Александр Баринов: «К морю нужно относиться так же нежно, как к женщине»

В творчестве кировского мариниста удивительно переплелось увлечение, история, опыт и мечты. Хотя специального художественного образования у Александра Баринова нет.

Чтобы стать маринистом, не обязательно жить у моря или состоять на службе во флоте. Можно просто родиться в Кирове, просто увлекаться живописью, любить историю и хранить в памяти воспоминания о разных странах. Это доказал кировский маринист Александр Баринов. В выставочном зале на Карла Либкнехта работает его выставка «Морская слава России».

В чем особенность морских пейзажей и почему батальные сюжеты могут быть интересны современникам, Александр Сергеевич рассказал нам при встрече.

Александр Сергеевич Баринов — член Союза художников России и Военно-исторического общества, участник городских, областных, междугородних выставок. Картины мариниста находятся в частных собраниях коллекционеров Москвы, Кирова, других городов. Александр Баринов закончил Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени А.С.Попова в Санкт-Петербурге, служил на атомных подводных лодках. Когда уволился в запас, серьезно занялся живописью.

- Александр Сергеевич, почему в центре вашего творчества — море? Наш край от него так далёк...

- Я родился в Кирове, в районе Красный Химик. А там были разливы. Я еще ребенком садился в лодку и уплывал на острова — так мы их называли. Рисовать начал тоже в детства, карандашом, занимался в изостудии, но дети там в основном создавали орнаменты, мне это быстро надоело, и я стал двигаться дальше. Занимался спортом, борьбой, в лыжной секции, окончил военно-морское училище, 10 лет прослужил на атомных лодках, сходил в дальний боевой поход в Индийский океан. А когда закончил службу, понял, что буду рисовать море.

- У вас нет специального образования. Стать маринистом можно самостоятельно?

- Можно, если есть желание! Как корабль назовешь, так он и поплывет. Корабль «Счастливый», например, ассоциируется со мной. Я счастлив, что так все получилось. Я родился в Кирове, учился в Санкт-Петербурге, служил в Приморском крае с великолепной природой, видел морские дальневосточные пейзажи.

- А рисуете Вы в Кирове. Как удается представить море — такое далекое от нас?

- Это мечта. Людям всегда хотелось посмотреть, а что там, за горизонтом. Хочется и мне. Мечта в воображении. Над выставкой «Морская слава России» я работал год, практически без выходных, по 11 часов в сутки. Из прежних работ в выставку попало только порядка 15, все остальные сделаны в этом году.

- Выставка построена вокруг чего-то центрального? Есть главная картина?

- Как детей, картины невозможно выделить. Центральная тема — это история. Можно условно разбить все работы на три части: морской пейзаж (марина), географические открытия парусного флота и баталии. Выставка посвящена морю, кораблям, людям, героям..

- Парусные корабли с Ваших работ такими и были? Или это — вымысел?

- Нет, все, действительно, было так, как я показал. Я ориентируюсь по старым картинам, по рисункам, чертежам — они остались. Стараюсь изображать корабли именно такими, какими они были. Тема парусного флота очень мало разработана. Есть картины, но они единичные, нет циклов работ.

Но вы посмотрите, если взять историю парусного флота — ведь это самый блистательный момент в истории нашего государства! Более 20 побед было одержано нашими кораблями, и ни одного поражения! Битвы шли по несколько часов, сражения переносились на следующий день... Да, корабли были деревянные, а люди были - железные.

- С чего началась история парусного флота России?

- Мог ли отец Петра I Алексей Михайлович представить, что его сын станет знаменитым флотоводцем? Сам он только слышал про море, но не видел его. Между тем, именно Пётр понял, что у России нет путей сообщения с Европой, и что это тормозит экономическое развитие. Единственным портом был Архангельск, и то навигация в нем длилась только три месяца в году. Без флота не добиться и значительных военных побед, понимал царь. Первое взятие Азова не получилось в 1695 году. И тогда было решено создать флот. Боярская Дума подписала указ: морским судам быть! Великое строительство началось.

Пётр отправился в Голландию посмотреть, как строят свои корабли голландцы, посмотрел и решил, что учиться корабельному делу нужно в Англии, потому как «в Голландии делают корабли по наитию и опыту «без чертежей хитростных»», а надо бы с чертежами. Первый русский фрегат был спущен на воду в 1703 году.

Пётр строил флот из 2 частей — корабельный парусный (корабли открытого моря) и галерный флот — вёсельно-парусные корабли. Галеры и все остальные предназначались для перевозки грузов, использовались как транспортные суда. А корабельный флот предназначен был для боя. Состоял он из линейных кораблей — от 66 до 110 пушек. Корабли делились по рангам, по количеству пушек - 100, 80-ти, 66-ти пушечные. Легкие фрегаты использовались для одиночного плавания. Корветы и шлюпы были похожи на фрегаты, но предназначались для дальних плаваний. А бриги служили для разведки. Собственно для боя использовались линейные корабли.

Пётр I, начав с ноля, к 1721 году имел уже 34 линейных корабля, около 20 фрегатов, около 200 галер. Это при том, что в это же время строились Петербург, Петергоф. Только заканчивали один корабль, сразу начинали строить другой. Англичане удивлялись, почему русские так быстро освоились? А я скажу так: мы всегда имели дело с деревом и топором. Поэтому не удивительно, что, как писал Александр Пушкин, «Россия вошла в Европу под стук топора и гром пушек». Долго корабельный флот Петр практически не использовал, считал рано. Но первая же победа была громкой.

- Что это за сражение?

- Первую в истории России морскую победу русский флот одержал у мыса Гангут (полуостров Ханко, Финляндия) в Балтийском море. Это было в 1714 году. Впервые русские корабли атаковали шведские и даже захватили три вражеских судна. Есть еще одна интересная история. В 1716 году Петр I вывел свой флот в Копенгаген, где к нему присоединились английская и голландская эскадры. Это была некая акция устрашения у шведских берегов. Кстати, тогда впервые в истории эскадрой управлял царь. Петр лично возглавил эскадру. В этом же году российский император давал оценку флотам Европы и ставил свой флот наравне с английским.

Любимым кораблем Петра был «Ингерманланд» - линейный корабль, построенный по личным чертежам царя. Корабль оказался настолько удачным и мореходным, что еще 10 таких же было построено позже. Была у Петра мечта — создать 125-ти пушечный корабль. Царь даже разработал для него чертежи, начал строить, но не успел... Такой корабль был спущен на воду только в 1727 году и был назван «Петр 1 и Петр 2». По рассказам очевидцев, это был самый красивый корабль в мире.

- А какой сражение было ключевыми на Черном море?

- Первое столкновение корабельного флота России с турецким случилось в Чесменской бухте. Флот турецкий был найден и разгромлен за одну ночь. Когда наши атаковали, турки снялись с якоря и зашли в бухту с очень узкой горловиной. Кораблей у турков было много, не только линейных, но фрегатов, бригов, корветов. Наши решили атаковать их особым отрядом кораблей — брандеров. Это судна, нагруженные легковоспламеняющимися веществами,. Задачей брандера было подойти ближе к вражескому кораблю, зацепиться за него, поджечь, а команда затем высаживалась в шлюпку и отходила.

Есть картина, посвященная Керченскому сражению, уже при Федоре Ушакове. Турки хотели высадить десант в Крыму, под прикрытием корабельного флота, примечательно, что это было почти в том же месте, где сейчас строится новый мост Сражение состоялось, было упорным, в конце концов Ушаков отогнал турок. На одной из картин как раз изображен момент, когда турки нарушают свою линию и разворачиваются.

- Вы говорили, что выставка — не только про корабли, но и про героев. Каких?

- Для нас сейчас Фёдор Ушаков — это наше все. Но мало кто знает, что в своё время он был в опале, вплоть до Отечественной войны. Даже великий Айвазовский, который написал 6 тысяч картин, не создал ни одной про Ушакова и его моряков, про его сражения и битвы. Вот это странно и непонятно.

А есть и другие имена. Например, кто слышал про Василия Чичагова? И про Выборгское морское сражение? Шведский флот под командованием самого короля Швеции Густава III и гранд-адмирала принца Карла был блокирован в северной части залива двумя эскадрами русского Балтийского флота. Месяц длилась блокада. Чичагову предлагали атаковать шведов, сжечь корабли, а адмирал тогда говорил, мол, там король, не удобно. Шли переговоры, шведы уже вроде должны были согласиться на все. Но неожиданно подул свирепый ветер в сторону нашей эскадры, и шведы начали прорываться. Этот прорыв стоил им 7 линейный кораблей. Густав сумел уйти на яхте.

Интересный факт, что Чичагов — это один из первых людей, который был послан в Арктику, в 1765 году. Ему предстояло дойти по открытой воде до другого континента, миную Берингов пролив.

- А современные корабли могут быть отражены в морских пейзажах?

- Сейчас можно зайти на сайт, посмотреть фотографию — и картин не нужно.. Я взялся за историю, потому что с конца 19 века до сих пор столько собрано фото и киноматериалов, что описывать почти нечего. А историю нужно показывать. Стараюсь рассказать о героях тех времен, чтобы они остались в памяти нас с вами, потомков.

Показываю и подвиги малых кораблей. Бриг «Меркурий» вошел в историю золотыми буквами, он получил Андреевский флаг за сражение с двумя турецкими линейными кораблями во время русско-турецкой войны.. 14 мая 1829 года 18-пушечный бриг был настигнут двумя турецкими кораблями «Селимие» и «Реал-беем». Они в десять раз превосходили «Меркурий» по количеству орудий. Экипаж брига принял неравный бой и одержал блестящую победу, нанеся противнику повреждения. Противник вышел из боя. Считаю, что капитан-лейнтенант Казарскоий олицетворяет честь и славу российского флота.

А географические открытия? Корабли уходили на 3 года в неведомую даль. Если посмотреть на карте, то большинство тихоокеанских островов открыто русскими.

А командир брига Российского императорского флота «Рюрик»? Отто Коцебу совершил на нем кругосветную экспедицию. Это была первая экспедиция на частные деньги. Задача была найти северный путь. 30 июня 1815 года судно вышло из Кронштадта. После посещения  Копенгагена и Плимута бриг вышел в Атлантический океан и взял курс на пролив Дрейка, 23 января подошел к мысу Горн,  а  13 апреля 1817 года попал в шторм у Алеутских островов. Последняя волна сломала бушприт, а самого капитана отбросила так, что он получил ранение в грудь. Вот на картине корабль стоит против волны, корабли всегда так ставили, чтобы противостоять воде. 

- Александр Сергеевич, художников-маринистов не так много?

- Они есть и сейчас Многие прекрасно изображают корабли, но очень мало циклов картин, например, батальных.

- Чем ваша техника написания морских пейзажей отличается?

- Все художники по-разному смотрят на этом мир. Я считаю, что морские пейзажи нужны для того, чтобы показать гармонию воздуха и воды — моря. Чем отличаются марины от простых пейзажей? Тем, что должна быть краска чистая, мазка не должно быть, тогда начинает играть свет — и в воздухе, и в воде. К морю нужно относиться так же, как к женщине, - грубые мазки не приемлемы.

Выставку я делал, чтобы показать море во всех его проявлениях — утром, вечером, солнечным днем. Здесь все состояния моря отражены...

- Спасибо, Александр Сергеевич! 

С работами Александра Баринова можно познакомиться на выставке «Морская слава России». Она открылась в Выставочном зале Вятского художественного музея им. Васнецовых. Зал находится на улице Карла Либкнехта, 71.

Похожие материалы по теме

Картина грязью: история художницы Натальи Тимошенковой

Вот уже несколько лет художница Наталья радует кировчан своими яркими картинами на грязных автомобилях. Но все ли так радужно начиналось и почему художница отказалась от этой задумки на два года?