"Очень важным моментом на уроке является то, что ребёнок постоянно находится в движении, не сидит на месте.": Интервью с Еленой Геннадьевной, педагогом школы развития "Дошколёнок"

Елена Геннадьевна, мы сегодня поговорим о методике Зайцева. Хотелось бы узнать о ней подробнее.

Основатель этой методики - Зайцев Николай Александрович. Он придумал специальную таблицу и кубики к ней. На табличке нарисованы слоги, а кубики можно потрогать и поиграть с ними. Отличие этих необычных кубиков состоит в том, что их можно послушать. Из кубиков можно строить вагончики. Методика хороша тем, что можно так же петь песенки - попевки. Учёные выяснили, что ребёнок знает буквы и начинает писать (особенно своё имя, или слово: «мама», «папа»), а потом уже читать. Здесь ребёнку даётся возможность составляя кубики, научиться писать и параллельно читать, при этом активно двигается и учится общаться. То есть присутствует очень важный для ребёнка игровой момент. Не нужно сидеть на одном месте и изучать буквы и слоги. Есть такая возможность, допустим, когда один ребёнок отвечает, или поёт песенку, а другие дети могут в это же самое время отдыхать.

В чём цветовое отличие кубиков?

Серые кубики — это звонкие согласные, а коричневые — глухие. Эта методика очень хорошо действует на слабослышащих детях, так как кубики звучат. Параллельно идёт развитие фонематического слуха. Порой они не могут различить слова: «коза» и «коса». Методика Зайцева помогает не перепутать данные слова. Если мы только начали обучение с ребёнком, то используем не сложные слова. Допустим, я говорю, что нужно составить слово: «суп». Сначала показываю это слово на табличке, и говорю, что бы ребенок нашёл и составил это слово из кубиков.

Каков должен быть возраст ребёнка для занятий по методике Зайцева?

Мы берём детишек от 3,5 лет. Если развитие ребёнка в норме и нет особых диагнозов: задержки психического развития, общего недоразвития речи, нарушения фонематического слуха, то обучение и восприятие методики проходит быстрее. Детям со специфическими диагнозами сложно отличить буквы «к» и «х», «г» и «к». Им кажется, что это всё одна и та же буква. Обучение происходит дольше. Как показывает практика, самый подходящий возраст детишек - это четыре годика.

Какое количество малышей ходит на занятия?

С точки зрения психологии, педагог может охватить своим опытом и вниманием шестерых детей, но по желанию и, исходя из практики, бывает, группа набирается больше.

Сколько по времени длится занятие и обучение?

Занятие длится сорок пять минут, то есть академический час. Сам Николай Александрович Зайцев советует проводить данные занятия по три раза в неделю. Самые удачные дни — это понедельник, среда и пятница. Мы подбираем самые удобные дни и время для занятий, что бы было удобно детям и родителям. В целом, обучение проходит около двух месяцев. За этот период дети умеют произносить и узнавать буквы. Затем учится слогослиянию, то есть умеет составлять из слогов простые слова («мак», «рак», «дом»), а потом достаточно сложные («машина», «корова»). Иногда бывает так, что когда ребёнок научился читать слова, например слово «мак», вместо этого к последнему слогу он прибавляет букву «а», то есть получается «мака». Эта методика помогает ребёнку не допускать таких ошибок. После окончания курсов нельзя забывать о ребёнке, я всегда интересуюсь успехами своих учеников.

Какие сложности испытывает ребёнок при изучении методики?

Сложнее всего читать слова: «волк», «тигр», потому что рядом стоят две согласные. Как правило, после окончания двухмесячных курсов, дети бывают подготовлены по-разному: кто-то читает уже довольно сложные словосочетания, а кто-то простые, то есть, кто-то опережает, а кто-то потом «подтягивается». Обычно в конце курса проходит открытый урок, приглашаются родители, дети показывают свои умения и навыки. Затем педагог даёт рекомендации родителям, как продолжать обучение в домашних условиях. Для того чтобы ребёнок сохранил приобретенные навыки и умения, дома с ним нужно заниматься хотя бы по десять минут в день. Бывает, что ребёнок не воспринимает родителей как учителей, отказывается заниматься дома, тогда, конечно, можно привести ребёнка в школу развития.

Чему ещё учит данная методика?

Очень хорошо нарабатывается техника чтения. Очень важно чтобы ребёнок не увлекался самим процессом чтения, а понимал смысл прочитанного, потому что важно получить новую информацию. Довольно часто ребёнка заставляют читать на время. Он прочитал текст автоматически, а что именно прочитал - не понял. Нужно, чтобы он пересказал прочитанное.

Из практики...

Часто дети читают быстро и не разбираются, где нужно сделать паузу между предложениями. Например: «Цапля - большая птица. Она серая». Нужно прочитать с интонацией и остановками, но ребёнок не может этого сделать. Я обычно рекомендую после каждого предложения представлять картину прочитанного. После такого упражнения у детей появляется чувство паузы, соответственно запоминание текста идёт лучше.

Дети приходят на занятие с родителями?

Родители приводят детей и оставляют их в группе, забирают их после урока – через 45 минут.

Боятся ли дети оставаться у Вас в школе?

Нет. Детишки не боятся оставаться одни. Тем более, многие из них уже ходят в садик и эта обстановка им знакома.

Елена Геннадьевна, почему Вы выбрали именно данную методику для преподавания?

В девяностых годах я только слышала о методике Зайцева. Когда работала в детском садике в 1997 году, узнала, что в Киров приезжает Николай Бураков (г. Санкт-Петербург), ученик Николая Александровича Зайцева. Он как раз обучал и рассказывал для всех желающих об этой методике. Таблицы и кубики раньше были в другом виде, сейчас они более усовершенствованны. Научившись, я вела занятия в кружках при детских садиках, а сейчас преподаю в студии развития «Дошколёнок». Самой мне очень нравится эта методика обучения. Все учителя преподают эту методику по-своему. То есть занятия проходят совершенно по-разному. Важно обучиться не только теории Зайцева, но и практике.

Чем интересна эта методика?

Во-первых, эта методика нестандартная. Обучение идёт сразу со всеми буквами и звуками, так же поются песенки-припевки. Некоторые родители путают, что чтение — это одно, а обучение грамоте —другое. При логопедической методике преподавание чтению и грамоте происходит вместе, а на уроках по методике Зайцева мы учим детей именно чтению. Некоторые из них очень избирательные, то есть они не хотят выполнять какие-то упражнения. Если ребенку не хочется заниматься этим сейчас, он может просто поиграть в сторонке. Но видя, допустим, как другие дети читают и поют песни, ребёнку становится интересно и он присоединяется к группе. На самом деле, все дети очень разные и к каждому мы стараемся найти индивидуальный подход. Иногда мы проводим своего рода соревнования между детишками и поощряем учеников маленькими подарками. Стараемся, конечно, чтоб всегда побеждала дружба, так как ребёнок может обидеться. Одного похвалишь за то, что правильно собрал кубики, другого за то, что собрал больше карточек, третьего за то, что хорошо пел песенки. Ребёнка обязательно надо хвалить!

Бывают случаи, что ребёнок, не участвуя в занятии, приходя домой начинает всё рассказывать родителям о том, что было на занятии. Просит написать им какое-либо слово, поёт песенки и так далее. Зайцев приводит такой пример: «В банке с солёными огурцами, все огурцы становятся солёными. Нет такого, что все огурцы солёные, кроме одного». Здесь точно так же. Попадая в среду, дети невольно присоединяются к учебной группе.

Расскажите о структуре самого урока.

В начале занятия мы обязательно повторяем все буквы. То есть я показываю буквы на карточках, а они их называют и все вместе повторяем. Затем мы поём песенки, они помогают закреплять буквы, улучшают фонетические звуки и слогослияние. Во время пения детишки хлопают в ладоши и топают ножками, занятие становится ещё интереснее. Затем начинаем писать и составлять слова по таблице. Вначале с помощью педагога, затем самостоятельно. Мы учим названия овощей и фруктов, домашних животных и так далее. Назвав слово, составляем его из кубиков. Сначала педагог что-то подсказывает, потом ребёнок учится и умеет всё делать самостоятельно. Очень важным моментом на уроке является то, что ребёнок постоянно находится в движении, не сидит на месте. Занятие становится интереснее, когда по составленному слову детям показывают соответствующую игрушку, картинку.

Существует ли методика на английском языке?

Да, такая методика тоже существует, но мы её не преподаём.

Должен ли ребёнок уже быть подготовленным?

На первой встрече с ребёнком я спрашиваю у него, умеют ли читать родители, как часто они читают, и знает ли ребёнок буквы. Оказывается, что все подготовлены по-разному. Задаю вопрос: «Вы хотите научиться читать?». Отвечают «Да». В основном у детей, которые обучаются по методике Зайцева, появляется огромный интерес к чтению. Научившись читать, иногда они читают всё что видят, даже надписи на заборах. В наши дни практически во всех школах требуются дети, которые уже знают буквы и умеют читать. Раньше нужно было, чтобы ребёнок умел читать 10 слов в минуту, сейчас уже 30 и 60 слов. Было несколько случаев, когда ребёнок, поступив в первый класс, не умел читать. Тогда родителям говорят: «Класс подобрался читающих детей, поэтому за лето Вам нужно научить ребёнка читать, как научите, приходите». Поэтому, зачастую к нам обращаются родители и дети перед школой.

Сколько стоит обучение по данной программе в Вашей студии?

Двенадцать занятий по сорок пять минут стоят 1200 рублей в месяц, соответственно двадцать четыре занятия стоят 2400 рублей. Что ещё есть в Вашей школе развития? Дети начинают заниматься с 9 месяцев в школе раннего развития. Это комплексно-развивающие занятия для детей вместе с родителями. Работает психолог, который занимается развитием детей и помогает при поступлении в лицеи и гимназии. Есть у нас и песочная терапия. Идёт коррекция поведения, через игру в песочек. У нас очень хороший и давно состоявшийся коллектив из преподавателей. Стараемся подготовить ребёнка к школе и занимаемся всесторонним развитием.

Можно ли оставить ребёнка в вашей школе развития, и на какое время?

Можно оставить ребёнка на 3 часа. Это группа временного пребывания с 9.30 — до 12.30. Дети привыкают к общению в группе, развиваются и играют. С ними занимаются несколько преподавателей. Хотели бы Вы организовать не школу развития, а частный детский сад? Этот процесс очень сложный. Нужно разрешение СЭС, пожарной охраны, а самое главное организация пищеблока. Пока мы не готовы к открытию частного детского садика.

Дошколенок, студия развития

  • город Киров, Советская улица, 67а

    Похожие материалы по теме

    Профессор МГУ Вячеслав Дубынин — об эмпатии, детских травмах и нейродегенерации

    Всегда ли в проблемах поведения ребёнка имеет смысл винить родителей? Почему одни люди более чувствительны к событиям? Подробности — в интервью с российским нейрофизиологом и доктором биологических наук.

    Астроном Владимир Сурдин — о конце света, встрече со Стивеном Хокингом и хороших фильмах

    С какими астрономическими мифами и стереотипами ему приходится сталкиваться? Вырос ли интерес к астрономии в последние годы? Об этом и не только — рассказываем в нашем интервью.