Секреты фотомастера: Валерий Гагаринов: «Главные «аксессуары», которые влияют на качество снимков, — это голова и внутренний мир человека»

Многие сегодня увлекаются фотографией, почти в каждой семье есть фотоаппарат, с которым может справиться даже ребенок. Однако, чтобы стать настоящим мастером фотографии, на это иногда уходят годы. Мастерство фотографа вовсе не в том, чтобы запечатлеть красивую картинку, сделав снимок высокого технического качества, разумеется, он привлечет внимание, но лишь узкого круга людей. Снимок же, сделанный настоящим фотографом, вызывает всеобщий интерес и порождает целую симфонию чувств: от восторга и радости до негодования и печали... Равнодушным он не оставляет никого.

О том, как улучшить свои фотографические навыки, овладеть искусством фотографии, о том, что для этого нужно и в чем главный секрет настоящего фотографа, рассказал Валерий Гагаринов, дизайнер-график, член Союза фотохудожников России, член Союза дизайнеров России, преподаватель курса фотографии Школы архитектуры и дизайна.

- Валерий Викторович, с чего началось Ваше увлечение фотографией? Когда Вы поняли, что это призвание?

- Если честно, я всегда мечтал стать художником. Получилось так, что фотография пришла в мою жизнь тогда, когда мои интересы уже проявились: увлечение искусством, живописью, рисунком, графикой... Сначала фотография была лишь хобби, затем она переросла в профессиональное увлечение. Произошло это, когда я учился на факультете дизайна в Свердловском архитектурном институте. Дело в том, что работать дизайнером, не владея фотографическими технологиями, попросту неудобно. А началось все с того, что я (неожиданно для себя) обнаружил: люди, находясь в одном и том же месте, в одних и тех же обстоятельствах, могут сделать совершенно разные снимки.

Однажды мы отправились группой фотографов из фотоклуба снимать утренний пейзаж в Дымково. По утрам там стоит удивительный туман над рекой. Придя часа в 4 утра, все мы, естественно, замерзли, поскольку от реки холодно, несмотря на то, что лето. Единственное желание было согреться. И вот, когда уже стало светать, я вдруг увидел в мареве тумана силуэт дома, дерева и забора. Вот, думаю, какой графичный силуэт, стоит это сфотографировать. Пока я неспешно устанавливал штатив и настраивал камеру, раздался шум за спиной: мои друзья фотографы, тоже замерзшие, заметив, что кто-то нашел сюжет, выстроились в ряд, чтобы фотографировать. Я был разочарован: ну вот, думаю, украли идею. А в это время в доме загорелся свет: хозяин проснулся и начал собираться на работу. И меня посетило щемящее чувство, когда тебя безумно манит туда, где горит огонек, потому что понимаешь, что там утренний кофе, там завтрак, там начинается жизнь...

Я тогда все-таки сделал снимок, несмотря на то, что рядом стояло еще 10 фотографов. Через неделю мы напечатали фотографии и принесли их в клуб, где в то время я занимался. Посмотрев внимательно снимки, преподаватель сказал: «…вот этот сюжет снял один человек», и показал на меня. «Почему: у меня такой же снимок, как у всех, и снимали все с одной и той же точки?», - недоуменно спросил я. И тут он задал ключевой вопрос: «А ты ЧТО снимал?». Я говорю: «Николай Осипович, в то утро я сильно замерз, а в доме так заманчиво горел свет, что мне очень захотелось туда. Знаете,.. я снимал тепло очага». «Как раз это ты и снял! - ответил он, - а все остальные - нет».

Дело в том, что снимаем-то мы не то, что происходит в объективном мире, а то, что происходит внутри нас, - наше отношение, наши чувства по отношению к тому, что видим через объектив фотоаппарата.

- Кто был Вашими учителями, наставниками?

- Учителей, конечно, было много, а вот человеком, который повернул меня лицом к фотографии, стал Николай Осипович Артёмов, преподаватель, которого я уже упоминал в нашей истории. Именно он открыл для меня особенности и секреты фотосъемки, которых я раньше не знал, сумел увлечь фотографией и научил делать интересные снимки.

- Какими качествами нужно обладать начинающему фотографу, помимо базовых знаний и навыков, чтобы стать мастером своего дела? Все ли могут достичь высокого уровня мастерства? В чем главный секрет?

- Вы знаете, не надо никаких особых качеств, знаний и умений. Понятно, что далеко не каждый станет мастером и в каком-то смысле природа изначально определяет нашу склонность заниматься тем или иным делом.

Никогда не стоит заранее ставить цель стать мастером, нужно просто заниматься тем, что действительно нравится и приносит удовольствие, тогда потихонечку станешь тем, кого принято называть мастером, просто знать об этом не будешь!

Что касается качеств, которыми должен обладать настоящий фотограф, все достаточно банально: быть наблюдательным, обладать аналитическим умом, знать психологию, поскольку приходится общаться с людьми, а значит, вступать с ними в отношения. Иногда провоцировать их на действия… Но самое важное - это любить жизнь, любить людей и всегда быть к ним неравнодушным, тогда наверняка и снимки будут получаться интересными. Если сам неравнодушен к людям, неравнодушны окажутся и зрители.

- Что Вы любите снимать больше всего, что удается лучше?

- Предпочтения меняются: в начале творческой деятельности они были одни, потом — другие, сейчас — третьи. И говорить о том, что я больше всего люблю снимать, нельзя. Проще сказать, что больше удается. Лучше удается снимать портреты. Например, организовывать съемки студийного, постановочного характера. Я редко снимаю репортаж или пейзажи, однако люблю снимать натюрморты, где можно поработать неспешно, вдумчиво, причем не только с композицией и цветом, но еще и с внутренней драматургией, с сюжетом.

- Расскажите о Вашей фотошколе. Как возникла идея ее создания? Что включает программа обучения?

- Фотошколы в нашем городе были и до того, как мне пришла в голову эта бредовая идея. Если честно, я не верил, что можно научить людей интересно фотографировать. Я считал, что это божий дар. Тем не менее, когда возникла мысль о возможности открытия школы, я понял, что многие просто-напросто не понимают что и зачем они фотографируют (равносильно тому, что слепой идет по дороге, которой не существует), я подумал, что процесс должен быть оптимизирован. Поэтому решил создать школу, в которой будут учить и технике фотографии, и композиции, и выразительному светотеневому рисунку, и решающему съемочному моменту, - всему тому, что необходимо настоящему фотографу.

Важно, чтобы люди приходили в школу не для того, чтобы «фоткать» и «фоткаться», складывая в фотоальбом карточки приличного технического качества, а чтобы выражать свое отношение к миру.

Фотография существует не только в рамках семейного альбома. Поэтому тем, кто приходит в школу, уже давно известно как снимать в семейный альбом, но им еще чего-то не хватает по жизни.

Что касается самой программы обучения, она включает несколько этапов обучения. Есть 5 уроков фотографии - уровень начинающих фотографов. Есть базовый курс. Это более серьезная система подготовки — теоретико-практический курс, включающий 12 занятий. Он рассчитан на 52 академических часа. Поэтому часть занятий проходит в учебной аудитории, а другая связана с практическими съемками в студии. И, наконец, есть система подготовки «мастер-класс», на которую мы принимаем людей, с успехом завершивших базовый курс. В нашей школе есть мастер-класс по портрету, по предметной съемке, по цифровой обработке фотографий.

Я не очень понимаю систему проведения мастер-класс, по схеме, где набирают аудиторию из нескольких десятков человек и разворачивают лекцию часа на четыре. На ней объясняют и показывают практические приемы мастеров, уже достигших чего-то в жизни. Однако никто не учитывает факта, что на «мастер-класс» приходят те, кто еще ничего не достиг. Не думаю, что в результате показов технических приемов съемки, подаваемых как «рецепт счастья», слушатели будут получать такой же результат. Мастер-классы, проводимые в нашей студии, — это постоянное общение учащихся и педагога, причем общение личностное – в течение нескольких съемочных дней. Это плотный график практических занятий по 4 - 5 часов в день, это анализ результатов, показ ошибок, допущенных в процессе съемок. Такие «мастер-класс» мы проводим в индивидуальных группах по 3 - 4 человека.

- Как часто формируются учебные группы? Какова продолжительность обучения?

- Новые группы набираются регулярно. Продолжительность базового курса — примерно полтора месяца. Обычно мы проводим по два занятия в неделю, вечерами, с 18.00 до 21.00. По окончании обучения даем выпускное квалификационное задание, по результатам которого и выдаем свидетельство об окончании фотошколы.

- Ваше самое большое профессиональное достижение, которым могли бы гордиться?

- Главное достижение для меня как руководителя школы в том, что со слушателями мы завершили 60- часовой летний мастер-класс, по итогам которого сделали выставку «Уроки Мастера». Это ряд фотосессий, снятых по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Выставка проходила в большом зале музейно-выставочного центра г. Кирово-Чепецка. Через несколько дней мы получили приглашение от кировского «Арт-клуба» и представили экспозицию в выставочном зале библиотеки им. Герцена. Для меня как преподавателя последнее достижение состоит в том, что люди, прошедшие этот мастер-класс, показали высокий уровень съемки. Из снятого материала удалось собрать стилистически цельную экспозицию и на неё пошел зритель. За весьма небольшой промежуток времени (базовый курс плюс мастер-класс) люди научаются снимать так, как некоторым не удается и за многие годы. Притом мы в состоянии привлечь зрителя на свои выставки — вызвать у него эмоциональный отклик. Мне не стыдно за каждый из представленных снимков.

- Как стать учеником Вашей фотошколы? Что необходимо для занятий?

- Все очень просто: купить фотоаппарат и иметь страстное желание заниматься фотографией. Стоимость обучения весьма демократичная.

- А какой фотоаппарат лучше выбрать для обучения?

- Каждый человек в процессе обучения обязательно поймет, какой фотоаппарат ему нужен. Сам по себе фотоаппарат не бывает лучшим или худшим, просто он нужен для различных целей. Лучший фотоаппарат существует лишь для конкретных обстоятельств. Если человек еще не знает, что он собирается снимать, советую купить камеру начального уровня. Главные «аксессуары», влияющие на качество снимков, — это голова и внутренний мир фотографа.

Получается, недостаточно посещать фотошколу, нужно заниматься саморазвитием: читать книги, наблюдать за людьми, быть заинтересованным во всем, что происходит вокруг, менять свое отношение к жизни, показывать его в фотографиях. Школа и становится тем толчком, который позволяет человеку увидеть весь мир вокруг мозаично, сложно, и тогда все изменится, как и фотографии, которые вы делаете.

- Что бы Вы хотели пожелать тем, кто хочет освоить мастерство художественной фотографии?

- У меня есть одно пожелание: если вы можете не заниматься фотографией, не занимайтесь. А если желание научиться фотосъемке вас не покидает, преследует, становится навязчивой идеей, тогда — в гости к нам!

Фотошкола Валерия Гагаринова: http://vk.com/vg_tutorial

Школа архитектуры и дизайна

  • город Киров, улица Герцена, 56

    Похожие материалы по теме

    Профессор МГУ Вячеслав Дубынин — об эмпатии, детских травмах и нейродегенерации

    Всегда ли в проблемах поведения ребёнка имеет смысл винить родителей? Почему одни люди более чувствительны к событиям? Подробности — в интервью с российским нейрофизиологом и доктором биологических наук.

    Астроном Владимир Сурдин — о конце света, встрече со Стивеном Хокингом и хороших фильмах

    С какими астрономическими мифами и стереотипами ему приходится сталкиваться? Вырос ли интерес к астрономии в последние годы? Об этом и не только — рассказываем в нашем интервью.