- Алексей, с чего всё началось? Как Вы стали мастером художетственной ковки?
- Мне всегда было интересно кузнечное дело, сколько себя помню. Началось это, наверное, после школы. Долгое время я не знал, чему посвятить свою жизнь. Затем решил отучиться на сварщика. Как-то совершенно случайно я встретился с человеком, который открыл свою кузницу. Я некоторое время там работал, правда, мало что тогда умел. Затем сменил работу, а года три назад решил, что хватит работать на кого-то — пора открывать свое дело.
Когда работаешь в частных фирмах, ты не выбираешь, что тебе делать — ты просто выполняешь порученные задания. Это неинтересно. В этом нет творческого подхода. Сейчас у меня свое дело, я придумываю и разрабатываю всё с нуля, а затем сам же воплощаю эти идеи в жизнь. Правда, работаю я не один — мне помогают два напарника.
- Много времени ушло на освоение кузнечного дела?
- Я занимаюсь этим как минимум 20 лет. И думаю, мне еще далеко до того, чтобы сказать, что я профессионал. Наверное, не хватит целой жизни, чтобы освоить в этом деле все нюансы. Есть очень много направлений в ковке, и освоить их все, на мой взгляд, невозможно, да и ни к чему. У кого-то получается лучше что-то одно, у кого-то — другое. В каждом направлении своя специфика.
Одно время я увлекался Дамаском — делал ножи и клинки. Потом решил заниматься пластическими вещами и художественной ковкой непосредственно.
- Где обучались этому мастерству?
- Все пришло с годами. Какие-то азы, конечно, можно почерпнуть из книг и интернета, но сам я часто сталкивался с тем, что некоторые вещи все равно приходится делать самому. Литературы по этой тематике практически нет. Большая проблема в том, что если ты собираешься делать не просто сборку из каких-то типовых стандартных элементов, а именно авторскую работу, нужно обладать образно-пространственным мышлением. Еще на этапе проекта нужно видеть в объемном изображении, то, что должно получиться в итоге. И понимать принцип самой пластической деформации металла. Когда ты наносишь удар по металлу, нужно понимать – куда, в каком направлении, сколько металла будет смещаться, какая получится деформация. Если у человека нет определенного склада ума, этому не научить.
К примеру, когда я делал фигуру дракона, у меня не было эскиза, было всего несколько набросков и картинок сказочных драконов. Но у меня не было представления, что получится в итоге. То есть этот дракон родился в процессе работы. Причем фигура получилась, на мой взгляд, весьма пропорциональной и живой. Все это сложно объяснить словами, это очень творческий процесс.
- Каковы возможности металла? Какие вещи можно создавать с помощью художественной ковки?
- Металл — очень пластичный материал, из него можно лепить, как из пластилина. Главное — раскрыть его возможности. Классическое представление о ковке — это набор различных завитков, цветочков и листочков. На самом деле возможности художественной ковки значительно шире. Правда, очень многое зависит от заказчика. Мало кто знает, что вообще можно сделать из металла. Зачастую при заказах многие руководствуются тем, что они где-то видели. Но представления о настоящей художественной ковке зачастую очень ограниченны.
- Что особенно ценится в художественной ковке?
- С профессиональной точки зрения, высоко ценятся эксклюзивные вещи ручной работы, созданные практически с нуля, начиная от замысла до воплощения. Как правило, это достаточно сложные в техническом исполнении вещи, в которых применяется пластика самого металла в сочетании с ковкой.
Сегодня ценится сочетание современной техники исполнения и традиционных технологий. Многие вещи штучные, авторские. Они разрабатываются под конкретный интерьер дома. Смотрятся такие вещи нестандартно, к тому же делать их гораздо интереснее, чем какие-то шаблонные типовые изделия.
Однако кузнечное дело ограничивается не только фантазией автора, но и финансами заказчика. К сожалению, сейчас все идет в сторону удешевления и поточного производства каких-то типовых вещей. Вместе с тем, когда ты делаешь шаблонные вещи из набора стандартных элементов, это, безусловно, удешевляет процесс. А ручной труд оценивается гораздо дороже. Поскольку все — от создания этих вещей с нуля до их воплощения стоит в разы дороже. Правда, далеко не каждый готов платить реальную стоимость такой работы. Поэтому часто люди заказывают стандартные, менее дорогостоящие вещи. Когда появляется человек, которому хочется сделать что-нибудь экслюзивное, - это почти праздник. Иногда приходится даже снижать цену только ради того, чтобы взять такой интересный заказ.
- С каким материалом работаете?
- В основном используется металл с низким содержанием углерода, поскольку он легче поддается деформации – работать с ним легче. Чем выше содержание в металле углерода, тем он менее пластичен.
- Какие инструменты — главные орудия кузнеца?
- Основные инструменты кузнеца – молоток и зубило (разных размеров). Нет ни одного какого-то хитрого инструмента, без которого бы ничего не получилось. Если процесс необходимо как-то упростить или ускорить, приходится делать какие-то приспособления, но это создается с помощью обычных инструментов. Дело не в инструментах, а в руках, голове и способностях мастера.
- Что еще должен знать и уметь мастер, прежде чем взять в руки инструменты и начать работу с металлом?
- Непосредственно работе в кузнице предшествует большая и серьезная работа. Сначала ищешь подходящую идею. Приходит интересная идея - начинаешь ее разрабатывать: сначала в голове, затем на бумаге, а далеее, уже детально, прорабатывать с использованием специальных программ. С помощью них создаются трехмерные изображения, которые служат основой для дальнейшего воплощения. При создании больших сложных конструкций важен точный расчет.
Иногда проект начинает постепенно вырастать из какого-то одного элемента. В итоге получается сложная конструкция.
Иногда работаем и по шаблонам - гораздо быстрее и проще, правда не так интересно. Однако разработка проекта занимает много времени, зачастую гораздо больше, чем сама работа в кузнице.
- Расскажите о сложностях кузнечного дела.
- Сложность состоит в том, что когда создаешь эксклюзивные вещи, приходится решать нестандартные, с конструкционной точки зрения, задачи. Причем решение для них ты ниоткуда не возьмешь. И каждый раз решения для них приходится искать с нуля. Так что в нашем деле очень важно уметь решать нестандартные задачи и находить оптимальные варианты решений для них.
- Что для Вас кузнечное дело — работа или увлечение?
- Скорее, это сочетание работы и увлечения. Есть такая фраза: «Занимаясь любимым делом, тебе не придется работать ни одного дня в жизни». Однако сейчас я не работаю, пожалуй, лишь только когда провожу время с семьей. Вместе с тем я занимаюсь тем, что мне нравится и что неплохо получается. Причем на этом получается еще и зарабатывать.
- Вы создаете много интересных вещей для других. А Ваш быт окружают кованые вещи? Хватает времени на это?
- Долгое время в доме не было ковки вообще. Как говорят, сапожник без сапог. Мне вполне хватает металла на работе. Буквально полгода назад я по просьбе жены сделал в дом этажерку для прихожей. Причем она довольно удачно вписалась в интерьер.
- Расскажите о творческих планах.
- Например, есть проект мебели — столика и стульев на основе кельтских узоров. К сожалению, это проект в «никуда». Много времени я потратил на разработку, но он пока не нашел своего заказчика.
А вообще проектов и идей у меня очень много. К сожалению, не всегда находятся люди, готовые заплатить за их реализацию.