Карантинная зона: Экспортеры вятской древесины не хотят готовиться к переменам

С каждым годом лесной бизнес становится все более хлопотным. То лесные пожары не дают работать и приходится их тушить в самый разгар сезона, то в вятской древесине заводится жучок, из-за которого богатство вятского края не получается так легко вывезти. А вот сейчас грядут еще и законодательные преобразования, которые с одной стороны, могут сделать жизнь лесного бизнеса легче, а с другой - повышают штрафы и ответственность. Какие же законодательные изменения ждут лесоэкспортеров уже через несколько месяцев?

С каждым годом лесной бизнес становится все более хлопотным. То лесные пожары не дают работать и приходится их тушить в самый разгар сезона, то в вятской древесине заводится жучок, из-за которого богатство вятского края не получается так легко вывезти. А вот сейчас грядут еще и законодательные преобразования, которые с одной стороны могут сделать жизнь лесного бизнеса легче, а с другой повышают штрафы и ответственность.

У карантина нет цели банкротить предприятия

В 2008 году продавцы леса неожиданно для себя узнали, что на территории всей Кировской области введен карантин по четырем видам усача рода Monochamus и большому еловому лубоеду.

Казалось бы как это может сказаться на бизнесе? На тех, кто рубит деревья это действительно никак не сказалось. Ведь пока дерево не срублено, нельзя сказать, поражено оно монохамусом, или нет. Также карантин обошел стороной тех, кто реализует и перерабатывает древесину именно на территории нашей области.

Пострадавшей стороной оказались те, кто вывозит древесину за границу области и тем более за рубеж. Именно они столкнулись с новыми сложностями. Первой реакцией лесного бизнеса был иск в суд, чтобы именно в таком порядке отменить введенный режим. Однако ничего из этого не получилось.

Некоторые эксперты сегодня утверждают, что введение карантинной зоны было необходимо, так как назревал серьезный международный конфликт, когда за границей по цене древесины высшего качества получали испорченный монохамусом продукт.

Впрочем, раньше при заключении контракта с иностранным покупателем, у кировских продавцов деловой древесины или пиломатериалов всегда требовали предоставить карантинный сертификат. Сейчас же их должны делать в обязательном порядке, а не по требованию.

«Здесь не идет речи о том, чтобы полностью запретить вывоз древесины за пределы области или экспорт леса. Нельзя вывозить не осмотренную продукцию. У карантина нет цели – банкротить предприятия», - поясняет Тимур Абашев, начальник отдела надзора в области карантина растений, в сфере качества и безопасности зерна Управления Россельхознадзора по Кировской области.

«Если бы древесину вообще нельзя было бы вывозить, тогда Кировской области пришел бы конец, - говорит один из кировских предпринимателей. - Древесина у нас в любом случае будет вывозиться, потому что если этого не делать, то Кировской области просто не на что будет жить. У нас нет производства, нет полезных ископаемых. Вообще кроме леса ничего нет».

О машине, увозящей древесину из области, можно не говорить?  

12 мая 2011 года ФАС России признала, что Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям мешают зарабатывать экспортерам подкарантинной продукции.

ФАС признало неправомерным то, что карантинный сертификат не выдают без данных о номерах транспортных средств.

В ходе рассмотрения дела представители Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору подтвердили, что инспекторы Управления Россельхознадзора не вправе требовать информацию о транспортных средствах при получении фитосанитарных сертификатов.

Вся проблема в том, что включение сведений о номерах транспортных средств в сертификат значительно увеличивает время его оформления и приводит к значительным материальным издержкам предприятий.

«ФАС России и его территориальные органы неоднократно принимали решения о нарушениях антимонопольного законодательства при выдаче фитосанитарных сертификатов, выдавались предписания о прекращении нарушений, однако продолжают поступать жалобы на аналогичные действия территориальных органов Россельхознадзора. Необходимо обобщить практику подобных нарушений на всей территории Российской Федерации и принять меры к их недопущению впредь» - заявил Павел Субботин, заместитель руководителя ФАС России.

Отметим, что согласно пункту 2 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

«Мы не можем планировать машины заранее. Когда человек отправляет древесину на экспорт по железной дороге, то у него уже есть готовые карантинные сертификаты. А с машинами бывает, что знаешь только о дате погрузки, но данных о марке и номере нет. Зачастую фуры находят в последний момент, допустим, за день до отгрузки. Понятно, что за полдня мы уже никак не успеваем сделать сертификат. Если бы сертификаты действительно можно было получить без данных о машине, то работалось бы легче», - подчеркнул кировский предприниматель, пожелавший остаться неизвестным.

Сработались с монохамусом

Впрочем, сейчас появляются варианты, при которых за пределы Кировской области и страны можно вывезти даже пораженную монохамусом древесину. Для этого в нашем регионе организовали фумигационный отряд.

Как это бывает

Специалист Россельхознадзора приходит на склад осматривать продукцию, подготовленную на экспорт. Если он замечает в древесине следы монохамуса, то берет образец на анализ. В случае, когда экспертиза подтверждает наличие вредителя, то предписывают либо выбрать для отправки только незараженный продукт, либо провести фумигацию со всей партией.

При фумигации вся партия древесины укрывается пленкой и под нее пускают газ, от которого монохамус умирает. Такая продукция считается уже незаразной и ее можно спокойно вывозить. Однако продать ее как высший сорт уже не удастся.

В этом году фумигацию в нашей области проводит ФГУ Республиканский фумигационный отряд. Впрочем, каждый предприниматель волен решать сам, к какому учреждению обратиться за этой услугой. Если есть желание, то сделать это можно даже в соседних регионах.

Отметим, что при обнаружении зараженной партии до отгрузки Россельхознадзор никого не наказывает. А сама по себе фумигация не является обязательной. Это только разновидность новой платной услуги.

«С получением карантинного сертификата у нас не возникает никаких проблем. Достаточно подать заявку в Россельхознадзор, тем более что стоит он не так дорого. Ни разу у нас не было такого, чтобы часть нашей продукции забраковали. А сертификат надо получать только на ту продукцию, которую нужно вывозить за пределы области. Поэтому я не могу сказать, много или мало получается древесины, пораженной монохамусом», - говорит Михаил Сергеевич Никулин, директор «Базы пиломатериалов».

Обновите законодательство

Как нам пояснили в Управлении Россельхознадзора по Кировской области, сейчас идет реформа в сфере сельского хозяйства, коснется она и законодательства в области карантина растений.

В разработке находится законопроект «О карантине растений». Законопроект предусматривает значительное снижение административных барьеров для организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся заготовкой, переработкой, перевозками и реализацией подкарантинной продукции.

Кроме того, отдельные работы и услуги, которые связаны с проведением необходимых лабораторных исследований, предполагается передать компаниям и физическим лицам, аккредитованным в установленном порядке.

Другими словами, законопроект «О карантине растений» устанавливает необходимые фитосанитарные требования в отношении подкарантинных объектов, продукции и процессов ее производства; соответствующие права и обязанности субъектов, а также полномочия государственных органов; регламентирует порядок введения карантина и фитосанитарного контроля как на территории страны, так и при экспорте, импорте продукции; упрощает различные административные процедуры, сокращается количество оформляемых документов, что будет способствовать снижению административных барьеров, увеличению товарооборота.

Вместе с тем, существенно возрастет ответственность за нарушения фитосанитарной безопасности государства, готовятся изменения в Кодекс об Административных Правонарушениях, будут увеличены штрафы.

Если сейчас для индивидуальных предпринимателей действуют штрафы от 500 до 1000 рублей, а для юридических лиц от 5000 до 10000 рублей. То в обновленном Кодексе штрафы для индивидуальных предпринимателей будут от 30 000 до 50 000 рублей, а для юридических от 200 000 до 900 000 рублей.

Тимур Абашев:

- На мой взгляд, законодательство изменится с 1 января 2012 года. Пока это только законопроект, а в каком виде он будет принят неизвестно. На сегодняшний день мы работаем по Федеральному закону от 15.07.2000 «О карантине растений» № 99-ФЗ. Когда будет принят и утвержден готовящийся закон, то перейдем на него.

Пока гром не грянет

Тимур Энвильевич добавил, что законопроектом предусмотрено большое количество изменений, поэтому лесному бизнесу начинать готовиться к работе в новых условиях нужно заранее. Сейчас самое время. Впрочем, не так давно предпринимателей уже пытались подготовить к новым правилам игры. Управление Россельхознадзора, совместно с Вятской Торгово-промышленной Палатой организовывало семинар для предпринимателей на базе Учебно-делового Центра Вятской ТПП. Но присутствовали на нем только единицы из представителей бизнеса.

«Создается ощущение, что людей не интересует то, как они будут работать», - подчеркнул Тимур Абашев.

И действительно, предприниматели пока не в курсе тонкостей готовящегося закона. Большинство предпочитает думать, что это изменения не коснутся их деятельности.

«Изменение законодательства нас не очень волнует, потому что мы не сталкивались с инфицированной древесиной. Тем более, что в Кировской области прецедентов не было, когда бы фирма получила штраф в крупном размере. Нас больше волнует закрытие дорог для большегрузов и огромные штрафы», - пояснил Михаил Никулин, директор «Базы пиломатериалов».

«Мы новый законопроект не изучали. Но не думаю, что он как-то может повлиять на деятельность нашей компании. Мы занимаемся легальными поставками леса. Хотя в целом изменения законодательства нужны, чтобы бороться с нелегальным бизнесом. Лишь бы в нем перекосов не было», - говорит Василий Конюшев, заместитель директора по внешнеэкономической деятельности компании «Лесной профиль».

Лес в цифрах

2010 год

За рубеж было вывезено деловой древесины - 11,6 тысяч кубов, пиломатериалов - 270 тысяч кубов.

За пределы Кировской области. Деловая древесина - 1,1 млн. кубов, пиломатериалов - 406 тысяч кубов. Всего вывезено 1,734 млн кубов продукции.

Похожие материалы по теме