В самарскую редакцию «Эха» пришло письмо: «Зачем вся эта шумиха вокруг инициативы Самарского правительства о повышении имиджа рабочих специальностей? Очень прошу привести примеры внимания к воспроизводству рабочих специальностей. Рабочие специальности закрывают, а открывают модные дизайнерские или гостиничное дело. Даже в Самарском металлургическом – и кулинарные специальности есть, и прочие сферы услуг. Количество рабочих мест сокращают, перечень специальностей урезают, часы на преподавание тают согласно требованиям Болонской системы. Наглядно: в здании на Масленникова, 37, которое занимало вечернее отделение Самарского машиностроительного колледжа, ныне располагается в основном Институт управления в аграрной сфере».
По сообщению ТАСС, в области «началась информационная кампания по популяризации рабочих профессий и специальностей». В течение учебного года будут организовываться экскурсии старшеклассников на предприятия региона, со школьниками будут встречаться министры областного правительства, на местных телеканалах будут демонстрироваться видеоролики, формирующие положительный имидж рабочих профессий».
Экскурсии – это хорошо. И телепрограммы – неплохо. Вот только после «болтовни» хочется получить ответы на вопросы: Чего ходить по «Авиакору», если президент велел на «Боинги» пересаживаться? В чем увлекательность походов по металлургическому заводу, если из металла этого практически ничегошеньки не производят? Если ни шариков, ни подшипников, ни даже часов и доильных аппаратов не производят – заводов уже таких нет? Куда устраивать экскурсии, если набор рабочих специальностей уже очень скоро будет ограничиваться массажистами, банщиками, гувернерами, официантами и чесальщиками пяток после полуденной воскресной дрёмы?
Все эти работы чрезвычайно важны, но, вряд ли, могут быть поводом для пропаганды. В современном мире объем услуг начинает догонять (и даже опережать!) объем товаров. Но вряд ли мир, в котором вдруг перестанут производить «запечатленные ценности», способен стать привлекательным… Ведь никому из Министерства правды, затеявшей всю эту имиджевую показуху, по сути, рабочий труд не нужен. Разве что для формирования бессознательного уважения к рабочему – через подражание, через столь привычное чувство вины перед человеком труда. И последующую за ним подмену сущности «рабочий» на сущность «слуга».
Автор статьи - журналист, культуролог Виктор Долонько