Работа фрилансера год от года становится все более востребованной. И что самое интересное вместе с этим растет и популярность фриланса. Вот только на сегодняшний день нет надежных методов защиты фрилансера. Слишком сложно наметить схему взаимодействия наемного работника и работодателя, которых находится далеко.
Тем более, что востребованы они только потому, что считают доступной рабочей силой, так что многие работодатели не упускают возможности этим воспользоваться.
Здесь показано, как работодатели привыкли общаться с фрилансерами. А вот ниже рассмотрим случаи, когда наемный работник сможет определить, что его услуги оценивают слишком дешево. Это практические советы, как защитить себя от подобных ситуаций. А в это время сами работодатели смогут как бы посмотреть на этот процесс со стороны и сделать работу над ошибками.
При разговоре с потенциальным работодателем стоит обратить внимание на 8 пунктов. Кстати, если у вас чаще всего происходит то, что описано хотя бы в двух случаях, то это можно расценить как совпадение. А вот если три и более, то это должно заставить насторожиться.
1. Уменьшительно-ласкательные формы.
Когда вы обсуждаете заказа и слышите такие фразы: «У меня есть небольшой проектик… он требует небольшой доработки..». Здесь работодатель сразу пытается приуменьшить объем работы, а вместе с ним и оплату за эти услуги.
2. Задания сформулированы не четко.
Мало того, что они не озвучиваются, так еще и в голове работодателя зачастую бывают не сформированы. Здесь заказчик просто торопится с началом работы. А вот по ходу выполнения могут возникать все новые критерии и задания, выполнение которых также ляжет на плечи фрилансера. А значит и займет больше времени, чем вы ожидали.
3. В задании есть слова вроде «аналог», «клон», «что-то похожее».
В принципе этот пункт походит на второй, но с небольшим отличием. В этом случае работодатель уже представляет, что должно в итоге получиться. Однако у фрилансера это может занять больше времени и усилий, чем рассчитывает заказчик.
4. Вы общаетесь с заказчиком только по ICQ, которая была зарегистрирована всего несколько месяцев назад.
Иногда в этом нет ничего плохого. Вам повезет, если работодатель скрывается только от спама.
5. На заказ вы согласились, но вот сам заказчик не торопится его с вами обсудить.
В любом случае заказчику нужен результат в самые ближайшие сроки. А когда он сам оттягивает время, то создается впечатление, что он и сам не слишком заинтересован в этом проекте. А для фрилансера это ничем хорошим не обернется.
6. Неожиданно, заказчик меняет проект или предлагает вам выполнить пока другую услугу за меньшие деньги.
Чаще всего таким образом завлекают фрилансеров. Обещают дать работу над крупным проектом, а в итоге его откладывают и принимаются за другой. В этом случае фрилансер может сделать несколько мелких заданий, но уходить от этого заказчика не будет, даже если условия его не устраивают. Ведь заказчик ему уже пообещал дать настоящий крупный проект.
7. Реализация проекта постоянно откладывается – то он обсуждается, то утверждается бюджет и так далее.
Такие ответы работодателя легко могут навести на подозрения, что этот проект вообще не будет начат. При этом заказчик будет пользоваться услугами фрилансера, например, по части консультаций. Вот только без вознаграждения…
8. Вы читаете объявление о проекте, а там стилистические или орфографические ошибки.
От ошибок по грамматике никто не застрахован. Но! Бывает, что заказчики делают опечатки намерено, чтобы привлечь «себе подобных» фрилансеров и опять же платить за работу меньшие деньги.
Допустим, может случиться вот такая ситуация. Заказчику понадобилось вывести на рынок новый вид товара. Для этого бизнесмен планировал сделать одновременно несколько сайтов с функцией электронной оплаты, оптимизировать их, а также вложить часть средств в рекламу. План – вещь довольно жесткая, поэтому сроки были ограничены последним летним месяцем. Поразмыслив над бюджетом, экономный работодатель решил отдать работу фрилансерам. Однако в сентябре проект так и не был закончен – внешние исполнители успели сделать лишь первую часть работы (дизайн продукта). «Движки» сайтов были не готовы: за лето трижды менялись программисты. В итоге на рынок сайт удалось вывести только к декабрю.
Так что и работодателям есть чего бояться в общении с фрилансерами. Например, не каждый программист возьмется дорабатывать какой-либо проект. Ему лучше начать его с нуля. Дизайнеры же легко могут взять в свои руки доработки.
Кроме того, работодатель не должен полностью полагаться на доверительные отношения без срочных договоров. Это дело управления, когда во главе можно поставить своего ответственного технического менеджера. А раз этот сотрудник ответственный, то он и может отвечать за добросовестность работы. Если работа не устраивает, всегда можно этот договор расторгнуть и обязать студию, где и работает этот технический менеджер, выплатить неустойку. С фрилансерами такое обращение будет невозможно.
И стоит учесть, что работу фрилансера лучше проверять как можно чаще. Ни в коем случае нельзя откладывать контроль на потом, потому что в момент сдачи работы у фрилансера может резко отключиться интернет, произойти бытовая катастрофа, а его самого поразить внезапная хворь.