Взрослые игры: Станислав Харитоненков: «У многих именно с игрушек и начинается увлечение моделями»

В машинки играют не только дети: многие взрослые готовы тратить немалую долю зарплаты на радиоуправляемые модели. Что в них такого привлекательного? Глупый вопрос: многие ли из вас могут позволить себе свой собственный вертолет? А самолет? Благодаря радиоуправляемым моделям мечта может стать реальностью. В этом уверен директор магазина «Хобби. РУ» Станислав Харитоненков. Радиоуправляемые игрушки — это дискретные модели. Например, машинки. Нажали «газ» — она сразу выдает полный газ, нажали «вправо» — она поворачивает до упора вправо. В профессиональных моделях пропорциональное управление, то есть, с какой скоростью я хочу, с такой и еду: давлю газ медленно — еду медленно, давлю газ сильно — еду быстро. То же самое — углы поворота колес. Все системы, необходимые для управления моделью, функционируют отдельно. 

В машинки играют не только дети: многие взрослые готовы тратить немалую долю зарплаты на радиоуправляемые модели. Что в них такого привлекательного? Глупый вопрос: многие ли из вас могут позволить себе свой собственный вертолет? А самолет? Благодаря радиоуправляемым моделям мечта может стать реальностью. В этом уверен директор магазина «Хобби. РУ» Станислав Харитоненков.

-Я знаю. Что существуют радиоуправляемые игрушки и радиоуправляемые модели. Можете рассказать, чем они принципиально отличаются?

Радиоуправляемые игрушки — это дискретные модели. Например, машинки. Нажали «газ» — она сразу выдает полный газ, нажали «вправо» — она поворачивает до упора вправо. В профессиональных моделях пропорциональное управление, то есть, с какой скоростью я хочу, с такой и еду: давлю газ медленно — еду медленно, давлю газ сильно — еду быстро. То же самое — углы поворота колес. Все системы, необходимые для управления моделью, функционируют отдельно. Ну и в моделях идет подвеска, масляные амортизаторы, полный привод. То же самое с самолетами, катерами.

-Какие бывают виды моделей? Есть ли у них какие-то свои особенности?

Спектр очень большой. Например, выбираем самолеты. Есть самолеты для гонок, есть самолеты копийные, они уже не для гонок, есть самолеты для 3D-пилотажа, то есть они уже не летают по прямой, а выполняют сложные фигуры пилотажа.

Машинок тоже много разных, с разными возможностями: для бездорожья, для прыжков, шоссейные для зала, для улицы, машины для дрифта. Катера — то же самое. Есть быстроходные, для кольцевых гонок...

-Сложно ли научиться управлять моделью?

Конечно. Научиться управлять моделью, например, этим же самолетом или вертолетом, очень сложно. Скажем так, если вы покупаете вертолет за 3-70 тысяч, у которого есть возможность изменения угла атаки, то есть, он уже не просто как маленький игрушечный вертолетик летает вверх-вниз, вправо-влево, вперед-назад, а уже может летать боком, может быть в инверте. Это управление очень сложное, но для этого есть симулятор: прежде чем разбивать дорогую модель, подключаете пульт к компьютеру, запускаете программу и тренируетесь. Разбиваете вертолет на компьютере — разбиваете в живую. Это экономит вам очень много денег.

С машинками, конечно, гораздо проще, они не падают на землю. Но зато очень сильно врезаются в стены, бордюры. Поэтому лучше начинать на больших пространствах, прежде чем «гонять» сразу по трассе.

-Эти программы идут в комплекте с моделями?

С какими-то моделями идут, а для каких-то этот симулятор можно докупить. Он стоит порядка 700-1000 рублей, готовый пульт с программой.

-Какова аудитория любителей моделирования в Кирове?

Ну, скажем так, от 14 до 70. Большее количество увлеченных — 25-40 лет, тех, кто ближе к 40 даже больше.

-Ну а где они собираются?

Все, кто летает, собираются в Порошино летом, начиная с весны, с начала мая, делают первые облеты самолетов. Бывает, в Катково летают, кто увлекается FPV-полетами (полет по видеокамере) могут летать с любого поля. На мониторе видно не только куда самолет летит, видно и потребление энергии, GPS-координаты, работает система возврата домой. Ну и много других электронных «фишек». А камера на борту в хорошем качестве записывает видео.

-А те, кто специализируется на машинках, занимаются круглогодично, или тоже сезонно?

Скажем так, все занимаются круглогодично. На самолетах летают и зимой. Многие даже рекомендуют начинать летать зимой, потому что при падении в снег бывает меньше всего повреждений. Я на квадрокоптере летаю и зимой и летом.

-Какие мероприятия проходят для моделистов?

Летом проходят соревнования по гонкам на самолетах (по двое участников, летают по прямой). Проходят воздушные бои, не на кордовых моделях, которые по кругу летают, а на радиомоделях.

К моделям привязываются ленточки, в небо запускаются до 7 самолетов. И задача моделиста — срезать ленточки других соперников. Чем больше нарезал ленточек, тем больше шансов у тебя стать победителем. Но во время этих боев бывает очень много столкновений самолетов, модели бьются.

На машинках, на «монстрах», соревнования у нас в городе не проходят. Но сейчас начинают соревноваться на шоссейных машинках масштаба 1:10, они тренируются в зале ЦДЮТ на Лепсе. Собираются, выкладывают трассу и катаются. Есть в планах устроить соревнования среди любителей этих моделей.

-Если человек решил заняться моделированием, с чего ему лучше начать?

Все зависит от цены вопроса. Модель можно выбрать близко к профессиональной, например, взять шоссейную машинку от 5-6 тысяч, это будет пропорциональное управление, полный привод, скорость примерно около 40 км/ч. Либо вы выбираете Traxxas, американский брэнд, где используется уже трехволоконный пластик с армированием, который держит сильные удары, где используется водозащищенная электроника. Но такого класса машина выйдет в 9-10 тысяч (с коллекторным двигателем).

-Вот, человек купил модель, что ему делать дальше, куда пойти?

Если он купил шоссейную модель, то можно выходить на любые стоянки в городе с хорошим асфальтом, некоторые ездят и на Театральной площади. Если у вас Monster, вы можете кататься круглый год.

Модели можно и тюнинговать. Мы в Кирове не ко всем моделям можем держать запчасти, это привозится под заказ. У нас в наличии есть то, что находится на сайте hobby43.ru. Так как мы представители магазина «Хобби-центр», который специализируется на профессиональных моделях, можно выбрать что-то на их сайте и заказать через нас. Мы от себя делаем бесплатную доставку и скидку в 10%.

-А есть ли какие-то обучающие курсы, помимо программ-симуляторов?

Учиться, по большей части, придется через интернет. В городе у нас с кружками очень тяжело. В прошлом году многие из них закрылись. В этом году администрация, видимо, более лояльно стала относиться, выделила денег. Есть судомодельные кружки, автомобильные кружки, ракетный кружок, вроде, закрыли. По самолетам есть кружки только по кордовым моделям, по вертолетам вообще ничего такого нет. Тяжело в городе с кружками.

Люди приходят к моделированию сами, сами все изучают. Есть форум радиолюбителей в Кирове, где люди общаются, устраивают встречи. Общение, обмен опытом происходит на на съездах радиолюбителей. Приезжают и из других регионов.

Если вы решили заняться радиоуправляемыми моделями, приобретите сначала недорогую игрушку, чтобы понять, ваше ли это. У многих именно с игрушек и начинается увлечение моделями.

Похожие материалы по теме

Профессор МГУ Вячеслав Дубынин — об эмпатии, детских травмах и нейродегенерации

Всегда ли в проблемах поведения ребёнка имеет смысл винить родителей? Почему одни люди более чувствительны к событиям? Подробности — в интервью с российским нейрофизиологом и доктором биологических наук.

Астроном Владимир Сурдин — о конце света, встрече со Стивеном Хокингом и хороших фильмах

С какими астрономическими мифами и стереотипами ему приходится сталкиваться? Вырос ли интерес к астрономии в последние годы? Об этом и не только — рассказываем в нашем интервью.