Дважды герой: как кировчанин подарил жизнь двум людям

Алексей Минчаков стал донором костного мозга дважды и подарил шанс на жизнь двум незнакомым людям с тяжелыми заболеваниями крови из разных уголков страны.

По данным Фонда борьбы с лейкемией, ежегодно в России заболевает раком крови около 30 тысяч человек. Для тяжелобольных пациентов пересадка костного мозга остается последним шансом выжить. В России ежегодно проводят 1,8 тыс. трансплантаций. А требуется в 3 раза больше. Многим просто не успевают найти донора, потому что во всех регистрах потенциальных доноров костного мозга состоит всего около 160 тысяч человек, а нужен один миллион добровольцев.

Ситуацию спасают герои, которые вступают в регистр потенциальных доноров костного мозга и самоотверженно идут на то, чтобы при необходимости отдать свои клетки человеку со страшным диагнозом «рак». Чаще всего донором становятся раз в жизни. Бывает, добровольца просят второй раз приехать на донацию, если пациенту, которому он помогает, требуется повторная пересадка костного мозга или не хватило клеток.

С кировчанином Алексеем Минчаковым произошло чудо – он дважды стал донором, причем для разных людей. Случай для России уникальный. А началось всё с объявления в Кировском политехе 8 лет назад – студентов приглашали сдать кровь на типирование, чтобы войти в регистр доноров костного мозга. Алексея эта акция заинтересовала, хотя признается, он мало что знал об этом.

«Нам объяснили: нужно сдать лишь одну каплю крови, чтобы вступить в регистр, и, может быть, когда-нибудь мы сможем помочь онкобольному. Нам с другом дали визитку, и я ее носил с тех пор с собой в кошельке как напоминание. И неожиданно через два года мне позвонили и сообщили: мои клетки предположительно подошли пациенту, нужно ещё раз сдать анализы, чтобы убедиться наверняка», — вспоминает Алексей.

Уникальный случай

Далеко ехать Алексею не пришлось - НИИ гематологии и переливания крови находится в Кирове. Анализы показали – его клетки на 100% подошли тяжелобольному человеку. Донор и реципиент оказались «генетическими близнецами». Заведующий отделением рассказал, что его ждёт, какова процедура и каковы последствия.

Донору оплачивают все расходы, связанные с проездом, проживанием, питанием. Кроме того, Алексея застраховали.

«Мне всё очень подробно объяснили, зачем я это делаю и что со мною будет. От меня не требовали сиюминутного согласия, дали время обдумать, изучить информацию. Доктор предупредил: к своему решению я должен подойти крайне серьезно – если дам согласие, реципиенту проводят химиотерапию, которая убивает его иммунитет, чтобы пересадить мои здоровые клетки – так организм не будет их воспринимать как чужеродные. Если я откажусь, у пациента не будет шансов выжить. Погрузившись в тему, я понял, что риск минимален, ничего с моим здоровьем из-за этого не будет. Поэтому я согласился», —говорит Алексей.

Второй раз кировчанина пригласили стать донором в разгар пандемии, весной 2020 года. Врачи сказали, что Алексей уникальный – его клетки подошли еще одному человеку. Парень очень удивился и согласился опять помочь. Он очень ответственно подошёл к своей миссии, минимизировал контакты, соблюдал все требования, чтобы не заразиться – он понимал, что онкобольному очень нужна помощь, и слишком долгое ожидание, если вдруг донор заболеет коронавирусом, может обернуться трагедией.

Спасибо врачам!

Дважды став донором, Алексей попробовал оба способа забора кроветворных клеток – и из периферийной крови (похоже на переливание крови, проходит в течение 4 часов) и из тазовой кости (проходит полчаса под общим наркозом, врачи делают пункцию специальным шприцем).

Причем страха у него не было. Наркоза молодой человек не боялся, так как в жизни уже были операции. После процедуры под наркозом был дискомфорт в месте прокола всего несколько дней. А вот вторая процедура забора из периферийной крови далась чуть сложнее только потому, что сначала неделю донору делают уколы препаратом, стимулирующим выработку стволовых клеток. Может быть недомогание, ломота, как при простуде. И сама донация занимает около 4 часов. Алексей проходил процедуру два дня подряд, чтобы получить необходимый объем клеток. Никаких последствий после донации не было – организм воспринял эту процедуру хорошо.

«Остались отличные впечатления и от врачей, и от медсестер. Трансфузиологи – чудесные люди, добрые, позитивные! Настоящие профессионалы! А как они обращаются с пациентами - за мной ухаживали, поили чаем, накрывали пледом, когда становилось холодно. Хочется отдать должное врачам за их внимание, — продолжает Алексей.

В обоих случаях героя поддерживала жена, а вот родителям признался уже после донации, чтобы не волновать их. Супруга, конечно, очень переживала – сначала даже была против, пока не изучила тему и не поняла, как это важно, нужно и неопасно.

«Сделал всё, что мог»

Донорство добровольно, безвозмездно и анонимно. Человек, отдающий свои клетки, не знает, кому он помогает. Он может выяснить это через два года, если сам реципиент будет не против. На данный момент Алексей не знает, чьи жизни он спас.

«Для меня было неважно, кому помогать. Признаться, я очень боялся узнать, что пересадка прошла неудачно. Я не знаю, как бы я эту новость пережил. Но я с удовольствием пообщался бы с теми, для кого стал донором. В первом случае это была девочка, а во втором, видимо, взрослый. Я сделал то, что должен был сделать, чтобы помочь людям выздороветь», — объяснил он.

Алексей – человек скромный, и на похвалы врачей о своем героическом поступке говорит сдержанно:

«Это очень приятно, но мне от таких громких похвал неудобно. Для меня это нормально – кому-то помочь. Я же не жертвую собой, а просто отдаю часть себя, свои клетки. Это никакое не геройство».

Многие знакомые с большим интересом отнеслись к поступку Алексея, поддержали его. А когда на предприятие, где он работает, прислали медаль донора, он стал заводским героем, его торжественно поздравляли в актовом зале. А недавно парня повысили – из электромонтажников перевели в начальники участка.

«И третий раз отдам частичку себя»

На вопрос, стал ли Алексей донором в третий раз, парень, не задумываясь, отвечает – да!

«Нужно вступать в регистр и не бояться стать донором. Риски здесь минимальны, особенно если сравнивать с реальной помощью, которую вы окажите. Если нет противопоказаний, решайтесь. Изучите информацию о донорстве костного мозга, и вы перестанете бояться», — уверен Алексей Минчаков.

Как стать донором

Потенциальным донором костного мозга может стать любой взрослый человек с 18 до 45 лет без противопоказаний по здоровью весом более 50 кг. Чтобы вступить в Национальный регистр доноров костного мозга, можно сдать кровь на типирование в любом медицинском офисе «Инвитро».

Теперь благодаря совместному проекту Национального РДКМ, Почты России и Русфонда донором костного мозга можно стать проще - достаточно сделать мазок с внутренней стороны щеки и отправить его по почте заказным письмом. Заказать набор со специальными палочками, инструкцией по сбору биоматериала, анкетой о состоянии здоровья, согласиями на вступление в регистр и обработку персональных данных можно на сайте Русфонда. Заберите его в отделении Почты России, заполните документы, возьмите мазок из полости рта. Как это сделать – можно прочитать здесь. Запечатайте конверт с документами и палочками с биоматериалом и отправьте по почте в лабораторию Казанского (Приволжского) федерального университета. Его исследуют, определят генотип, и ваши данные включат в регистр.

«Такой способ рекрутинга успешно применяют ведущие регистры мира. Если вы решили стать донором и заказали набор, нужно как можно скорее взять мазок, следуя инструкции, и отправить его по почте. Отправку и пересылку набора для взятия буккального эпителия оплатит Почта России, а затраты на исследование материала и определение генотипа берет на себя Русфонд. Проект финансируется за счёт пожертвований. Это не просто письмо – это чей-то шанс на спасение жизни!», — рассказала руководитель отдела рекрутинга РДКМ Русфонда Евгения Лобачева.

Автор: Наталья Халезова

Похожие материалы по теме

Алексей Храповицкий: "Даже ёжики болеют"

Только в августе текущего года в стране зафиксировано 142 случая вспышек бешенства. При этом лидерами по количеству выявленных случаев являются Владимирская и Нижегородская области.

Елена Тарасова: «Мы готовы к трудностям!»

Правда такой «почетный» статус не устраивает ни Елену Тарасову, директора заповедника, ни членов Общественной палаты Кировской области, выступивших с инициативой о расширении территории Нургуша.