Автобиографично…
Помню лет в 6—7 смотрел мультфильм о мальчике, который сначала хотел стать пожарным, затем, моряком, потом космонавтом. Тогда я подумал, что чем постоянно что-то менять, лучше идти своим путем и не равняться на других. Наверно это было мое первое столкновение с богатым миром психотерапии, столкновение, которое поменяло меня и определило мой путь. С детства мне нравится искусство, творчество и трудные логические задачи. Сочетание этого и определило мой жизненный выбор. Закончив музыкальную школу и физико-математический лицей, я оказался на распутье между гуманитарными и точными науками, а выбрал, на удивление всем, медицину. Одно время, пока учился в медицинском, хотел быть хирургом.
Впервые столкнулся с психологической проблемой, когда мне было 17-18 лет, обучаясь в медицинском институте. Были комплексы и трудности в общении с преподавателями и девушками. На втором курсе я дважды завалил химию одному и тому же экзаменатору. Как оказалось позже не столько из-за знаний, сколько из-за отсутствия жизненного опыта, непонимания того, чего от меня хотят. Это была последняя капля. Как раз в то же время одноклассница предложила поехать поступать в Санкт-Петербургский государственной университет на факультет психологии. Я не совсем понимал, что это такое. Однако терять мне было нечего. Поступил! Смог восстановиться и в медицинском. Чтобы учиться в двух вузах одновременно, нужно было уметь договариваться с преподавателями и точно и эффективно распоряжаться своим временем. По окончании медицинского института в 1998 году был принят в ординатуру по психиатрии. Долго ждал, что меня начнут чему-то учить. Только спустя 1,5 года понял, что кроме меня самого то, что нужно именно мне ни кто не расскажет и не объяснит...
Поэтому выбор профессии был взят из моей жизни. А когда понимаешь, что хорошо получается, искать что-то другое нет смысла. Мне нравится помогать людям и видеть результат своей работы.
В 1999 закончил психологический факультет университета. Женился. Родилась дочь. Начал частную практику как психолог-психотерапевт. Постоянно расширял знания о людях, их жизненных ситуациях. Каждый человек был для меня толчком, что бы узнавать себя, ставить самому себе новые цели, что бы появилась возможность помочь моему клиенту. Осознав, что процесс психотерапии необходимо видеть не только с кресла врача, в течение 2 лет прошел собственную психотерапию. Получил богатый опыт того, с чем сталкивается человек, когда оказывается на приеме у психолога или психотерапевта. Насколько временами это трудно — понимать и менять себя. Теперь, когда я знаю подводные камни, я уверенно веду своих клиентов к их цели.
В своей работе постоянно ищу новые, современные методы: от индивидуальной психотерапии к семейной и групповой, пробую эти подходы на себе. Жизнь заставляет нас искать более эффективные, более быстрые и более экономичные способы преодоления трудностей. То, что в индивидуальной терапии раньше получали за 3—4 года, сейчас происходит за 6—9 месяцев, групповой за 50—60 часов, а в семейной за 5—8 встреч. Наиболее эффективно объединение нескольких специалистов в организации сопровождения одного клиента либо семьи, которые сообща используют разные подходы. Вот так мои увлечения, мои ошибки и мой опыт, люди с которыми я прожил эти годы, привели меня к тому, кто есть я и что есть моя жизнь. Я очень благодарен каждому, с кем мы прошли этот путь. Сейчас я чувствую в себе энергию, располагаю знаниями и опытом, имею сильное желание быть руководителем центра психотерапии и психологии. Для меня это — давать возможность людям менять себя и свою жизнь, расти в профессии или отношениях, укреплять свои жизненные позиции.
Психологическая гостиная…
В своей практике работал в государственных и частных структурах. И один знакомый однажды спросил, почему я не открываю свой центр? Это и подтолкнуло меня к решительным изменениям в жизни. «Гостиная» появилась не только благодаря мне, но и людям, окружающим меня. Основной принцип нашей работы – сообщество специалистов. Атмосфера, которая помогает каждому из нас расти профессионально, не допускать эмоционального выгорания.
Название же пришло в голову непосредственно мне. Мы расположены в Гостином переулке, рядом с Центральной гостиницей, поэтому «Гостиная».
Профессиональное выгорание…
Практикую с 1998 года, именно в этом году я окончил медицинский институт. Профессиональное выгорание – это такой момент, который бывает периодически и у меня, но я научился его отслеживать. Типичные симптомы эмоционального выгорания: усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница, пессимизм, безразличие; ощущение беспомощности и безнадежности; раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив, оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение, падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни, низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям.
Эти элементы эмоционального выгорания на себе, безусловно, так или иначе наблюдает любой человек, который работает с людьми, будь то продавец, преподаватель, врач, психолог и многие другие. Симптомы я эти знаю, знаю что нужно делать для профилактики выгорания.
В рамках программы профилактики, которую проводит центр, по инициативе Кировской Ассоциация медицинских сестёр, тестируется средний медицинский персонал городских и областных учреждений на предмет эмоционального выгорания. Проводятся лекции, обучение, как снимать напряжение, «Балинтовские группы». Сама методика Балинтовской группы включает в себя проведение беседы, в ходе которой, один из специалистов свою профессиональную проблему, ситуацию. Допустим, с клиентом, родственником, начальником у этого человека вышел какой-то конфликт. Все помогают ему проговорить произошедшее, разобраться, как это может быть связано, с его личной историей. Человек задумывается, сопоставляет как его эмоциональное реагирование связано с его жизненным опытом, убеждениями, внутренними конфликтами. В следующий раз обсуждается история другого участника и так пока все не проработают свою проблему.
Наиболее эффективной профилактикой эмоционального выгорания является личная индивидуальная или групповая психотерапия: в 2009 году Санкт-Петербургский НИИ им. В.М. Бехтерева проводил подобную работу в рамках цикла повышения квалификации, где я был участником 50 часовой динамической группы. Мы 50 часов жили узким кругом, общались, спорили, ругались, мирились, договаривались, помогали друг другу в решении разных психологических проблем.
Профилактика эмоционального выгорания – это моя основная обязанность по отношению к моим сотрудникам центра.
Выбирая…
О том, как правильно выбрать психолога или психотерапевта множество открытой информации в Интернете. Обращу внимание на то, что я и сотрудники моего центра соответствуют важнейшим требованием специальности: обучение в ведущих российских ВУЗах и НИИ современным научнообоснованным технологиям, длительный опыт работы в государственных и частных структурах, тесный контакт со специалистами своего и смежных направлений, регулярное участие в конференциях, написание статей по специальности, наличие своей личной терапии (опыта в качестве клиента).
Супервизор…
Важно, чтобы психолог имел своего супервизора. То есть, чтобы на каждую пятую - десятую встречу, проводимую психологом, в кабинете присутствовал сторонний специалист и отмечал, что помогало, а что мешало процессу. Устанавливается ли контакт? Правильно ли используется методика? Смешиваются разные направления или он грамотно, в нужное русло направляет беседу. То есть, это такая обратная связь?
Допустим, психолог возвращает человека в прошлое, чтобы найти ответ на вопрос, почему сейчас человеку плохо? Либо разбираются его мысли, иррациональное отношение к жизни. Если смешивать эти две методики – возврат в прошлое, свободные ассоциации, инсайты, озарения и, при этом, прорабатывание иррациональных мыслей, это ни к чему не приведет. Например, если вас подрезали на дороге, а вы предположим злитесь? Если это так, то вероятнее всего, вы думаете, что все должны ездить по правилам. Вот эта мысль, что все «должны» – иррациональна. Неважно откуда она взялась, папа так учил или мама. Нужно привыкнуть мыслить рационально, что кто-то может нарушать, кто-то может соблюдать. Если появится такая привычка, перестанешь злиться. Вот это когнитивная методика, а психоанализ (возврат в прошлое, какие-то детские воспоминания) – в этой ситуации не нужны. Если специалист смешивает две методики, результат будет низким, и не будет понятно с чем именно он связан.
С супервизором нужно встречаться регулярно, несмотря на то, какую квалификацию и опыт работы имеет специалист. Супервизия нужна каждому психологу и психотерапевту.
Панические атаки…
В нашем городе множество обращений по поводу неврозов или нарушенного поведения у детей. Это бросается в глаза, но родителям как-то невдомек, что сначала им нужно разобраться самим в себе, в своих межличностных взаимоотношениях. А эффективнее проблемы ребенка решать через решение проблем отношений в семье.
Часто обращаются по поводу панических атак, на это сейчас «бум» в Кирове, который в крупных городах - Питере и Москве длится уже давно. Он выражается в следующем. Периодически ни с того, ни с чего человек, не подозревающий у себя никакой психологической проблемы, чувствует выраженный страх смерти. При этом у него повышается давление, пульс зашкаливает, он не может уснуть, вызывает скорую помощь. На приеме у терапевта, не находится объективных признаков болезни. Иногда доверия к врачам на столько падает, что человек идет к экстрасенсам, гадалкам, он не сразу попадает в кабинет психотерапевта. А причина панических атак – психологическая, то есть человек настолько запутался в жизни, чего он хочет, что он может, что должен, что организм дает сбой. При этом активные люди, которые стремятся решить свою проблему самостоятельно, находят информацию в Интернете, и многие обращаются в мой центр именно через Интернет.
Часто обращаются по поводу супружеских взаимоотношений в семье. Например, есть какие-то конфликты, измены, утрата радости от интимных отношений. Супружеские встречи проводятся двумя психотерапевтами одновременно. Семья понимается нами как сложный, живой организм, в котором всё зависит от всего. После анализа всех особенностей, мы находим, где лучше всего начать изменения, что бы семейная система повысила степень гармонии. При этом, супруги обучаются и понимают, как можно по-новому решать застарелые конфликты, как можно быть открытыми и в поддержке и в претензиях, как можно договариваться, меняют подходы к воспитанию, проведению досуга, распределению финансов и обязанностей.
Напоследок…
Советую чаще говорить о своих чувствах, строить близкие доверительные отношения, осознавать и исключать иррациональные мысли. А в случае сомнений – обращаться к психотерапевту или подождать – выбрать пробный визит и лично составить своё мнение о центре.