Наталья Шабардина: «Лепка - это способ сказать свое слово миру!»

Лепка из глины, пожалуй, одно из самых древнейших искусств. Поделки из этого природного материала многие археологи до сих пор находят на месте первых поселений людей.

Бусы, кувшины, глиняную посуду- все это начали делать еще наши предки.

Наталья Шабардина начала увлекаться лепкой еще с раннего детства. Как и все творческие детишки сначала что-то лепила из пластилина и даже отдирала оконную замазку с бабушкиной веранды, чтобы сделать интересную вещицу. Интерес к лепке не пропал и во взрослой жизни, а только усилился и перерос в настоящую бизнес-идею, которая уже на протяжении 4 лет находит свое отражение в студии керамики «Ручная глина».

Наталья, расскажи, что такое лепка и к чему должен быть готов человек, который решил заняться таким хобби?

Лепка - это способ узнать окружающий нас мир глубже, выразить себя в творческом плане, сказать свое слово этому миру посредством рук. Когда ко мне приходят ученики - это всегда выливается в очень интересный проект, ведь мне приходится работать с теми понятиями и установками, что человек имеет о себе. Почти у всех есть задачи, которые нужно решать, и я всегда стараюсь сделать так, чтобы занятия были интересными и наполненными, а пришедшие получили не только моральное удовлетворение от полученного в итоге изделия , но и ответы на некоторые вопросы. Такая своеобразная психокоррекция! Каждый человек должен войти в свою зону комфорта, чтобы творить. В студии есть правила, по которым нельзя вмешиваться в чужой творческий процесс, отвлекать, оценивать. Я сама не вмешиваюсь, да и другим не разрешаю. Подсказываю и помогаю только после того, как попросят.

С чего начинается твой обычный урок по лепке?

Все начинается с рабочего пространства, я объясняю, насколько важно организовать его изначально. Хорошо организованная работа - это уже полдела, ведь рабочее пространство показывает, как человек относится к себе и какую роль он отводит себе в жизни. Вот очень часто вижу такой пример, когда дети или взрослые все расположили вокруг себя, а лепят на самом маленьком «пятачке». И по жизни ведь будет также - человек куда-то себя сдвигает, зажимается, выделяет маленькое пространство и пытается в нем существовать. В таком случае я всегда говорю, что элементарно, расположив инструменты в нужном порядке и заявив о себе, можно активно и эффективно действовать, как за рабочим столом, так и в жизни. Вот такими маленькими арт-терапевтическими шажочками человек приходит порой к неожиданным наблюдениям и выводам!

Поделись, что нужно для того, чтобы глина стала «ручной»?

Я считаю, что только создание определенной атмосферы, а также правильный созидательный настрой и погруженность в творческий процесс позволяет что-то творить. Это главное, с чего нужно начинать работу. В процессе я уже объясняю, как нужно работать с глиной, показываю какие есть техники, но основой всегда является сам настрой человека.

А какими качествами, на твой взгляд, должен обладать сам мастер?

Мне сложно судить, но по своей работе я поняла, что очень важно для человека, который ведет занятия, быть наблюдательным и четко разбираться в психологии и психотипах людей. Все люди очень разные и к каждому нужно найти свой подход. Кроме того, важный момент, который я для себя усвоила — никогда не вмешиваться в процесс, пока тебя не просят. А так как у нас люди не умеют просить, я их учу этому. Помню, было занятие, когда один мужчина лепил два часа с упоением, по локоть в глине. Я к нему специально не подходила, потому что видела, что это ему не нужно. По окончанию он высказал огромную благодарность за то, что я не вмешивалась и дала возможность пройти все стадии лепки самостоятельно.

Моя публика - это люди умственного труда, которые в жизни решают много различных организационных вопросов, испытывают постоянный информационный стресс.

На занятиях им, как правило, хочется получить разряд, расслабиться в приятной обстановке, сбросить все напряжение. Поэтому здесь тоже должен быть особый подход!

Первая работа, сделанная своими руками, всегда запоминается надолго. Расскажите о ней.

Сложно сейчас, конечно, вспомнить, но я лепила с трех - четырех лет, когда папа привез из Белоруссии пластилин. Яркий, волшебный! В нашем советском, где даже желтый отливал серым. Лепила очень много миниатюр, и все говорили, что Наташа в будущем будет либо скульптором, либо ювелиром. Можно сказать, что в какой-то степени слова сбылись. Работ было у меня много, лепка захватывала меня целиком и не отпускала месяцами.. Помню был период, когда я лепила целыми семьями различных зверей, людей, каких то русалок... Я убеждена, что у ребенка в играх должны быть представлены все социальные роли — мама, папа, брат, дедушка, бабушка...и т.д. Это закладывает правильные основы для всей жизни.

В твоем случае увлечение переросло в нечто большее. А ученики как далеко зашли в желании приручить глину?

Есть такие ученики, которые после того, как походили на занятия, также увлеклись лепкой. Один мой знакомый также нашел себя в этом, у него своя мастерская, он даже фамилию сменил на Гончар. Говорит, что в том моя заслуга! Также есть люди, которые позанимавшись, полностью пересмотрели свою жизнь. Например, ушли с нелюбимой работы или решились на реализацию давно задуманных проектов, идей. Я вижу положительный результат от своей работы, и это главное для меня! Глина - уникальный материал, и она действительно способна дать очень многое.

Лепка - один из способов арт-терапии. Часто ли люди приходят именно за такой помощью?

Есть люди, которые приходят просто полепить. Таким неважно, что у них получится в итоге, им хочется обычного общения, хочется почувствовать творческую обстановку, отдохнуть душой. Ведь в моей мастерской порой могут встретиться люди разного уровня, достатка, возраста, которые в обычной жизни никогда не пересекутся. Мне всегда очень интересно наблюдать, как они себя поведут в той или иной ситуации, ведь в процессе лепки они все равны. Именно поэтому ко всем своим ученикам я обращаюсь всегда на ты. Мне очень важен хороший микроклимат в коллективе, поэтому я стараюсь его поддерживать, чтобы люди чувствовали себя комфортно. Конечно, большинство людей приходят, чтобы научиться лепить и в дальнейшем развить свои способности, реализовать умения, чтобы можно было зарабатывать этим. Я тоже люблю таких учеников, уважаю их стремления, и всегда охотно делюсь накопленными знаниями.

Говорят, что в лепке главное самореализация, то есть исходный результат - работа нашего подсознания. Правда ли это?

Да, очень многое можно сказать о человеке по тому, что он лепит, как он лепит и для чего он лепит.Но я эти вопросы не выношу на общее обсуждение. Всегда находятся те, кому что-то интересно прояснить, узнать новое о себе и я уже после занятий, делюсь наблюдениями. В итоге – от занятий кроме позитивных эмоций человек получает дополнительные знания о себе, о своей жизни, расширяет кругозор и круг общения.

Какие советы ты можешь дать новичку, который хочет начать заняться лепкой?

Очень часто в лепке мы больны такой болезнью, как перфекционизм. Мы ставим себе планку и всеми способами стараемся ее достичь. Возможно, в спорте это правильная стратегия, но если мы касаемся творчества, то это должно быть именно - наслаждение и радование себя. Человека, который пришел ко мне на занятия, я сразу настраиваю на то, чтобы он отказался от конечного результата. Чтобы он его держал в голове, но попытался прислушиваться также и к своим ощущениям, желаниям, просто лепил и творил, что идет.. И тогда глина сама ему подскажет, во что ей воплотиться. Главное - это начать и ничего не бояться!

Похожие материалы по теме