Ольга Кротовская: «Шерстяная живопись – это рукоделие»

Автор персональных выставок рассказала о нетрадиционной технике рисования, а так же дала несколько советов новичкам.

Более 100 лет назад в Германии философ Рудольф Штайнер стал основоположником шерстяной живописи. Он придумал способ применения окрашенной шерсти для рисования картин. Тем более в сельской местности это был дешёвый материал. Такую историческую справку можно найти в сети Интернет. В Кирове тоже есть люди, увлечённые шерстяной живописью. Среди них – Ольга Кротовская, автор персональной выставки «Шерстяные краски» в кировской библиотеке №4 имени М.Г. Исаковой.

Мы встретились с мастерицей для записи интервью во время её занятия с новичками. На уроке они рисовали кота.

Как в вашей жизни появилось рисование шерстью?

Я работала в организации, которая занималась проведением творческих конференций. Однажды три года назад на одной из них я увидела шерсть. Поскольку я раньше её валяла, у меня было много шерсти. Но то, что ею можно рисовать, я не знала до этого. Мне больше понравилась живопись, потому что тыкать иголкой в одно место стало неинтересно. Сейчас у меня проходит уже третья выставка в Кирове.

Шерстяная живопись что это?

Это рукоделие. К изобразительному искусству не имеет никакого отношения, но результат схожий. Шерстяная живопись для тех, кто не умеет рисовать, но хочет проявлять себя как художник. Каждая работа неповторимая – вторую такую уже не сделать.

Какие знания и умения должны быть у человека, который хотел бы тоже рисовать шерстью?

Никаких. Нужно только желание и понимание, что это кропотливый труд, который требует точности, усидчивости, терпения. Я сама не художник. Эта техника для тех, кто не умеет рисовать. Мы как художники учимся подбирать нужный цвет. Но шерсть удобна тем, что если что-то не понравилось, то можно убрать этот слой и сделать его заново.

Какие инструменты нужны художнику?

Наши инструменты: рамка для фотографий, набор шерсти, ножницы, в редких случаях пинцет, утюг, клей, картон, ткань. Тем, у кого кожа на руках сухая, рекомендуется использовать крем, чтобы волоски шерсти не прилипали к пальцам.

Сначала на уголки картона приклеивается кусок ткани. Ткань – это основа картины. Именно на ней будет держаться шерсть. Во время рисования шерсть накладывается слоями, а потом прижимается стеклом.

Сложно ли найти нужную для рисования шерсть? И дорогое ли это удовольствие?

Лет 5-6 назад шерсть было сложно достать, а сейчас, даже если не получается найти в Кирове нужное количество цветов, то есть огромное количество интернет-магазинов. Для новичков надо около 20 основных оттенков: несколько зелёных, несколько жёлтых и так далее. Одной пачки шерсти хватает на несколько картин. Самая дешёвая шерсть, грубая, стоит чуть больше 70 рублей. Тонкая итальянская стоит от 400 рублей. Но их можно смешивать друг с другом. Никаких канонов нет, поэтому не только ученики учатся у мастеров, но и мастера у учеников. Ведь неправильные действия новичка могут стать новым приёмом в этом виде живописи.

Если взять масляную живопись, то для неё нужно: холст, грунт, кисти, краски, мастихины и многое другое. Это всё недёшево. Я считаю, что в шерстяной живописи можно гораздо более дешёвым образом самовыражаться.

Пока Ольга подсказывала одной ученице, как лучше выложить из шерсти ухо кота, мы поговорили с другими её ученицами. Оказалось, что все по-разному приходят к шерстяной живописи. Кто-то постепенно развивает в себе различные творческие направления, а кто-то хочет научиться рисовать красками, но не находит себя в этом деле. Шерсть в этом случае кажется им более практичным материалом, поскольку остатки можно использовать для создания, например, бус или для новой картины. Кроме того, новичков подкупил быстрый результат: первые картины получаются спустя пару занятий. Созданную на мастер-классе картину ученицы могут повторить дома один или два раза, чтобы отработать полученные знания. Копии хорошо расходятся в качестве подарков родным и друзьям.

Есть ли какие-то сюжеты, которые нельзя нарисовать шерстью?

Нет таких сюжетов. Другое дело – как они могут реализоваться в шерсти. Ведь шерсть – это 100% пряденная овечья шерсть. Её особенность в том, что можно делать как монохромные картины, так и смешивать цвета.

В чём ключевое отличие шерсти, как материала для рисования, от красок, например?

Если вы подойдёте к картине за стеклом и не приблизитесь к ней настолько, чтобы рассмотреть материал, то вы подумаете, что это акварель. Почему и называют живопись шерстью, шерстяная акварель, тёплые картины. Материал за счёт своей структуры очень пластичный. Шерсть как акварель, ею можно передавать объём, света, тени. Но у очень многих аллергия на неё. С другой стороны, когда человек разрывает шерсть, у него уходит злость. Это так называемая «шерстетерапия». Но иногда это всё очень злит.

Насколько долговечными получаются картины?

У шерстяных картин только два врага: моль и случайное падение. Краски не выцветают и не выгорают со временем.

Как долго можно рисовать одну картину?

Мастер-классы длятся по 4-5 часов, а когда рисуешь дома для души, то можно либо каждый день по часу рисовать, либо целый день.

А в целом, шерстяная живопись сейчас популярное занятие?

Я думаю, что очень многие зажглись и стали искать информацию об этом в интернете. Сейчас и бесплатных мастер-классов много, и платных. Можно учиться с помощью бесплатных, но нужна базовая подготовка. Её можно получить только во время работы с мастером. Тем более, это живое общение, общая энергия.

Где вы ищите вдохновение?

В интернете. Надо взять любую понравившуюся картинку, если вы не художник. Никто не говорит, что нам нужна точная копия. Мы берём какой-то сюжет и можем его по-своему интерпретировать. Можно скопировать контуры, например, кота.

Что на счёт детей? С какого возраста лучше учиться шерстяной живописи?

Это кропотливая работа, поэтому дети устают быстро. Шерстяной живописью лучше заниматься детям старше 12 лет. Сначала им лучше давать нарезку шерсти, чтобы они её прикладывали и делали несложные сюжеты, и чтобы на создание картины уходило не более часа.

Вернёмся к изобретателю этого вида живописи: он отметил тот факт, что во время работы с шерстью дети получали психологическое расслабление, становились уравновешенными. И по сей день шерсть помогает людям, которые испытывают душевное напряжение и стрессы. Более того, она даёт человеку возможность раскрыть свой творческий потенциал.

Есть ли у вас какие-либо мысли о развитии этого направления рукоделия в Кирове?

Мне бы хотелось, чтобы была студия с называнием «Шерстяные краски». В ней бы любой желающий мог прийти попробовать себя или ходить рисовать понравившиеся картины.

Похожие материалы по теме

Картина грязью: история художницы Натальи Тимошенковой

Вот уже несколько лет художница Наталья радует кировчан своими яркими картинами на грязных автомобилях. Но все ли так радужно начиналось и почему художница отказалась от этой задумки на два года?

Александр Репин: «Старый инструмент очень душевный»

В чём преимущества антикварного столярного инструмента и когда набор ручного инструмента заменяет цех со станками? Об этом и многом другом в интервью с мастером Александром Васильевичем Репиным.