Обновленный техосмотр не прошел без последствий для бизнеса

В Переговорном пункте участвуют: Борис Дрягин, директор компании ООО «АвтоТехЦентр», Ирина Шихалева, сотрудник ООО «ФУЯО-АВТОСТЕКЛО», Сергей Докучаев, руководитель участка диагностики и автоэлектрики автосервиса «Bosch Service», Максим Абрамов, заместитель председателя по правовым вопросам ОД «Союз автомобилистов Кировской области», и Александр Плотников, врио главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Кировской области.

Обновленный техосмотр обернулся боком автомобильным мастерским. Если раньше во время инструментального контроля специалисты тщательно осматривали машину, то теперь многие этого не делают. Нет, речь не идет о том, что изменился регламент прохождения техосмотра или требования. Дело в конторах, работающих при страховых компаниях. Их сотрудники только мельком бросают взгляд на машину перед тем, как выписать талон ТО. Автовладелец сразу же отправляется за полисом ОСАГО и больше о состоянии транспортного средства не беспокоится.

Напомним, что одной из таких контор — ЗАО «Техосмотр», генеральным партнером Росгосстраха — уже заинтересовались правоохранительные органы.

В проигрышной ситуации оказались автосервисы, стекольные заводы и продавцы автостекол. В рамках Переговорного пункта мы решили поговорить об этой проблеме.

На сегодняшний день требования и регламент по прохождению техосмотра не изменились, но все же проходят его по-новому. По Вашим наблюдениям, многие ли автовладельцы перед процедурой ТО обращаются в автосервисы, чтобы отремонтировать машину, или большинство предпочитает этого сейчас не делать? Сильно ли пострадал бизнес после обновления процедуры техосмотра?

Ирина Шихалева,

Сотрудник ООО «ФУЯО-АВТОСТЕКЛО»:

Действительно, продажи автомобильного стекла существенно убавились, наверно, в два раза и особенно в зимний период. Автовладельцы приходят в магазин, выбирают нужное стекло, а когда удается пройти ТО без замены стекла, то уже и не возвращаются. Я сама являюсь автовладельцем и на личном опыте знаю, как проверяют состояние автомобиля. Думаю, что все эти новшества скоро скажутся на увеличении аварийности и придется в свое время принять строгие меры.

Максим Абрамов,

Заместитель председателя по правовым вопросам ОД «Союз автомобилистов Кировской области»:

Ввиду сложившейся ситуации, большинство автовладельцев старается избежать процедуры диагностического контроля, поэтому обращения водителей в автосервисы зачастую не связаны с прохождением технического осмотра.

Борис Дрягин,

Директор компании ООО «АвтоТехЦентр»:

Добросовестные автовладельцы следят за состоянием своего авто всегда, в том числе и перед техосмотром. Неряшливый автовладелец не поедет ни на мойку, ни в автосервис. Всё дело в самом человеке, в его отношении.

Сергей Докучаев,

Руководитель участка диагностики и автоэлектрики автосервиса «Bosch Service»:

Процедура обновления техосмотра на нашей компании никак не сказалась. Вероятно, потому что наш сервис недешевый и, соответственно, наши клиенты следят за состоянием своего авто постоянно. Люди к нам едут не для того, чтобы пройти ТО, а чтобы держать машину в исправном состоянии.

Но на самом деле ситуация с техосмотром в России не поменялась, просто перераспределились денежные потоки. Раньше были обходные пути для тех, кто не желал проходить техосмотр. Сейчас рамки смягчились на законодательном уровне — можно даже машину не показывать. Водители сами должны понимать ответственность перед другими участниками дорожного движения. Это вопрос культуры. Зачем далеко ходить? Посмотрите на наш общественный транспорт. Автобусы дымят. Это у всех на виду. Может быть сначала заняться наведением порядка в сфере общественного транспорта?

Думаю, что изменение прохождения ТО может сказаться на таких нюансах, как аптечка, огнетушитель, что автовладельцы приобретали лишь для прохождения ТО, а порой занимали друг у друга.

Существует ли на сегодняшний день в Кирове проблема с ЗАО «Техосмотром» и другими аналогичными компаниями, которые выписывают полисы ОСАГО без инструментального контроля? По вашим оценкам, какая часть автовладельцев предпочитает пользоваться их услугами?

Борис Дрягин,

Директор компании ООО «АвтоТехЦентр»:

Аналогичных компаний нет. ЗАО «Техосмотр» — это москвичи, которые пришли на наш рынок. Если машина в нормальном состоянии, то в ЗАО «Техосмотр» не рвутся. Туда едут люди незнающие или на неисправном авто, потому что автомобиль там должным образом не смотрят. Тем, у кого машина в хорошем состоянии, бояться нечего.

Не могу сказать, что мы пострадали от недавних изменений прохождения техосмотра. Кто привык ухаживать за своей машиной, не ощутил изменений. Некоторые считают, что если страховка заканчивается в декабре, то техосмотр до этого времени можно не проходить. Таких клиентов мы потеряли. Но я думаю, не надолго. Когда дело дойдет до аварии, тогда вспомнят. В общем и целом тема актуальная и интересная. Автовладельцам, например, новая система выгодна, так как стоимость ТО стала в 2 раза ниже.

Максим Абрамов,

Заместитель председателя по правовым вопросам ОД «Союз автомобилистов Кировской области»:

Проблемы с ЗАО «Техосмотром» не существует. Существует проблема законотворчества. То, что происходит сейчас — следствие передачи контроля исполнения процедуры техосмотра страховым компаниям. Этого следовало ожидать. Коррупционная составляющая незаметно для автомобилистов приобрела вполне законный вид: дополнительные привилегии при страховании, ДОСАГО и т.п.

Если автовладелец получил полис техосмотра в компании при страховой, а после этого не обратился вновь за инструментальным контролем, то какие проблемы могут его ожидать при получении страховки?

Максим Абрамов,

Заместитель председателя по правовым вопросам ОД «Союз автомобилистов Кировской области»:

К нам в ОД «Союз автомобилистов Кировской области» обращений пока не поступало, но, думаю, прецеденты будут. Ни для кого не секрет, что каждая страховая компания стремится минимизировать свои убытки, а, следовательно, будет пользоваться любой возможностью для отказа в выплате.

Получается, что на дороги с пройденным техосмотром выезжают машины далеко не в лучшем техническом состоянии? Как это влияет на безопасность на дорогах?

Александр Плотников,

Врио главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Кировской области:

Обеспечение технически исправного состояния транспортных средств является одной из основных составляющих обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», все находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства подлежат техническому осмотру.

Главной задачей техосмотра является недопущение эксплуатации технически неисправных средств. Правилами проведения технического осмотра установлены технологии проверки технического состояния различных типов транспортных средств, выполнение которых обязательно в полном объеме. Несоблюдение вышеуказанных технологий может привести к тому, что имеющиеся у транспортного средства неисправности не будут выявлены, и оно будет допущено с ними к участию в дорожном движении.

Вместе с тем, с такими неисправностями, как неисправность рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящие (отсутствующие) фары и задние габаритные огни в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, не действующим со стороны водителя стеклоочистителем во время дождя или снегопада, дальнейшее движение транспортного средства в соответствии с пунктом 2.3.1 Правил дорожного движения вообще запрещается.

Как показывает статистика, тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий, совершенных по причине эксплуатации неисправных транспортных средств, значительно выше средней тяжести последствий ДТП.

Таким образом, некачественное проведение технического осмотра оказывает крайне негативное влияние на обеспечении безопасного дорожного движения.

По причине технической неисправности в текущем году совершено два ДТП, в которых 1 человек погиб и 1 травмирован. В прошлом году за аналогичный период в 2-х авариях травмы получили 2 человека.

Максим Абрамов,

Заместитель председателя по правовым вопросам ОД «Союз автомобилистов Кировской области»:

Я неоднократно говорил, что, согласно статистическим данным, количество ДТП, причиной которых стала техническая неисправность, по отношению к общему числу ДТП, ничтожно мало. Не потому, что их действительно немного, а потому что такую причинно-следственную связь достаточно сложно определить и доказать. Итог — отсутствие ответственности для организаций, выдающих талон ТО. Очевидно, что на безопасности дорожного движения это отразится не лучшим образом.

Похожие материалы по теме