Бусы, кувшины, глиняную посуду- все это начали делать еще наши предки.
Наталья Шабардина начала увлекаться лепкой еще с раннего детства. Как и все творческие детишки сначала что-то лепила из пластилина и даже отдирала оконную замазку с бабушкиной веранды, чтобы сделать интересную вещицу. Интерес к лепке не пропал и во взрослой жизни, а только усилился и перерос в настоящую бизнес-идею, которая уже на протяжении 4 лет находит свое отражение в студии керамики «Ручная глина».
Наталья, расскажи, что такое лепка и к чему должен быть готов человек, который решил заняться таким хобби?
Лепка - это способ узнать окружающий нас мир глубже, выразить себя в творческом плане, сказать свое слово этому миру посредством рук. Когда ко мне приходят ученики - это всегда выливается в очень интересный проект, ведь мне приходится работать с теми понятиями и установками, что человек имеет о себе. Почти у всех есть задачи, которые нужно решать, и я всегда стараюсь сделать так, чтобы занятия были интересными и наполненными, а пришедшие получили не только моральное удовлетворение от полученного в итоге изделия , но и ответы на некоторые вопросы. Такая своеобразная психокоррекция! Каждый человек должен войти в свою зону комфорта, чтобы творить. В студии есть правила, по которым нельзя вмешиваться в чужой творческий процесс, отвлекать, оценивать. Я сама не вмешиваюсь, да и другим не разрешаю. Подсказываю и помогаю только после того, как попросят.
С чего начинается твой обычный урок по лепке?
Все начинается с рабочего пространства, я объясняю, насколько важно организовать его изначально. Хорошо организованная работа - это уже полдела, ведь рабочее пространство показывает, как человек относится к себе и какую роль он отводит себе в жизни. Вот очень часто вижу такой пример, когда дети или взрослые все расположили вокруг себя, а лепят на самом маленьком «пятачке». И по жизни ведь будет также - человек куда-то себя сдвигает, зажимается, выделяет маленькое пространство и пытается в нем существовать. В таком случае я всегда говорю, что элементарно, расположив инструменты в нужном порядке и заявив о себе, можно активно и эффективно действовать, как за рабочим столом, так и в жизни. Вот такими маленькими арт-терапевтическими шажочками человек приходит порой к неожиданным наблюдениям и выводам!
Поделись, что нужно для того, чтобы глина стала «ручной»?
Я считаю, что только создание определенной атмосферы, а также правильный созидательный настрой и погруженность в творческий процесс позволяет что-то творить. Это главное, с чего нужно начинать работу. В процессе я уже объясняю, как нужно работать с глиной, показываю какие есть техники, но основой всегда является сам настрой человека.
А какими качествами, на твой взгляд, должен обладать сам мастер?
Мне сложно судить, но по своей работе я поняла, что очень важно для человека, который ведет занятия, быть наблюдательным и четко разбираться в психологии и психотипах людей. Все люди очень разные и к каждому нужно найти свой подход. Кроме того, важный момент, который я для себя усвоила — никогда не вмешиваться в процесс, пока тебя не просят. А так как у нас люди не умеют просить, я их учу этому. Помню, было занятие, когда один мужчина лепил два часа с упоением, по локоть в глине. Я к нему специально не подходила, потому что видела, что это ему не нужно. По окончанию он высказал огромную благодарность за то, что я не вмешивалась и дала возможность пройти все стадии лепки самостоятельно.
Моя публика - это люди умственного труда, которые в жизни решают много различных организационных вопросов, испытывают постоянный информационный стресс.
На занятиях им, как правило, хочется получить разряд, расслабиться в приятной обстановке, сбросить все напряжение. Поэтому здесь тоже должен быть особый подход!
Первая работа, сделанная своими руками, всегда запоминается надолго. Расскажите о ней.
Сложно сейчас, конечно, вспомнить, но я лепила с трех - четырех лет, когда папа привез из Белоруссии пластилин. Яркий, волшебный! В нашем советском, где даже желтый отливал серым. Лепила очень много миниатюр, и все говорили, что Наташа в будущем будет либо скульптором, либо ювелиром. Можно сказать, что в какой-то степени слова сбылись. Работ было у меня много, лепка захватывала меня целиком и не отпускала месяцами.. Помню был период, когда я лепила целыми семьями различных зверей, людей, каких то русалок... Я убеждена, что у ребенка в играх должны быть представлены все социальные роли — мама, папа, брат, дедушка, бабушка...и т.д. Это закладывает правильные основы для всей жизни.
В твоем случае увлечение переросло в нечто большее. А ученики как далеко зашли в желании приручить глину?
Есть такие ученики, которые после того, как походили на занятия, также увлеклись лепкой. Один мой знакомый также нашел себя в этом, у него своя мастерская, он даже фамилию сменил на Гончар. Говорит, что в том моя заслуга! Также есть люди, которые позанимавшись, полностью пересмотрели свою жизнь. Например, ушли с нелюбимой работы или решились на реализацию давно задуманных проектов, идей. Я вижу положительный результат от своей работы, и это главное для меня! Глина - уникальный материал, и она действительно способна дать очень многое.
Лепка - один из способов арт-терапии. Часто ли люди приходят именно за такой помощью?
Есть люди, которые приходят просто полепить. Таким неважно, что у них получится в итоге, им хочется обычного общения, хочется почувствовать творческую обстановку, отдохнуть душой. Ведь в моей мастерской порой могут встретиться люди разного уровня, достатка, возраста, которые в обычной жизни никогда не пересекутся. Мне всегда очень интересно наблюдать, как они себя поведут в той или иной ситуации, ведь в процессе лепки они все равны. Именно поэтому ко всем своим ученикам я обращаюсь всегда на ты. Мне очень важен хороший микроклимат в коллективе, поэтому я стараюсь его поддерживать, чтобы люди чувствовали себя комфортно. Конечно, большинство людей приходят, чтобы научиться лепить и в дальнейшем развить свои способности, реализовать умения, чтобы можно было зарабатывать этим. Я тоже люблю таких учеников, уважаю их стремления, и всегда охотно делюсь накопленными знаниями.
Говорят, что в лепке главное самореализация, то есть исходный результат - работа нашего подсознания. Правда ли это?
Да, очень многое можно сказать о человеке по тому, что он лепит, как он лепит и для чего он лепит.Но я эти вопросы не выношу на общее обсуждение. Всегда находятся те, кому что-то интересно прояснить, узнать новое о себе и я уже после занятий, делюсь наблюдениями. В итоге – от занятий кроме позитивных эмоций человек получает дополнительные знания о себе, о своей жизни, расширяет кругозор и круг общения.
Какие советы ты можешь дать новичку, который хочет начать заняться лепкой?
Очень часто в лепке мы больны такой болезнью, как перфекционизм. Мы ставим себе планку и всеми способами стараемся ее достичь. Возможно, в спорте это правильная стратегия, но если мы касаемся творчества, то это должно быть именно - наслаждение и радование себя. Человека, который пришел ко мне на занятия, я сразу настраиваю на то, чтобы он отказался от конечного результата. Чтобы он его держал в голове, но попытался прислушиваться также и к своим ощущениям, желаниям, просто лепил и творил, что идет.. И тогда глина сама ему подскажет, во что ей воплотиться. Главное - это начать и ничего не бояться!