Волшебство из глины: Стелла МЕТЕЛЁВА: «Изготовление дымковской игрушки — это настоящий труд, в который вкладывается и терпение, и любовь... Даже глина требует к себе внимания»

Сотни лет назад дымковский промысел был на Вятке семейной традицией, а сейчас это своего рода бренд Вятского края, известный всему миру. За это время промысел пережил и непростые времена, был даже под угрозой исчезновения. И если б не любовь и преданность своему делу мастериц-дымковчанок, возможно, не было б сейчас этих ярких, праздничных игрушек, не перестающих удивлять и радовать людей во всем мире.

Легко ли овладеть мастерством изготовления дымковской игрушки, где можно научиться лепке из глины и росписи игрушки, какие материалы необходимы для работы, рассказала Стелла Метелева, мастерица дымковской игрушки, и раскрыла главный секрет мастерства.

- Стелла Германовна, расскажите, как сами пришли в дымковский промысел? С чего все началось? Легко ли было овладеть этим мастерством?

- Знакомство с мастерством изготовления дымковской игрушки я начала после 8-го класса, когда пришла поработать летом в мастерской, где трудились мастерицы дымковской игрушки. Но оказалось, что за лето овладеть этим мастерством невозможно. Передо мной на тот момент встал выбор: либо я остаюсь, либо ухожу. И я решила остаться... Целый год я обучалась у мастерицы дымковской игрушки Галины Ивановны Барановой, по окончании обучения мне выдали «корочки». Но, как оказалось, чтобы стать мастером в полном смысле слова, необходимо было проработать еще 5 лет, чтобы найти свой стиль, а не копировать стиль своего учителя, как на этапе обучения. Не случайно по работам многих мастериц можно даже определить, у какого они мастера учились, поскольку стиль, знания и опыт, которые в тебя вложены, все равно остаются.

В 1982 году был организован набор дымковчанок в Художественное училище на курс художник- керамист. 12 мастериц обучались основам декоративной живописи, рисунка, построения композиции, а также эстетике, анатомии, шрифтам... С этого и начался мой творческий путь. Изготовлением дымковской игрушки я занимаюсь уже 35 лет.

- Легко ли овладеть этим мастерством?

- Многим кажется, на первый взгляд, что все очень просто. На самом деле изготовление дымковской игрушки — это настоящий труд, в который вкладывается и терпение, и любовь, без которой ничего нельзя делать — ни кашу варить, ни игрушку дымковскую лепить. Во всем нужна любовь. Даже глина требует к себе внимания. Нужно почувствовать этот материал, привыкнуть к нему. Даже для тех, кто умеет лепить из пластилина, следует иметь ввиду, что у него совершенно другая структура. Чем его больше мнешь, тем более податливым он становится. Глина, напротив, начинает сохнуть в руках и растрескиваться. Поэтому те, кто всерьез решил заняться изготовлением дымковской игрушки, должны быть готовы к тому, что путь к мастерству будет нелегким. И все-таки все достижимо. Главное — желание и терпение.

- А с чего рекомендуете начать знакомство с этим ремеслом?

- С мастер-класса, который мы проводим в магазине «Матрешка» (на Герцена, 5) в любое удобное время - с 10.00 до 19.00, только нужно предварительно записаться. Занятия проводятся как в группе (до 25 человек), так и индивидуально. На первом занятии мы пробуем лепить глиняную игрушку, затем я ее обжигаю в специальной печи и белю, чтобы подготовить для росписи. На втором занятии мы пробуем правильно расписывать дымковскую игрушку. И лепка, и роспись игрушки проходят с учётом традиций. Все материалы, необходимые для работы, мы предоставляем, об этом беспокоиться не стоит.

Помимо проведения мастер-классов, мы осуществляем продажу, реставрацию старых дымковских игрушек и делаем игрушки на заказ.

- А с какого возраста можно начинать осваивать мастерство изготовления дымковской игрушки?

- Оптимальный возраст для занятий — от 6 лет и старше. В этом возрасте ребятишки уже более осознанно подходят к процессу творчества, а главное — видят плод своего труда, что очень важно. Они получают огромнейшее удовольствие и радость от того, что сделали своими руками.

Для тех, кто желает овладеть искусством изготовления дымковской игрушки с нуля, начинать лучше с самого простого — птичек, состоящих из ступочки, туловища и головки с клювом. Это первая ступень в овладении этим мастерством. А вообще к каждому стараемся найти индивидуальный подход — в зависимости от возраста, навыков.

Для малышей, которым пока сложно расписывать объемные фигурки, у нас есть полуфабрикаты из фанеры и гипса, в виде дымковской игрушки (барыня, петушок, лошадка).

- Раньше мастерицы дымковской игрушки занимались не только изготовлением, но и заготовкой глины для творчества. Сегодня дымковский промысел стал все-таки проще?

- Да, это верно. Сейчас уже нет необходимости в поиске материала для своих работ. Мы используем для творчества специальную глину, которую нам привозят из Просницы. Нет необходимости и в приготовлении побелки: мы покупаем уже готовую. Сейчас на рынке представлено и множество других необходимых материалов для творчества, которые можно приобрести в художественных салонах: темперные краски, кисти, сусальное золото. А побелку и клей можно приобрести в магазинах стройматериалов. Так что для тех, кто хочет попробовать свои силы в этом виде творчества, открыты все пути.

- История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет, за эти годы многое менялось. И все-таки, что собою представляет традиционная дымковская игрушка? Что отличает современную дымковскую игрушку?

- Все зависит от того, какие традиции брать за основу. Если посмотреть альбом, в котором представлена старинная дымковская игрушка, можно сделать вывод, что она была максимально упрощенной, отчасти даже примитивной — и по форме, и по расцветке. К примеру, юбки у барынь полностью закрашивались, на них не было даже узоров. С течением времени для украшения игрушки стали использовать различные узоры: круги, полоски, царапинка...

Сейчас эти традиции сохранились, как и традиционные цвета для росписи: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый и голубой. Дымковскую игрушку отличает то, что при росписи обязательно добавляется фуксин — прозрачный малиновый цвет, а уже расписанные игрушки украшают сусальным золотом. Сегодня появляются очень интересные творческие работы мастериц дымковской игрушки, но традиции при этом остаются неизменны. Очень приятно, что мастерицы их соблюдают, даже если они лепят слонов, жирафов или космонавтов, а не традиционные для дымковской игрушки образы и сюжеты: барынь, кавалеров, лошадок, индюков и т. д.

Для дымковской игрушки характерно определенные правила сочетания цветов. К примеру, очень редко используется сочетание холодного цвета с холодным. Чтобы дымковская игрушка смотрелась более гармонично, имела более спокойную и мягкую цветовую гамму, лучше сочетать холодные и теплые оттенки. Несмотря на существующие каноны, у каждой мастерицы свой творческий почерк, образы и сюжеты, насыщенность и сочетание цветов. Но если присмотреться к каждой работе внимательно, можно научиться отличать руку мастера.

Главное отличие современной дымковской игрушки — огромное разнообразие в палитре. Кто-то любит более яркую, насыще6нную цветовую гамму и использует для этого соответствующие цвета. Другие предпочитают цвета более нежные и приглушенных оттенков, поэтому расписывают свои игрушки в пастельной цветовой гамме.

- Легко ли будет превратить свое увлечение дымковской игрушкой в бизнес? Что для этого необходимо?

- Прежде чем начать хоть что-то зарабатывать, предстоит титанический труд. В первую очередь необходимо посвятить свое сердце этому мастерству. И когда ты поймешь, что жить без этого не можешь, что это действительно «твое» - можно смело браться за дело. А если ты идешь в мастерицы с первостепенным желанием заработать, из этого ничего не выйдет.

Я, например, вообще не ставлю деньги целью в творчестве. Мне доставляет удовольствие сам процесс творчества и нравится доставлять эту радость другим людям. А все остальное прилагается. То есть настоящий мастер должен в первую очередь любить то дело, которым занимается, и уметь доставлять радость другим людям.

- Знаю, что недавно у вас в гостях были австралийцы. Какие впечатления у них остались от знакомства с дымковской игрушкой, от общения с мастерицами?

- Иностранные гости посетили наш мастер-класс, мы вместе пробовали расписывать барынь из гипса. Я думаю, что процесс творчества доставил им немало восторга, и они уехали домой довольные и счастливые, оставив нам очень добрые отзывы. В общем, им очень понравилось. У нас довольно часто бывают иностранцы: итальянцы, голландцы, американцы...

- На вывеске у Вашего салона есть надпись «магазин праздничного настроения». Всегда удается создать праздничное настроение у посетителей?

- Почти все люди, пришедшие к нам, уходят с положительными эмоциями и остаются довольны. У нас работают очень приветливые продавцы, которые всегда с улыбкой и по-доброму готовы что-то предложить. Я рада, что работаю в таком коллективе.

Очень приятно, когда люди, пришедшие на наши мастер-классы, открывают в себе новые способности, получают удовольствие от самого процесса творчества и радуют близких своими работами. Хочется, чтобы интерес к дымковской игрушке не угасал, а желающих научиться ее делать стало больше.

Гипермаркет подарков Вятская матрешка

  • город Киров, улица Герцена, 5

    Похожие материалы по теме

    Профессор МГУ Вячеслав Дубынин — об эмпатии, детских травмах и нейродегенерации

    Всегда ли в проблемах поведения ребёнка имеет смысл винить родителей? Почему одни люди более чувствительны к событиям? Подробности — в интервью с российским нейрофизиологом и доктором биологических наук.

    Астроном Владимир Сурдин — о конце света, встрече со Стивеном Хокингом и хороших фильмах

    С какими астрономическими мифами и стереотипами ему приходится сталкиваться? Вырос ли интерес к астрономии в последние годы? Об этом и не только — рассказываем в нашем интервью.