Хобби-гид: Иван Зиновьев: «Мотокросс — это не шахматы. Тут думать нужно»

Мотокросс — это дорогое увлечение? Сколько будет стоить новичку купить все необходимое для начала занятий?

Первые соревнования по мотокроссу прошли еще в начале XX века в Великобритании. Тогда соревнования представляли собой мотогонку по пересеченной местности. Сейчас к традиционной мотогонке добавился триал, т. е. преодоление различного рода препятствий — естественных или искусственных.

Этот зрелищный вид спорта не прощает ошибок, он требует немалых вложений: как финансовых, так и физических. Но, в то же время, это спорт затягивает и становится неотъемлемой частью жизни каждого мотогонщика. Почему? Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы решили обратиться к Ивану Зиновьеву, мотогонщику, руководителю секции мотокросса, а также организатору соревнований в Кирове.

Когда в вашу жизнь пришел мотокросс? Вы помните ваш первый мотоцикл?

В детстве у папы был старенький мопед - «Рига» седьмая. На этом мопеде я ездил по Субботихе, где у нас был сад. Потом мы переделывали детские велосипеды: приделывали мотор на раму от «Школьника» и катались по стадиону, а 82-м году я узнал, что на Мельникова есть секция мотокросса. Мы пришли туда вчетвером с друзьями, и нам на четверых дали один мотоцикл «ИЖ». Для нашего возраста он был очень тяжелый, весил килограмм 150. И, быть может, нам и дали его с целью, что мы повозимся с ним и бросим. В общем, с этим мотоциклом мы промучились долго, и где-то только года через два мне дали уже нормальный мотоцикл «Чезет» 125-ый — на нем уже можно было участвовать в соревнованиях по возрастной категории. В то время я начал занимать призовые места в области. Вот так я и пришел в этот спорт.

А что было дальше? С тех пор мотокросс стал неотъемлемой частью вашей жизни?

Можно сказать и так, хотя были и трудности. В 90-х годах мотоциклы были бесплатные. Мы были полностью на содержании у ДОСААФа: они нас отправляли на соревнования, и технику нам предоставляли, оплачивали обслуживание и командировки в другие регионы. Потом вся эта структура развалилась и финансирование прекратилось. На тот момент много кто покинул секцию. Свой собственный хороший мотоцикл я купил только через несколько лет, когда уже стали появляться иномарки. Мне тогда и самому уже не хотелось ездить на технике из соцстран. Когда на «Чезете» ногу сломал, решил, что больше не буду ездить на таком мотоцикле.

Действительно, мотокросс — это очень травмоопасный вид спорта. Как заставить себя подняться и продолжить соревнование после падения? Не было ли желания все бросить?

Да, периодически такие мысли приходят, но если ты однажды сел на мотоцикл, то это навсегда. Многие из тех, кто решает уйти из мотоспорта, все равно через год-два возвращаются.

У меня было много падений и травм. Но, когда ты получаешь травму, ты жалеешь не о том, что ее получил, а о том, что не дошел до конца, не закончил гонку.

Я, вообще, во время соревнований не думаю о том, что рискую здоровьем. Потому что травмы можно получить везде. Зайдите в травматологию, там мест никогда не бывает, а мотогонщиков там лежит один или два.

Просто нужно понимать, что если садишься на мотоцикл, нужно относиться к этому очень серьезно. Мотокросс считается самым тяжелым видом спорта в мире. Мотоцикл всегда нужно держать под контролем: чуть-чуть расслабишься, и он тебя скинет. Здесь либо ты управляешь мотоциклом, либо он тобой. И да - падения будут, но без падений ты не научишься ездить.

В кодексе чести байкера есть такое выражение: «байкер должен знать устройство мотоцикла, разбираться в узлах и деталях». Это выражение применимо к спортсменам мотокросса?

Безусловно, разбираться в мотоцикле спортсмен должен обязательно, он должен уметь обслуживать мотоцикл. Притом, нужно учесть, что требования к спортивной технике совсем другие, не такие как к дорожной. Если здесь что-то не доглядишь, мотоцикл может сломаться во время заезда. В мотокроссе мотоцикл — это инструмент, как для штангиста штанга, а для лыжника - лыжи: как настроишь, так и поедет.

Что еще важно в мотокроссе?

Еще в мотокроссе должна быть хорошая физическая подготовка у спортсмена. Физподготовка, вообще, стоит на первом месте. На втором месте — ходовая часть мотоцикла. Каждый гонщик настраивает мотоцикл под себя. На третьем — вес мотоцикла. И уже на четвертом месте — мощность двигателя. Даже если мотоцикл имеет мощный двигатель, но при этом, спортсмен в плохой физической форме, то это может привести к травме.

Получается, вы занимаетесь и между сезонами?

Да, зимой мы в основном ходим в спортзал и между тренировками на мотоциклах занимаемся тоже. Я, например, бегаю по лестницам. Нужно себя поддерживать в форме круглый год.

Хороший кроссовый мотоцикл стоит около 150 тыс. рублей. Не менее важна экипировка. Хорошая экипировка может спасти гонщика от травм, поэтому здесь лучше не экономить. Экипировку можно купить в пределах 20-25 тыс. рублей. Но это еще далеко не верхние пределы. Кроме того, спортсмен тратится на обслуживание мотоцикла: замену масла, фильтров, покрышек, поршней и всего остального. И еще, помимо этого, надо на чем-то возить этот мотоцикл, ведь кроссовый мотоцикл не предназначен для дорог общего пользования. Если поехать на нем по асфальту, покрышки сточатся моментально, придется покупать новые. Получается, нужна еще машина или прицеп. И чтобы на гонку поехать нужно 3000-4000 рублей. Если все посчитать, то получается недешево.

Нужно ли сразу покупать дорогой мотоцикл, если ты только хочешь попробовать себя в мотокроссе?

Нет, как правило, сейчас те, кто только начинает ездить, сначала покупают питбайки — это мини-мотоциклы для мотокросса. Стоит такой мотоцикл значительно дешевле настоящего кроссового, порядка 30 тыс. рублей. И сейчас даже в соревнования включают этот класс мотоциклов. Например, последние 8 гонок мы проводили и для класса питбайков. На таких мотоциклах могут ездить все, даже дети. Вообще, этот класс делает мотокросс более массовым. А те, кто уже покатался на питбайке, и понимают, что им это нравится, пересаживаются на настоящие кроссовые мотоциклы.

Как долго нужно заниматься, чтобы в совершенстве овладеть этим спортом?

Совершенству нет предела. Так что заниматься можно всю жизнь. А в областных соревнованиях участвовать могут все, даже новички, кто только начал ездить — нужно только сделать страховку.

Мотокросс — это дорогой и опасный вид спорта, почему тогда люди идут в этот спорт? Чем он привлекает?

В фильме «Самые быстрый Indian» есть такое изречение: «жизнь без риска не имеет вкуса». Кто-то лезет в горы, кто-то прыгает с парашютом, кто-то на машинах гоняет, а мы, вот, на мотоциклах. Меня езда на мотоцикле успокаивает. Когда я долго не езжу, становлюсь нервным. Видимо, не хватает адреналина. Вообще, это уже своего рода зависимость. Без этого свою жизнь уже не представляешь. 

У мотоциклистов очень много примет. У вас тоже?

Да, есть такое. Например, если мотоцикл стоит на подставке, нельзя крутить колесо в обратную сторону. Если шлем упадет на землю, то нужно самому поваляться на земле, чтобы не упасть во время соревнований. Нельзя надевать на гонку новую экипировку. Еще мы не даем интервью и не фотографируемся перед гонкой — тоже плохая примета.

Вы замечали, что эти приметы сбываются?

Однажды поставил новый пластик на мотоцикл, новые наклейки, поехали на гонку, до соревнований фотографировались, а во время заезда так улетел, что все поломал. Сам жив остался, но весь пластик был сломан. На этом у меня гонка закончилась тогда, с тех пор приметы стараюсь соблюдать.

Какими качествами должен обладать гонщик, участвующий в мотокроссовых соревнованиях? Что важнее скорость или расчет?

У нас есть такая поговорка: «Мотокросс — это не шахматы. Тут думать нужно». Все потому, что если в шахматах ты допустишь ошибку, ты проиграешь партию, а если ты ошибешься во время гонки, то это может быть стоить тебе твоего здоровья.

Чему может научить такое увлечение юных спортсменов?

Если не считать того, что ребенок, который приходит в мотокросс, учиться разбираться в технике и развивается физически, то еще один важный аспект то, что этот спорт вырабатывает характер. Во время гонок бывают падения и ушибы, после которых нужно подняться и продолжить борьбу — без внутреннего стержня тут не обойтись.

Похожие материалы по теме