 15, а для прочих звеньев выбито решеток 35, колонны все, верхних гребней 30 и еще их продолжают лить по три в день... Мастера уверяют, что к Пасхе все литье будет окончено".
Одно звено решетки с Шурминских заводов 15 мая 1837 года привезли в Вятку для показа. Однако той же весной 1837 года, когда отливка чугунной ограды шла вроде бы успешно в Шурме, губернатор вел переговоры с конторой Холуницких заводов (тогда Слободской уезд). Почему-то губернатор не был уверен, что владельцы Шурминских заводов согласятся с той ценой, которую без их согласия установил управляющий. И через год, в марте 1838-го, купец Петр Гусев, за счет которого отливалась и устанавливалась решетка, выдал доверенность по установке решетки своему приказчику Андрею Протопопову, сообщив ему в письме:
"По заказу моему отлита в Холуницких заводах чугунная решетка и поставлена уже в город Вятку...а для кладки нанят опытный и известный в здешней губернии мастер Иван Павлов Смирнов".
Так закончили отливать ограду в Слободском.
Уже говорилось, что территория, где должна была встать оргада, оказалась неровной - рельеф был с перепадами по высоте. Место требовалось выровнять. Работы эти были взяты на свой счет винным откупщиком Беляевым. Срезали землю солдаты Вятского гарнизонного батальона. А сам чугунный забор все же имеет некоторые уступы, если присмотреться, их видно и сегодня.
Решетка была установлена к зиме 1939 года, строительство портала продолжалось и в 1840-м.
Витберговский портик искусствоведы считают "замечательным образцом русского ампира". Четыре массивных пилона держат перекрытия, между пилонами - две колонны, разделяющие вход на широкие центральные ворота и две калитки по бокам. По стилю ворота перекликаются с ротондами. А они, как мы знаем, проектировались губернским архитектором Тимофеевым. Это говорит о том, что Витберг со вниманием отнесся к произведениям другого мастера.
Входной портал приятно контрастирует с легкой ажурной решеткой, пишут исследователи. Ее главное украшение - сложная гирлянда.
Над входом в городской сад с самого начала появилась надпись - "Александровскiй садъ".
Ограда Витберга стала прототипом для других решеток города в советское время. К примеру, говорят, на нее похожа ограда областной больницы. А может, и другие решетки города?. Нужно только внимательно присмотреться...
Литература: "Витберг в Вятке" ( Е.С. Москалец, Л.В. Пешнина. А.Л, Киров, 1975.), "Планировка и застройка города Вятки в ХVII-XIX" (А.Г. Тинский, Киров, 1976), "Вятская мозаика" ( А.Г. Тинский, Киров, 1994), "Энциклопедия земли Вятской" (том 5-й. Архитектура. Киров, 1996).