Флористикой она увлеклась еще в детстве, когда вместе с бабушкой выращивала рассаду и цветы, собирала колосья и травы и пробовала составлять из них букеты и цветочные композиции. Школьные учителя пророчили Ксении то филфак, то мединститут, а она, окончив школу с серебряной медалью, поступила, к их удивлению, на технолого-экономический факультет. Именно тогда, в студенческие годы, она и освоила флористику. Постепенно увлечение стало любимой профессией.
Правда, долгое время в серьезность намерений не верила даже мама Ксении Комаровой. «Ксюша, цветы — это романтика, - говорила она дочери. - Чем ты будешь заниматься в зрелом возрасте?».
«Вот, занимаюсь флористикой до сих пор, и конца и края этому не вижу», - говорит Ксения Леонидовна. - Сейчас я разделяю увлечение флористикой с ландшафтным дизайном. Ландшафт — это по сути зеленая стройка, со всеми вытекающими из нее проблемами. А флористика - утонченный мир со своим неповторимым шармом и обаянием».
Кстати, в верности этого почти поэтического утверждения я сама сумела убедиться, побывав на одном из мастер-классов по флористике, которые проводит Ксения Комарова. Первое чувство, которое испытываешь уже с порога — восхищение. Ты словно погружаешься в волшебный мир цветов, которые не вянут. Именно искусственные цветы, по мнению Ксении Леонидовны, - самый благодатный материал для творчества, к тому же радуют гораздо дольше, чем живые.
«Хотя все женщины – эмоциональные натуры, люди настроения. Сегодня - одно настроение, и хочется поработать со срезкой в бело-зеленой гамме; завтра – другое настроение, и хочется сделать цветочную композицию или коллаж», - говорит Ксения Комарова. - Составляя букет или выполняя цветочную композицию, мы выражаем свое видение мира и прекрасного в нем. И у каждого оно свое, неповторимое».
И в этом тоже я сумела убедиться, когда составляла свой первый коллаж из цветов. Суть в том, что из нескольких разрозненных цветочков, правильно подобранных по цвету и размеру, в соответствии с определенными композиционными канонами, создается объемная картина, обрамленная в раму. Случайность, или нет, но все участницы мастер-класса выбрали для своих работ цветы той же цветовой гаммы, которая преобладала в их одежде.
В моей работе, например, присутствовало сочетание нежно-розового и салатного оттенков.
Два часа пролетели незаметно: так увлекла всех нас флористика. А после мастер-класса я пообщалась с нашей творческой вдохновительницей — Ксенией Комаровой, арт-директором магазина «Флористика».
- Ксения Леонидовна, каждый может стать флористом? Или это призвание?
- Ощущение гармонии заложено в каждом человеке, просто в силу определенных жизненных обстоятельств у кого-то это лежит на поверхности, у кого-то – где-то глубоко. Поэтому одни более открыты и восприимчивы ко всему новому, у них лучше развита интуиция, и они все схватывают на лету. У большинства флористов эти навыки врожденные, поэтому им легко все удается, они работают, прислушиваясь к собственной интуиции. У них хорошо развито ощущение гармонии: они прекрасно понимают, что хорошо сочетается по цвету, по массе, пропорциям и так далее, а это основа основ.
Тем, у кого чувство гармонии спрятано глубже, приходится дольше учиться, методом проб и ошибок. Но стоит поработать с ними примерно неделю, как их уровень становится на несколько ступеней выше.
- А с чего началось Ваше увлечение флористикой?
- Мое увлечение началось еще в детстве, с бабушкиной грядки, с бабушкиного палисадника. Моя бабушка выращивала рассаду, цветы, сухоцветы, собирала колосья и травы, а я пробовала составлять из них букеты. Затем я поступила в институт, на технолого-экономический факультет. Первую свою стипендию я потратила на 10 занятий по флористике. У нас была плоскостная флористика, несколько уроков по икебане, мы учились делать картины из пуха и соломки, учились работать с сухим растительным материалом, занимались аранжировкой. Правда, все делали из того, что было под руками – из палочек и веточек, в буквальном смысле слова.
На третьем курсе института мне предложили поработать в магазине искусственных цветов. Как оказалось, искусственный материал – благодатная почва для творчества. Там я подрабатывала весь третий курс. Именно тогда начала изучать и литературу по флористике. Правда, то была, как говорится, 10-я ксерокопия ксерокопии, но все же.
Затем я перевелась на заочное отделение института и начала работать в цветочном магазине уже полный рабочий день. Оформляла различные объекты, была выездная работа. Через некоторое время поняла, что нельзя стоять на месте – нужно двигаться и развиваться. Я пошла продавать срезанные цветы – на обычную цветочную «точку» с четырьмя вазонами цветов.
Работала продавцом-флористом живых цветов во Дворце бракосочетания. После окончания института, в 2002 году, поехала учиться в Москву к Наталье Васильевне Осиповой, заведующей кафедрой дизайна МГОУ. Вскоре мы организовали первую выставку по флористике и фитодизайну в Вятской кунсткамере. Тогда как раз открылся первый флористический магазин в городе. Было всего несколько флористов, которые работали в разных стилях. Постепенно начали устраивать новые выставки, а затем начали свое дело.
Во-первых, ты сам себе хозяин: строишь планы, выполняешь их. Если что-то не получается, исправляешь ошибки и идешь дальше. Так постепенно меня затянуло.
- Ваша первая работа, которая понравилась, запомнилась, особенно Вам дорога?
- Помню такой момент: раньше многие увлекались изготовлением искусственных бонсай. Не обошло это и меня. Летом с друзьями мы ездили в Боровицу на обрывы, где растут сосны. Мы ползали и спиливали сосновые корни, которые служили материалом для творчества. Как-то я решила сделать полунаклонный бонсай на искусственной хвое. Обычно это происходило ночами, когда все спят. Я сидела тихонечко с зажигалочкой, подплавляла, обжигалась, но не отступала от своей затеи. Когда я сделала этот бонсай, настолько он мне понравился, что было ощущение настоящего кайфа.
Помню, как делала в подарок маме моего друга триптих. Это было лет 15 назад, когда материалов для работы было очень мало: головки маки, палки борщевика, искусственные цветы, самая простая искусственная сетка. Я работала над этим триптихом целые сутки, но труды не прошли даром. Не случайно я люблю эту работу до сих пор.
Почему-то два этих воспоминания - маленький полунаклонный бонсай и этот триптих — особенно дороги сердцу. Все последующие работы — возможно, более профессиональные, гармоничные и интересные, но именно эти первые работы я помню до сих пор.
Еще более раннее воспоминание — участие в выставке «Зеркало природы» эколого-биологического центра. Я составляла композиции практически из ничего — из сухоцветов с бабушкиной грядки. Я сделала из них пасхальное дерево в нежной желто-бело-голубой гамме, украсив его атласными лентами. Получилось очень душевно и мило.
- Вы сразу поняли, что флористика — Ваше призвание?
- Мне просто всегда очень нравилось работать с цветами, хотя не всегда было просто. Помню, как на первых занятиях по флористике, которые я проводила, я испытывала панический страх. Передо мной сидит 9 человек. Я придумала тему по свадебным букетам и раздала всем разные материалы. Но первые полчаса я была в панике: неужели мне придется делать все 9 букетов? К счастью, опасения были напрасны. Просто ко всему нужно постепенно приноравливаться.
Был период, когда на несколько лет пришлось отдалиться от своего увлечения: я тогда была в декретном отпуске, но все равно вернулась в эту сферу. Теперь не мыслю жизни без нее.
- Что для Вас флористика сегодня?
- Флористика для меня на сегодня в разряде хобби. Основная моя профессия – ландшафтный дизайнер. Флористика позволяет помочь тем, для кого это близко, дать им возможность творить, дать возможность работать с душой. Главное, чтобы это приносило удовлетворение. Просто когда человек на своем месте, то все спорится. Естественно, это на пользу и ему, и фирме, в которой он работает. Мне интересно наблюдать за тем, как люди меняются, как, приходя сюда, расслабляются и релаксируют. Кто-то достигает высот в профессиональном плане, от продавца-флориста, например, до флориста-дизайнера.
Продавец-флорист – это ступень ремесленника, у которого есть определенные знания, умения и навыки, доведенные до автоматизма. У флориста-дизайнера больше творческой работы, анализа, больше знаний материалов, больше умений, глубже знание психологии заказчика. Соответственно, это другая ступенька. Кто-то останавливается на первой, кто-то может подняться на вторую.
А вообще все приходит с опытом и с годами. У каждого творческого человека, который растет и развивается, все равно всегда присутствует страх: а вдруг не получится. И пока это чувство есть, значит, он растет и развивается. Если появляется уверенность: я все знаю, все могу — значит, он останавливается на достигнутом. Кто-то осваивает флористику на любительском уровне, исключительно для себя и своих близких. И если им это нравится, приносит удовольствие и радость, это радует и меня.