Вадим Русских: «Рисование вином стоит воспринимать как эксперимент»

Что это за техника рисования вином и каковы её особенности - читайте в нашем интервью.

Чем только не рисовал человек на протяжении всей истории его существования: древние художники использовали уголь в своих наскальных рисунках, а современные рисуют даже пеной для бритья. В нашем материале речь пойдёт о рисовании вином.

Каждый ли сможет освоить эту технику и есть ли у неё будущее? Об этом и не только нам рассказал художник-педагог Вадим Русских.

Вадим, расскажи про своё творчество, пожалуйста.

С первого класса школы я начал заниматься в изобразительной студии. Потом поступил в Вятское художественное училище имени Аркадия Александровича Рылова. После обучения занялся педагогической творческой деятельностью, правильным преподаванием рисования в различных заведениях, в том числе в частных и бюджетных. Так начал зарабатывать трудовой стаж и педагогический опыт. Только в 2014 году начал активно участвовать в выставках разных уровней — от городских до региональных.

В каких жанрах и чем умеешь рисовать?

Так получается, что по ходу нашей деятельности мы сталкивались с различными задачами: творческими, коммерческими. Овладели всеми возможными навыками обращения с различными материалами. Но если говорить о творчестве, то я занимаюсь классическими материалами и техниками: масляная и акварельная живопись, графика различными материалами (уголь, сангина, пастель, тушь). Работаем и баллончиками с красками.

Что больше нравится?

В творчестве меня больше всего привлекает образ человека: портрет, фигура, многофигурная композиция, станковая графика. Каких-то границ себе не ставлю. Бывает так, что зацепившись за интересный материал, начинаю по нему идти, двигаться с его помощью и создавать абсолютно другие работы. Но на данный момент живопись нравится больше всего.

Рисование вином — как ты придумал это попробовать?

Это не был мой осознанный выбор как художника. Идею подал Музей шоколада, который предложил провести мастер-класс по рисованию вином. Год уже с ними сотрудничаю: провожу мастер-классы в среднем раз-два в месяц. Как правило, они приурочены к каким-нибудь праздничным датам.

Сама техника для меня была абсолютно новой, потому что у меня и мыслей не было попробовать этот материал. Вино, если его сравнивать с профессиональными художественными красителями, довольно капризное, и его применение ограничено. Каждый сорт вина имеет свой оттенок при нанесении на бумагу. Можно, конечно, создавать сложные многоцветные композиции, но такого разнообразия, как при работе с масляными красками или акварелью, не достичь. Для творчества это «минус».

Само по себе написание картин вином — это не оригинальная идея. Я изучал эту тему и узнал, что вином пишут и за рубежом, и в России есть мастера, которые создают высокохудожественные и сложные произведения. Я считаю, что вино — непризнанный в профессиональных кругах материал. То, что я показываю на мастер-классах — это мой уровень и мои знания, которых вполне достаточно для создания оригинальных работ новичками.

Оправдал ли результат ожидания?

Эффект от работ вином получается интересным, необычным. Люди остаются довольны.

Были ли эксперименты с другими спиротосодержащими жидкостями?

Был эксперимент введения в традиционную акварельную живопись одного спиртного напитка. Он создаёт эффект очень красивого радиального размытия на красочный фон. При взаимодействии с каплей напитка краска начинает растекаться в виде правильного круга. Такой эффект почти невозможно создать от руки.

Есть ли какие-то особенности у рисования вином с точки зрения техники?

Я думаю, что основное отличие техники в том, что работа должна быть послойной. Вино, как краситель, достаточно блёклый. От вина очень сложно добиться мощного тона, контрастности. Поэтому для чёткости работы нужно применять послойный метод работы. Есть особенности, связанные с химическим составом вина. В отличие от красителей химических и искусственных, вино имеет свойство менять свой цвет со временем. Насколько я знаю, с течением времени, примерно за месяц, красное вино на бумаге меняет цвет с фиолетового оттенка на какой-то оранжево-бежевый.

Вино более сложный материал в процессе нанесения. Нужно делать это с осторожностью.

А расход напитка какой?

Очень небольшой. Мы работаем немного разбавленными вином. Это технологический приём. Как правило, одна бутылка расходуется за полгода на мастер-классах.

Как люди воспринимают эту технику? Не жалеют переводить напиток?

У людей на мастер-классах возникают креативные мысли. Например, добавить в мероприятие дегустацию вина, пробуешь на вкус и тут же рисуешь, либо добавить какую-нибудь закуску. Они относятся к мастер-классу иронично, всегда позитивно.

Был случай, когда одна из учениц, пожилая женщина, попросила взять мою работу себе, а потом вернула мне её. На ней она написала благодарственный отзыв и заламинировала работу на листе бумаги. Эта тема затрагивает людей и не оставляет их равнодушными.

Каждый ли человек может научиться рисовать вином? И есть ли вероятность, что что-то начнёт получаться на первом занятии?

Я думаю, да. За всё время, ни один человек не остался без готового красивого результата. У новичка обязательно будет результат за одно занятие.

Видишь ли ты будущее у техники рисования вином?

Я считаю, что написание вином — это сугубо развлекательный процесс для широких мероприятий: дегустация вин, торжества. Его можно использовать как элемент шоу.

Ну, а если из моих учеников выделится какая-то группа людей, которые захотят перешагнуть первую черту для начинающих и приступить к чему-то более сложному, трудоёмкому, профессиональному, то, я думаю, можно будет выйти на тот уровень, когда можно задействовать несколько сортов вина и создавать более сложные вещи. Возможно, даже портреты. Всё зависит от желания людей.

Можешь ли дать совет тем, кто вдруг захочет попробовать нарисовать что-то вином?

Главное - не относиться к этому серьёзно. Рисование вином стоит воспринимать как эксперимент, баловство. Может быть, кто-то найдёт новые и интересные решения.

Похожие материалы по теме

Картина грязью: история художницы Натальи Тимошенковой

Вот уже несколько лет художница Наталья радует кировчан своими яркими картинами на грязных автомобилях. Но все ли так радужно начиналось и почему художница отказалась от этой задумки на два года?

Александр Репин: «Старый инструмент очень душевный»

В чём преимущества антикварного столярного инструмента и когда набор ручного инструмента заменяет цех со станками? Об этом и многом другом в интервью с мастером Александром Васильевичем Репиным.