На что обращать внимание при выборе действительно качественных автостекол, которые прослужат Вам долгие годы и не сделают заложником автосервисов, рассказал Вячеслав Гужавин, директор кировского филиала федеральной сети установочных центров BITSTOP.
- Вячеслав Рудольфович, все автостекла на первый взгляд одинаковы: прозрачны, не имеют заметных искажений при внешнем осмотре. В чем же разница? Что является залогом качества?
- Разница между стеклами примерно такая же, как между лампочками в фары: внешне они одинаковы, но дешевых хватает всего на 3 месяца, а фирменные служат долгие годы, не пожелтеют, не изотрутся и не разобьются со временем. Если на автомобиле установлены такие стекла, можно смело преодолевать сотни тысяч километров (150 - 250 тыс. км). Дешевые стекла, сделанные по упрощенным технологиям, ходят 40 - 80 тыс. км и могут быть опасными при ДТП. Так что разница между стеклами есть, и она серьезная!
Автомобильные стекла отличаются степенью прочности — стойкостью к ударам. Нередко даже небольшой камешек может стать разрушительным для стекла, если оно некачественно или «устарело». Царапины на поверхности автостекол могут образоваться в результате повышенной истираемости стекол.
Прочность автостекол определяется во многом качеством и толщиной связующей PVB пленки: некачественная пленка желтеет, имеет недостаточную прочность. При ударе она должна оставаться целой, чтобы крупные осколки не образовывались. Примечательно, что толщина автостекла свидетельствуют не о большей его прочности, а о несовершенстве технологического процесса и меньшей безопасности.
Качественные автостекла не искажают. Степень искажения можно проверить, если посмотреть на установленное стекло под углом через водительскую дверь. Важно обращать внимание и на геометрию автостекол: некоторые стекла могут неплотно прилегать и иметь кривизну, отличающуюся от заводской. Особенно это заметно на боковых стеклах.
При установке на автомобиль непрочных автостекол, статистика разбиваемости возрастает в разы. Наверняка вы знаете тех, кто меняет стекла чуть не каждый год. Это ненормально. Такие водители либо наматывают по трассам по 150 тысяч километров или, что вероятнее, выбирают стекла ненадлежащего качества. Если вы выберете не очень качественное, непрочное стекло, то станете постоянным клиентом стеклосервисов.
- Как часто разбиваются автостекла?
- Коэффициент замены автостекол в России составляет в среднем 6% (для боковых стекол - 3%). Это значит, что обычно автовладельцы разбивают и меняют стекла раз в 16 лет. В других странах, где дороги лучше, а расстояния меньше, этот коэффициент еще ниже. Так, например, в странах Европы этот показатель составляет 3 - 5%, а в Японии - всего 1%. Данный коэффициент зависит и от марки автомобиля. «Женские» модели, такие как Daewoo Matiz, Hyundai Getz редко приезжают на стекольные сервисы, потому что обычно их пробеги невелики, и за город они выезжают редко. Камни в стекла прилетают в основном тем, кто много ездит по трассам.
- Есть ли стекла повышенной прочности?
- В продаже есть специальные стекла повышенной прочности, но пока не известны технологии укрепления уже установленных автостекол. Специальные защитные пленки в зону дворников не наклеишь, да они и не нужны. Хорошие заводские стекла и так бьются очень редко.
- Когда и для чего придумали вклеивать автомобильные стекла?
- Автомобили с вклеенными стеклами появились на рынке сравнительно давно. Еще в конце 60-х годов прошлого века, когда были созданы пробные полиуретановые клеящие составы, начались соответствующие испытания в этом направлении. Результат не заставил себя долго ждать — первая серийная машина с вклеенными стеклами сошла с конвейера в 1973 году. Это была Audi 100 в Европе и Oldsmobile Cutlass, вышедшая в том же 1973 году в США. Более чем за 30 лет с момента внедрения технология претерпела существенные изменения. Были усовершенствованы материалы, отработаны и стандартизированы приемы и операции. С 1985 года стекла, закрепляемые при помощи резиновых уплотнителей, стали постепенно исчезать из производства. Сегодня автомобилей с приклеенными стеклами подавляющее большинство. И это неудивительно, поскольку данная технология куда прогрессивнее своей предшественницы.
- В чем же ее преимущества?
- Они очевидны. Во-первых, это куда более высокая и надежная герметичность клеевых стыков, гораздо дольше сохраняющих прочность и водонепроницаемость. В отличие от стыка с резиновым уплотнителем, под которым может скопиться вода и возникнуть очаг коррозии, в клеевом стыке такое просто исключено.
Во-вторых, вклеенное стекло выступает дополнительным силовым элементом конструкции машины, что позволяет добиться оптимальных параметров по жесткости кузова.
В-третьих, улучшается пассивная безопасность. Стекла при самой сильной аварии не вылетают, даже при срабатывании нескольких подушек безопасности.
- В течение какого времени вклеивается стекло?
- Современные клеи высоковязкие и быстро полимеризующиеся. Так что примерно через 2,5 часа после вклейки можно уже эксплуатировать машину, соблюдая элементарные меры предосторожности.
- В каких случая стекло можно отремонтировать?
- Ремонт автостекол возможен только в ряде случаев:
- если скол или трещина не загрязнены;
- если в результате повреждения не произошло отслоение среднего пластикового слоя стекла, нет повреждений с внутренней стороны стекла, нет помутнений на стекле;
- если максимальная величина скола в диаметре не превышает 25 мм, а трещина не дошла до края стекла;
- если длина трещины не более 20 см.
- Над какими технологиями в стекольном деле работают сейчас автопроизводители и стекольщики? Что нас ожидает в ближайшем будущем?
- Технологии проецирования информации на стекло существуют достаточно давно. Применяются они в серийных моделях и в скором времени обещают стать массовыми. Наиболее перспективная технология включает в себя стекло с дополнительным слоем фосфора, который начинает светиться при подсветке лазерным лучом. Это уже не просто проецирование картинки, а превращение стекла в полноценный информационный дисплей, куда будут выводиться данные навигации, дублироваться знаки, подрисовываться границы дороги при плохой видимости. То есть производители стремятся превратить лобовое стекло автомобиля в систему дополненной реальности. Намечается тенденция и к уменьшения толщины стекол. Причем они не только меньше весят, но и более безопасны при ДТП.
Не исключено, что скоро станет массовой реальностью и мечта об изменяемой тонировке: электрохромный слой в них находится внутри стекла. Кстати, такие стекла уже предлагаются в качестве заводской опции на некоторые машины. Есть технологии в части самоочищающихся поверхностей, водоотталкивающих несмываемых и антибликовых покрытий, устраняющих отражение приборной панели.
Есть варианты конструкций автостекол, которые сильнее обычного задерживают солнечное тепло. Вполне перспективны, но пока дорогостоящи стекла со встроенными фотоэлементами, способные вырабатывать электричество для питания системы вентиляции салона при стоянке.
Не стоят на месте и технологии ремонта автостекол, появляются все новые решения - удобные и быстрые.