Анзор Махарадзе: «Покупая франшизу, мы покупаем прежде всего опыт»

Анзор Махарадзе, директор магазина «Benetton», Имидж-лаборатории «Персона» и бутика обуви «Baldinini» в Кирове.

Франчайзинг, франшиза… Одно слово английского происхождения, другое - французского. Но, несмотря на свои иностранные корни, для России это явление прижившееся и довольно успешно развивающееся. В нашей стране впервые работать по франшизе начали в 1990-е годы. Успели ли за это время создать законодательную базу для этой сферы бизнеса? И насколько уверенную позицию на рынке товаров и услуг занимает франчайзинг в нашем городе? Обо всем этом нам рассказал

- Анзор, достаточно ли того законодательства, которое сейчас регулирует франчайзинг в России?
- В России не существует специального законодательства по франчайзингу. Но наиболее полно правовые нормы, которые его регулируют, отражены в законе «О коммерческой концессии», где франчайзинг носит название коммерческой концессии, а франчайзинговый договор - это, соответственно, договор коммерческой концессии. Однако на практике стороны далеко не всегда заключают именно договор коммерческой концессии. Часто это бывает дилерский договор, договор купли-продажи… Франчайзинг развивается, обходясь без специальных законодательных норм. Он, как и любой другой бизнес, ориентирован на прибыль и приспосабливается к тем условиям, которые существуют.    

- Насколько взаимовыгодно сотрудничество между франчайзером* и франчайзи**?
- Чтобы открыть сеть собственных филиалов по всей России, компания должна вложить очень много инвестиций. А за счет самостоятельно работающих франчайзи бренд компании становится узнаваемым и популярным.
Выгодно сотрудничество и франчайзи. При оформлении сделки франчайзер передает компании всю необходимую информацию, будущие сотрудники проходят обучение. Покупая франшизу, мы покупаем прежде всего опыт. Таким образом, благодаря одним только личностным качествам, на основе полученных ресурсов можно на достаточно высоком уровне организовать работу предприятия.

- От чего зависит стоимость франшизы?

- Размер франшизы зависит от сферы бизнеса, от масштабов компании… Кроме первоначального паушального  взноса, франчайзи перечисляет франчайзеру ежегодную плату - роялти. Это могут быть как проценты от прибыли, так и фиксированные платежи. Все это индивидуально: у каждой компании свои требования.

- На Ваш взгляд, что легче - купить франшизу или начать бизнес самостоятельно, с нуля?

- И в том, и в другом есть свои сложности. Франчайзинговая деятельность изначально требует более значительных инвестиций, чем открытие своего дела. В то же время для успешного ведения собственного бизнеса необходимо обладать гораздо большим опытом и знаниями в соответствующей области. Тогда как по франчайзинговому договору в ваше распоряжение предоставляют готовые бизнес-технологии.
Факты говорят сами за себя. Так, в Америке, по статистике, из числа открывшихся компаний выживают чаще всего те, которые работают именно по франшизе.

- Чем стоит руководствоваться при выборе франшизы?
- Когда я выбираю франшизу, я смотрю, насколько это большая компания, во многих ли городах она есть, как долго существует на рынке. При выборе франшизы нужно быть осторожным. Есть так называемые псевдофраншизы. Эти компании открывают под своей маркой два-три магазина, чтобы показать, что они действительно существуют, а потом активно продают франшизы, не беспокоясь о будущей эффективности работы франчайзинговых магазинов.

- Как Вы считаете, насколько франчайзинг развит в Кирове?
- Киров - небогатый город, и рынок здесь франчайзинговыми фирмами не насыщен. Когда в России появляется новый бренд, то в очереди на открытие филиалов нашему городу отводится 40-50-е место. Сначала точки открывают в городах-миллионниках и полумиллионниках и только потом обращают внимание на Киров.
В основном, франчайзи, работающие в Кирове, занимаются реализацией одежды. Все дело в том, что легче спрогнозировать успех предприятия, которое предлагает товар, а не услугу. Допустим, если мы открываем в Кирове ресторан и такой же есть в Москве, то они никак не связаны друг с другом. Успех предприятия в этом случае зависит только от качества работы сотрудников в каждом конкретном заведении: как готовит повар, как обслуживают официанты… Если же фирма продает товар определенной марки, реакция потребителя более предсказуема.
Насколько перспективным франчайзинг окажется в Кирове, зависит от экономического состояния региона. В настоящих условиях процесс насыщения местного рынка этим видом деятельности может занять около 10-15 лет.


*Франчайзер - юридическое или физическое лицо, имеющее высокую репутацию на определенном рынке, собственный товарный знак и заключившее договор-франчайзинг с другим предприятием.
**Франчайзи - юридическое или физическое лицо, которому предоставляют право на рынок товаров или услуг франчайзера в определенной области и территории на основе франчайзингого договора.

Похожие материалы по теме