Алексей БИЗЯЕВ: «Если бы не было кризиса — у меня не было бы своей компании»

Алексей, насколько я знаю, в автомобильном бизнесе Вы уже много лет. А расскажите, как попали в него?

В России все сейчас только и говорят, что о малом бизнесе. Власти призывают организовывать компании. Другие же говорят, что новичкам в малом бизнесе просто не выжить из-за поднятых налогов. Но есть и те, кто создает свой бизнес, несмотря на все окрики и шепотки со стороны.

А может и правда не стоит на них оглядываться? Может, сегодняшнее время ничуть не хуже завтрашнего и послезавтрашнего? Почему бы не рискнуть сегодня и не прыгнуть вслед за своей мечтой?

О вере в свои силы и свою мечту - в интервью с Алексеем Бизяевым, генеральным директором компании «Трак Лидер плюс».

В автомобильный бизнес я попал после института, когда устроился на работу в автомобильную группу «Сапсан». Начинал работать с продавца-консультанта по автоаксессуарам. И за 3,5 года дорос до директора автоцентра.

Да, карьерный рост очень быстрый. А как этого удалось добиться?

В то время очень хорошо развивался автомобильный рынок. В «Сапсане» открывался новый отдел развития дилерской сети, и меня поставили руководителем по рекомендации генерального директора, руководителя отдела кадров. Когда я пришел в этот отдел, мы сразу же подписали два дилерских контракта Nissan в Кирове и Сыктывкаре. Помню, благодаря работе нашего отдела, компании удалось продать больше 300 машин. Тогда мне и предложили стать коммерческий директором.

А хотелось быть коммерческим директором?

Конечно, мечтал. У меня была жажда власти, жажда зарабатывать деньги.

Правда, в «Сапсане» должность директора отличается от привычного понятия, это скорее менеджер. Вся основная работа завязана на нем. Грубо говоря, директор там занимается всем. Если надо, то можно и машины в торговый зал идти продавать, чтобы показать на своем примере, как это делать.

Такое руководство отличается от такого понятия, как директор на государственном предприятии, где человек сидит целый день в кабинете, к нему приходят люди и он документы подписывает. Здесь работа другого плана. Ты ближе к коллективу, большинство вопросов приходится решать самому.

Но сейчас есть своя компания. Вы директор. У вас остался тот же стиль руководства или изменился?

Сейчас, когда у меня уже своя компания, я в основном решаю бумажные и финансовые вопросы. От продаж отошел. Непосредственно работает с клиентами, поставщиками мой партнер, с которым мы вместе организовали фирму. А если сейчас можно было выбирать: продавать и быть директором или работать с бумагами и также быть директором.

Что бы Вы предпочли?

На самом деле и то и другое меня устраивает. Конечно, работать с клиентом намного интереснее. Но все вопросы невозможно завязать на себя. Какой смысл тогда быть директором, если все приходится делать самому?

Это не только мое мнение, но и, наверно, общее. У каждого предприятия должен быть руководитель, который ведет за собой все дело. А если все будут равны между собой, случится хаос. Кто-то должен вырабатывать стратегию и вести за собой предприятие. Его можно назвать президентом, председателем совета директоров, директором, генеральным директором или старшим менеджером — абсолютно не важно. Просто должен быть человек, который ведет все за собой.

Трудно было начинать руководить? Когда стали уже директором, много чему пришлось учиться?

В основном пришлось учиться тому, как руководить коллективом. Ведь я вышел из простых продавцов, с самого низа. Поэтому многие поначалу не воспринимали меня, как руководителя. Я со всеми общался на «ты», ко мне также обращались. Но я никогда и не требовал официоза.

Но нужно было добиться того, чтобы сотрудники не смешивали рабочие и личные отношения. Допустим, мы можем вечером вместе в ресторане посидеть или где-то еще, но рабочие отношения должны оставаться рабочими. Самое главное — добиться того, чтобы люди начали уважать и воспринимать действительно всерьез.

И как это удалось сделать?

Со временем. Я даже ездил на тренинги в Москву, где обучали, как руководить именно в автомобильном бизнесе. А так - основной опыт, конечно, пришел, когда я сам начал читать различные книги о том, как руководить коллективом, о менеджменте.

Когда в институт поступали, в школе еще учились, думали, что пройдет лет 5 и будете директором?

Нет, конечно, не думал. Но амбициозные планы у меня, конечно, были. В институте я работал и охранником, и в такси, чтобы заработать деньги. Собственного говоря, я в институт для того и поступал, чтобы получить высшее образование и добиться чего-то в жизни.

Можете рассказать, какой Вы директор? Строгий, жёсткий, с которым нельзя спорить или, наоборот, критику хорошо воспринимаете?

Как руководитель я вообще очень демократичен. Я могу воспринимать критику в свой адрес любую. Если мне говорят, что я что-то делаю неправильно, то я готов обдумать и поменять свою позицию. Но критика должна быть объективная. Я не готов воспринимать не объективную критику.

Вокруг есть множество директоров, которые оскорбляют своих подчиненных. Но я стараюсь сохранить хорошие отношения в коллективе, чтобы за спиной у меня никто ничего не говорил. В тоже время, если не доволен сотрудником, то скажу ему это, мы вместе ищем решение.

Если немного отстранится от профессиональной деятельности, то какое есть увлечение, хобби, кроме машин? Может что-то коллекционируете?

Основное увлечение это, конечно, автомобили!

А машины тюнингуете?

Смысла нет. Единственное, что я устанавливаю на машину, это тонировка, сигнализация и максимум литые диски.

Тюнингуют обычно ВАЗовские автомобили. А я абсолютно не приемлю отечественный автопром. Ведь когда покупаешь иностранный автомобиль, там уже нечего дорабатывать. Машина и так смотрится красиво.

Откуда такая нелюбовь к отечественному автопрому?

Просто я считаю, что стоимость на отечественные машины слегка завышена.

Алексей, многие директора и руководители олицетворяют уже себя со своей компанией. Они не могут уже разделить. Они говорят только о своей компании, мыслят только через призму своего предприятия. В Вас это есть? Как считаете хорошо это или плохо?

Конечно, у меня это есть. Думаю, что это хорошо. Если человек занимается любимым делом, то он будет всегда говорить о своей компании. Во-первых, это реклама. Во-вторых, подчеркивает статус. И в-третьих, идет самореализация. Так что это абсолютно нормально.

У каждой организации есть культура корпоративная, стандарты поведения. А по Вашему мнению, надо подстраиваться под нее или важно, чтобы человека воспринимали таким, какой он есть?

Если ты работаешь в крупной компании, где есть корпоративные обязательства, какой-то дресс-код, то, естественно, этого придерживаешься. У нас сейчас в компании нет никаких пафосных галстуков.

Вот я работаю в курточке, джинсах, потому что мне так удобно. У нас контингент людей — водители. И им не важно, в пиджаке ты перед ним ходишь или в джинсах, шортах или тапочках. Наоборот, если он в шортах и ты перед ним в шортах стоишь, то найти общий язык намного легче.

Я считаю, что в крупных компаниях должен быть какой-то дресс-код для узнаваемости. У нас этого нет, и пока абсолютно не нужно.

Пока?

Ну, да. Конечно, если мы через несколько лет разовьемся в какую-то сеть магазинов, будет у нас какой-то фирменный автосервис, может, дорастем до того, чтобы открыть автосалон американских тягачей. Тогда да. Тогда уже будем выстраивать корпоративную этику и манеру общения.

Тут все зависит от нашего старта. Через несколько лет можно и крупную федеральную сеть создать. На самом деле все крупные компании начинали с одного маленького магазинчика. Вот взять, например, один из крупных автосалонов Кирова. Ребята начинали с того, что торговали запчастями на рынке. Сейчас у них автосалоны в Кирове и Сыктывкаре.

Есть ли что-то, что сегодня Вы можете назвать самым дорогим в жизни? То, на что в экстренной ситуации могли бы променять свою карьеру?

Самое дорогое — это, конечно, семья. На самом деле все, что я делаю, зарабатываю, только для того, чтобы у меня была нормальная семья. Даже не в том смысле, что я ее должен содержать. Ради семьи я готов отказаться от карьеры и многих радостей в жизни, от которых я не отказался, если бы был один. Когда я был один для меня единственным вопросом было ездить на красивой машине, хорошо кушать, где-то развлекаться. Но сейчас, когда уже есть семья, то приоритеты сменились. Пусть будет машина подешевле, зато семья будет в достатке, и все будут довольны.

Мне всегда было интересно. Вот, например, у вас была хорошая должность и хорошая зарплата — и вдруг человек уходит. Причем, снова становится директором. Вот как нужно выбрать время и место, куда нужно перейти?

Когда я еще работал в «Сапсане», всегда мечтал открыть подобное предприятие, но уже свое. Во-первых, у меня образование автомобильное, я очень люблю машины и все, что с ними связано. И когда случился финансовый кризис, когда у многих авто дилеров возникли неприятные моменты, я принял решение уйти.

Получается, что уйдя из «Сапсана», Вы сразу решили открыть свое дело?

Когда я ушел из «Сапсана», естественно, я искал новую работу. Мы познакомились с предпринимателем, у которого была компания по продаже американских грузовиков, запчастей, и сервис в Перми. Он мне предложил заняться этим же в Кирове, то есть он создал здесь филиал, поставил меня им руководить.

Однако в феврале этого года наступил такой момент, что ему пришлось закрыть здесь предприятие. Но в Кирове у нас остались клиенты. Тогда я подумал, какой смысл сейчас искать какую-то другую работу, терять клиентов? Если создавать другой бизнес, то надо заново искать клиентов. А здесь уже бизнес отлаженный.

Я долго обдумывал и понял, что смогу открыть такую же компанию, но только сам. Точнее это решение мы приняли с моим сегодняшним партнером. Тогда он был моим заместителем. Мы нашли деньги, вложили их в оборот, открыли магазин и сейчас работаем третий месяц.

Оправдываются ожидания?

Пока идут одни вложения. Но и обороты, естественно, есть. Мы только начинаем «отбивать» свои деньги. Средняя окупаемость магазина запчастей занимает год-полтора. Причем, это нового магазина без клиентской базы. У нас все это есть. Так что я думаю, уже через полгода можно будет говорить о каких-то финансовых результатах.

Что посоветуете тем, кто хочет открыть свое дело? Надо ли ждать лучшего времени?

Посоветую не бояться перемен. Если есть у человека какая-то мысль или задумка, то воплощайте это в жизнь. Время сложно предугадать. Надо просто делать.

Вы говорите, что я в удачное время «перескочил» с одной работы на другую. Но на самом деле это было очень неудачное время. Я был в глубоком кризисе и эмоционально подавлен. На тот момент действительно сложилась ситуация, что автомобильный рынок медленно уходил на дно. Те деньги, которые мы зарабатывали, с каждым месяцем таяли.

Просто мне пришла в голову идея, и я ее осуществил. Теперь можно сказать, что если бы не было финансового кризиса, то, возможно, у меня сейчас не было своей компании. Все, что ни делается, все к лучшему. Если есть идеи, то нужно просто их осуществлять, и не думать удачное сейчас время или нет. Что может не получиться? Руки есть, ноги есть, голова на плечах есть - можно заниматься любимым делом.

Похожие материалы по теме