Страсти по меху, или Почему некоторые меховые компании оказались на грани закрытия

С 12 августа все российские меховые изделия должны маркироваться специальной отметкой. Касаются новые требования и тех, кто производит одежду из натурального меха, и тех, кто ее просто продает.

С 12 августа маркировка изделий из натурального меха стала обязательной для всех участников оборота по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха», сообщает Федеральная налоговая служба.

Цель маркировки — обезопасить покупателя от недобросовестных производителей. Причем касается это всех, кто занимается выделкой и крашением меха, кто производит меховые изделия, кто шьет одежду и аксессуары из меха, кроме головных уборов.

Выглядеть маркировка будет так: контрольный ярлык с чипом, вшитый в шов, и навесной ярлык.

Обращать внимание на маркировку отныне должны и компании, торгующие одеждой, обувью из кожи и меха — оптовики и те, кто делает это в розницу. Описание меховых изделий и информация о том, кто их произвел и кто купил, должны передаваться в информационный ресурс маркировки на сайте налоговой.

Чтобы подключиться к ресурсу, бизнесменам придется зарегистрироваться в личном кабинете ИР «Маркировка». «Взаимодействовать участники оборота маркированного товара с налоговыми органами будут только в электронном виде через личный кабинет, личное посещение налоговых органов не требуется», - поясняют в налоговой.

О том, что будет вводиться маркировка, кировские меховщики узнали еще весной. Но тогда на всех совещаниях в Москве и Пятигорске речь шла об эксперименте. В Правительстве производителям меха объясняли, что маркировка будет исключительно добровольной, а сам эксперимент продлится до 31 декабря 2016 года.

«Мы написали письмо в Правительство, объясняли, что мера несвоевременная, что отрасль и без того сейчас буквально лежит, что это добьет малый бизнес, - рассказал Лев Лимонов, председатель Кировской гильдии меховщиков. - Нам пришел ответ из минфина, в котором говорилось, что, в соответствии с правилами маркировки, эксперимент будет проводиться с 1 апреля по 31 декабря 2016 года на добровольной основе. А в результате летом стало ясно, что Киргизия ратифицировала соглашение о маркировке меха, оно вступило в силу и похоронило постановление нашего Правительства. Мы, конечно, сомневались, что это так, что государство ничего не сделает. Оказалось, ничего и не сделало».

С утра 12 августа в гильдии меховщиков «разрываются» телефоны — звонят продавцы, производители, пояснил Лев Николаевич. На сайте ФНС маркировку проводить невозможно - сервис не работает. Даже те компании, кто все-таки решились на маркировку, занести данные на сайт сейчас не могут.

К примеру, зверохозяйство «Вятка» заключило с «Госзнаком» договор на производство маркировки, но получить чипы сегодня не может, потому что в сервис невозможно занести сведения. На вопросы кировских меховщиков в ФНС ничего не ответили о сроках отсрочки — о том времени, когда производители смогли бы подготовиться. Хотя ранее шла речь о том, что на подготовку дадут 45 дней.

Главная цель маркировки — обезопасить покупателей от недобросовестных производителей — не может быть достигнута, считают меховщики. И приводят в пример систему ЕГАИС. Она давно работает в государстве, но несанкционированного алкоголя меньше не стало.

«Меньше контрафакта не станет, зато ситуация отразится на бизнесе. Вводить маркировку нужно было лет 15 назад, когда отрасль нормально жила, развивалась. Тогда и надо было ставить заборчики. А когда у нас уже второй кризис за последние 7 лет, по нам будто катком прошлись. Сейчас предприятия все лежат. Многие просто из-за новой системы закроются. Получить чипы можно только за деньги. По каждому товару нужно ввести по 16 позиций — придется целый штат сотрудников нанимать. А немаркированный товар сотрудники Роспотребнадзора и полиции сейчас, по большому счету, уже имеют полное право конфисковать. Это при том, что нам открыто заявили, что маркировка будет добровольной. Сейчас оказывается - обязательной», - признался Лев Лимонов.

Не сомневаются кировские меховщики и в том, что первыми чипы получат те, кто работает с китайскими производителями. А это крупные московские продавцы. Отечественные производители, а они все в регионах, выжить в такой ситуации просто не смогут. Выход есть, считают меховщики: государство должно дать бизнесу время на подготовку и перепланирование своей работы. Кстати, за оборот немаркированных изделий из натурального меха и нарушение порядка маркировки бизнесменов ждет административная и уголовная ответственность, сообщает налоговая.

Похожие материалы по теме