Один год никогда не похож на другой. В числе прочих сил об этом заботятся и законодатели. Узнаем, какие новые нормы налогового права появятся в наступающем 2015 году.
Налогоплательщики должны направлять налоговому органу квитанцию о приеме документов, переданных им в электронной форме.
С 1 января 2015 для налогоплательщиков, которые должны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, введена новая обязанность. Они должны обеспечить получение документов, которые налоговый орган использует при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, и которые направляются налогоплательщикам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (новый п. 5.1 ст. 23 НК РФ).
Введено новое основание для приостановления операций по счетам налогоплательщика.
С 1 января 2015 изложен в новой редакции п. 3 ст. 76 НК РФ, в котором установлено право налогового органа заблокировать счет налогоплательщика, а также приостановить переводы его электронных денежных средств в случае непредставления налоговой декларации в течение 10 дней после окончания срока, предусмотренного для ее подачи.
Начиная с 1 января 2015 налоговый орган также может приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств в случае, если не исполнена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме какого-либо из следующих документов:
- требования о представлении документов (п. 1 ст. 93 НК РФ, п. п. 2, 4 ст. 93.1 НК РФ);
- требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ);
- уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Ограничен срок для принятия решения о приостановлении операций по счету в случае непредставления декларации.
С 1 января 2015 согласно пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств может быть вынесено в течение трех лет. Данный период исчисляется с момента истечения 10 рабочих дней, следующих за окончанием установленного срока представления декларации.
Установлены новые обязанности органов ЗАГС и органов опеки и попечительства.
Согласно абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ с 1 января 2015 г. органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физлиц, обязаны сообщать в налоговые органы о фактах заключения и расторжения брака, установления отцовства. Кроме того, с указанной даты органы опеки и попечительства должны сообщать в инспекцию о фактах установления и прекращения опеки и попечительства.
Изменения в часть II Налогового кодекса Российской Федерации
Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ) (Федеральный закон от 28.12.2013 № 420-ФЗ, Федеральный закон от 21.02.2014 № 17-ФЗ, Федеральный закон от 20.04.2014 № 81-ФЗ, Федеральный закон от 23.06.2014 № 167-ФЗ):
- изменен порядок учета процентов по долговым обязательствам (п. п. 1, 1.1, 1.2, 1.3 ст. 269 НК РФ);
- налогоплательщик может списывать стоимость имущества, не являющегося амортизируемым, в течение более чем одного отчетного периода (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ);
- доход от реализации полученного безвозмездно имущества можно уменьшить на рыночную стоимость такого имущества, определенную на дату его получения (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ);
- из Налогового кодекса РФ исключено понятие "суммовые разницы", а также специальный порядок их учета (утратили силу п. 11.1 ст. 250, пп. 5.1 п. 1 ст. 265, п. 7 ст. 271, п. 9 ст. 272, ч. 4 ст. 316 НК РФ и др.);
- в налогообложении не применяется метод ЛИФО (внесены соответствующие изменения в п. 8 ст. 254, пп. 3 п. 1 ст. 268, ч. 3 ст. 329 НК РФ);
- размер убытка от уступки права требования, произведенной до срока платежа по договору, определяется по новым правилам (п. 1 ст. 279 НК РФ);
- убыток от уступки права требования третьему лицу, которая была произведена после наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа, учитывается единовременно на дату уступки права требования (п. 2 ст. 279 НК РФ);
- установлены правила определения цены сделки по уступке права требования долга, признаваемой контролируемой сделкой (п. 4 ст. 279 НК РФ);
- российские организации, получившие в 2014 г. дивиденды, с которых не был удержан налог на прибыль, обязаны самостоятельно исчислить такой налог и уплатить его в бюджет не позднее 30 марта 2015 г. (ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 23.06.2014 № 167-ФЗ, п. 7 ст. 6.1 НК РФ);
- если депозитарий при выплате дивидендов российским организациям в 2014 г. не удержал налог на прибыль, то он обязан сообщить в инспекцию о таких дивидендах с 1 до 31 января 2015 г. (ч. 3 ст. 3, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 23.06.2014 № 167-ФЗ);
- установлены особенности налогообложения операций с депозитарными расписками и представляемыми ценными бумагами (п. 2 ст. 275, п. 8 ст. 280, пп. 2 п. 3 ст. 284, ст. 299.5, п. 2.2 ст. 309 НК РФ);
- уточнен порядок определения цены ценных бумаг (ст. 280 НК РФ);
- изменены порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и порядок учета убытков от операций с ценными бумагами (ст. 280 НК РФ);
- изменен порядок определения налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (ст. 304 НК РФ);
- урегулирован вопрос о налогообложении ценных бумаг при погашении их номинальной стоимости частями (п. 3 ст. 271, пп. 7 п. 7 ст. 272, п. 6 ст. 280 НК РФ);
- расходы по погашению собственных эмиссионных долговых ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ, можно учитывать в части (пп. 3.1 п. 1 ст. 265 НК РФ);
- уточнены особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом (ст. 276 НК РФ);
- в доходах не учитываются не только средства сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве РФ, но и средства, полученные из федерального бюджета в качестве компенсации расходов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов государственной авиации, которые освобождены в соответствии с законодательством РФ от платы за аэронавигационное обслуживание (пп. 46 п. 1 ст. 251, абз. 18 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- в расходах не учитываются затраты, понесенные за счет средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве РФ и (или) за счет средств, полученных из федерального бюджета в качестве компенсации расходов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов государственной авиации, которые освобождены в соответствии с законодательством РФ от платы за аэронавигационное обслуживание (п. 48.17 ст. 270 НК РФ).
Упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ) (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ)
Освобождение от налога на имущество организаций при применении УСН не распространяется на объекты, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.
С 1 января 2015 освобождение от уплаты налога на имущество организаций не распространяется на объекты недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
Единый налог на вмененный доход (гл. 26.3 НК РФ)
(Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ)
Освобождение от налога на имущество организаций при применении ЕНВД не распространяется на объекты, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно изменениям в п. 4 ст. 346.26 НК РФ освобождение от уплаты налога на имущество организаций не распространяется на объекты недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
Налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ)
(Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ, Федеральный закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ, Федеральный закон от 04.11.2014 № 347-ФЗ, Федеральный закон от 24.11.2014 № 366-ФЗ)
- организации с учетом специального коэффициента исчисляют налог, рассчитываемый исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов, право собственности на которые возникло или прекратилось в течение налогового периода. Данный коэффициент позволяет определить сумму налога только за те месяцы, когда объект находился в собственности (п. 5 ст. 382 НК РФ);
- если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, его остаточная стоимость для целей исчисления налога на имущество организаций определяется без учета таких затрат (п. 3 ст. 375 НК РФ);
- в случае когда объект недвижимого имущества образован в течение текущего налогового периода в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству РФ действия в отношении объектов недвижимости, включенных в перечень по состоянию на 1 января года соответствующего налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества облагается налогом исходя из кадастровой стоимости, определенной на дату его постановки на государственный кадастровый учет до включения в перечень (абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
- база по налогу на имущество организаций в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых в бухучете в качестве объектов основных средств, определяется как кадастровая стоимость таких объектов (пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ);
- в случае если кадастровая стоимость объекта недвижимости изменилась при исправлении технической ошибки, допущенной Росреестром, измененная кадастровая стоимость в целях исчисления налога на имущество организаций применяется начиная с периода, в котором была совершена указанная ошибка (абз. 2 п. 15 ст. 378.2 НК РФ);
- если комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суд примет решение о ее изменении, то новая величина учитывается при расчете налога на имущество организаций начиная с периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения оспариваемой стоимости в госкадастр недвижимости (абз. 3 п. 15 ст. 378.2 НК РФ);
- установлены критерии признания здания (строения, сооружения) одновременно административно-деловым и торговым центром для целей исчисления налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости такого объекта (п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ).