Но зачем начинать развивать ребенка так рано? Как разглядеть актера в трехлетке? Сможет это сделать опытный режиссер? И с какого возраста знакомить ребенка с театром?
На семь вопросов редакции ответила Алёна Лысова, режиссер театра кукол и художественный руководитель студии "Забава".
Алена Юрьевна Лысова по первой профессии - методист детского сада. Когда в театре Алене Юрьевне предложили создать студию, она согласилась - программа работы с детьми у нее уже была. Началась студия с двух детских групп, за 5 лет групп стало 8.
- Когда приводить ребенка в театр? А когда - на сцену?
- Есть спектакли 0+, но это не значит, что самых маленьких детей, грудничков нужно нести в театр. Оптимальный возраст для первых спектаклей - это 1,5 - 2 года. Причем это спектакли, на которых мама занята вместе с ребенком ("Ладушки", например). А на спектакли, которые идут на сцене, желательно приводить детей с 3 лет. И на саму сцену, в театральную студию, мы берем с трех лет. Три-четыре года - это подготовительная группа.
Мы начинаем с общего развития детей: артикуляция, мелкая моторика, игры в кукол, проигрывание сказок. По большому счету, это то, чем раньше занимались родители в семьях. Часто мне говорят: "Ой, ну надо же, они у вас и лепят, и рвут из бумажек, и приклеивают, и в кукол играют".. Но в свое время этим же точно мы занимались сами с детьми, и находили на это время. Видимо, какая-то связь поколений у нас все-таки потерялась сегодня...
- Как избежать того, чтобы студия или секция заменила ребенку родителей?
- Еще несколько лет назад все секции начинались с того момента, как ребенок шел в школу. А сейчас мы начинаем водить ребенка с года по всяким кружкам, где им так же читают, учатся лепить... Здесь есть еще момент престижа... "Я вожу ребенка и на пение, и в бассейн, и на каток", - хвастается мамочка... Но мы забываем, что у детей тоже перегруз, что они тоже устают. Вы попробуйте успеть сбегать на хореографию, вокал, в художественную школу, а на 5-й день еще в театральную. Выберите что-то одно! Одного-двух кружков в неделю вполне хватит! А в свободное время лепить, рисовать, читать можно и нужно дома!
- Как понять, куда отдать ребенка?
- Ребенка потянет! Туда, где он сможет себя больше проявить, где ему нравится. А если ребенок не захочет куда-то ходить, не нужно заставлять. Лучше попробовать на следующий год что-то другое.
- Чем полезна театральная студия?
- Мы занимаемся лепкой, сами готовим реквизит из бумаги, глины, папье-маше, в студии есть ритмика, хореография с профессиональными хореографами. Дети учатся слушать музыку, в своем воображении рисовать определенные картины, подбирать эту музыку к персонажу. А на уроках актерского мастерства мы учимся говорить. Косноязычием сейчас страдают многие школьники, артикуляция развита очень слабо. Причина известна - компьютеризация. Дети много пишут, но не умеют общаться между собой.
- Есть смысл заниматься в студии, если нет таланта?
- А кто может сказать, есть талант или нет? Даже у гениев таланты проявляются не сразу. Они генетически заложены, сумеем мы, взрослые, эти таланты развить или нет - вот вопрос. Мне кажется, что все талантливы. Кто-то раскрепощен больше, кто-то - меньше, но это ни о чем не говорит. Невозможно определить, какой ребенок будет на сцене в будущем, какой - не будет.
Однако любому хорошему педагогу нужен результат. Если он не видит прогресс в детях, он не видит смысла в занятих. Если дети становятся более общительными, раскрепощенными, их речь - плавной, выразительной и правильной, тогда становится очевидно, что занятие полезны.
- Сколько времени пройдет, прежде чем ребенок начнет расти, как актер?
- Есть дети, которые с трудом идут на контакт, сначала они с мамой занимаются, вместе. Но когда в мае (конец учебного года) такие ребята просто выходят на сцену перед всеми родителями, не боятся, не зажимаются, я считаю, что это и есть прогресс. А на следующий год они выдают концертные номера на сцене. Дети начинают верить в себя!
Я всегда говорю нашим новичкам: "Вы - маленькие актеры! Поэтому будьте добры, представьте, что зал полный, а у вас выступление..." И у детей появляется чувство собственного достоинства, они понимают, что что-то могут.
- Каков главный метод театральной студии "Забава"?
- Свой, авторский метод - это терпение и, как бы банально это ни звучало, любовь к детям. Все они - такие же личности, как мы, такие же актеры, как мы. А в чем-то еще мудрее нас. Даже не могу сказать, с кем труднее работать - с профессиональными актерами или с маленькими...
Благодаря профессионалам я, как режиссер, воплощаю свои мысли и передаю их зрителям. С детьми - по-другому. Они подчас выступают непредсказуемыми актерами, они порой глубже видят суть, могут задавать непредсказуемые вопросы. Вот, к примеру, мы ставили с трехлетними детьми сказку "Колобок". Колобок бегает от персонажа к персонажу, когда заяц сказал ему: "Я тебя съем!", 3-летний малыш говорит мне: "А он что, тунеядец? Он не работает, колобка не делал, морковку таскает..." Тут уж мне пришлось задуматься... Откуда в трехлетнем ребенке возникла такая глубокая эмоция?
У детей тоже есть свой взгляд на жизнь, свои претензии к педагогам, свои надежды. Когда мы выбираем студию для ребенка, давайте не забывать и об его интересах.