В законопроекте прописано значительное повышение штрафов для провинившихся, а так же альтернативные меры наказания за рецидивы.
Сейчас штраф за обман потребителя составляет от 1 до 2 тысяч рублей для должностных лиц и от 10 до 20 тысяч рублей для юридических, включая индивидуальных предпринимателей. В законопроекте предлагается повысить эти суммы: для должностных лиц — 7-10 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей — 50-70 тысяч, а для юридических лиц — 100-300 тысяч рублей.
В случае повторного нарушения, провинившиеся заплатят еще больше. Например, юридическому лицу повторный зафиксированный обман потребителя может обойтись в сумму до 1 миллиона рублей.
Имеется и альтернатива штрафам при повторном нарушении: сотрудники компаний-нарушителей могут быть дисквалифицированы на срок до одного года, а для ИП и юрлиц предусмотрена приостановка деятельности на месяц.
По словам разработчика поправок, заместителя комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктора Звагельского, эти меры призваны обновить закон «О защите прав потребителей» и обеспечить его исполнение: сейчас предпринимателям экономически выгоднее заплатить штраф, вместо того, чтобы тратить средства и время на устранение нарушений.
Азиз Агаев, директор ООО «Бизнес-информ»:
«Я считаю, что любой штраф недостаточен. Если сумма, которую выигрывает предприниматель от обмана потребителя выше штрафа, который он заплатит — то такая конструкция не работает.
Вопрос не с том, чтобы заплатить штраф. Штрафы не восстанавливают права потребителей, штрафы забирает государство. Нужно восстанавливать права потребителей, в первую очередь, а пристраивать бюджет к этому, по моему мнению, безнравственно. За разрешение подобных споров бюджет государства берет пошлину. Это то же самое, как если бы вор что-то украл, а государство назначило ему штраф. А пострадавший ничего не получает.
Сейчас законодательство увлеклось ужесточением экономических санкций и считает, что это решит проблему. На самом деле, не решит.
Сегодняшний уровень нравственности не мотивирует человека поступать по совести, люди мотивируются только страхом. У человека изнутри должна быть потребность поступать по совести. А об этих вопросах, об этом варианте решения проблемы никто не думает, так как результаты проявятся еще не скоро».
Евгений Кокоулин, заместитель председателя вятского комитета по правам человека:
«По-моему, это очень хорошая идея. Но я всегда говорил, что влияет не тяжесть наказания, а его необратимость. Важно, чтобы людям можно было добиться решения проблемы, добиться наказания для провинившегося бизнесмена. Это верный путь.
С другой стороны, необходимо просвещать граждан, чтобы они знали как и куда обратиться, чтобы их жалоба не осталась без внимания. Иначе любая организация сможет игнорировать такие жалобы без всяческого наказания».
Официальные структуры пока что комментировать новый законопроект отказываются. По словам Виктории Маркевич, заместителя начальника отдела по защите прав потребителей по Кировской области, законопроект пока что находится в разработке и обсуждать его рано.
Действительно, для потребителей, для которых, казалось бы, законопроект и был создан, ситуация складывается неоднозначно. Мы будем следить, как скажется повышение штрафов на бизнесе и потребителях.