Синица в руках или журавль в небе?: Интервью с Николаем Васильевичем Поповым, Председателем Правления банка «Хлынов»

   2010 год для банковской системы всей нашей страны и Кировской области, в частности, стал весьма знаменательным. Исполнилось 150 лет со дня основания Государственного банка России и 145 лет его Вятскому отделению, а в декабре отмечается 200-летие первого в России общественного банка купца Анфилатова в городе Слободском.

  А что представляет собой банковская система Кировской области «нового времени»? Что изменилось за эти годы, и что стало традицией? Каким образом кировские банки сумели преодолеть кризис и куда идут сегодня? На эти и другие вопросы ответил человек, отдавший банковской сфере региона более 65 лет своей жизни и продолжающий работать в ней сегодня, бессменный Председатель Правления старейшего в современной истории кировского банка - Банка «Хлынов» - Николай Васильевич Попов. 

            - 2010 год собрал в себе сразу несколько больших банковских дат, в том числе, 20-летие Банка «Хлынов». Насколько значимы эти даты лично для Вас?

         В достаточно консервативной банковской сфере связь времен особенно важна. Мы должны помнить и изучать наше прошлое, сохранять для будущих поколений память об истории банковского дела, в том числе, на Вятской земле, память о тех людях, которые отдали служению на банковском поприще годы неустанного труда. Это нужно, чтобы мы могли двигаться дальше, развиваться и расти. Лично для меня все эти события значимы уже потому, что с банковской сферой связано более 65 лет моей жизни.
         Если говорить о юбилее Банка «Хлынов», то, конечно, такое стечение больших банковских дат в каком-то смысле дает возможность оценить наш 20-летний путь уже в исторической перспективе, позволяет некоторым образом понять свое место в истории вятских банков. Хотя, по большому счету, это дело наших потомков. Однако могу с уверенностью сказать, что Банк «Хлынов» - старейший региональный кировский банк нового времени - во многом сохранил те традиции, которые были заложены еще 200 лет назад купцом Анфилатовым. Это касается и чисто географических привязок (в Слободском, как и в других городах области, действует дополнительный офис нашего Банка). Но главное – мы способствовали возрождению и становлению, а сегодня продолжаем поддерживать предпринимательскую, коммерческую деятельность, построенную на рыночных отношениях.

        
            - Действительно, банк Анфилатова уже тогда активно поддерживал вятское предпринимательство. И в этом смысле «Хлынов» традицию, безусловно, продолжает. А какие уроки истории, на Ваш взгляд, нам удалось выучить, а какие нет?


         Процветание Российской империи на рубеже веков во многом определялось именно активной деятельностью купцов и заводчиков - людей предприимчивых и смелых. Только вдумайтесь, в первой четверти 19 века в Слободском было 19 различных заводов и заводиков. Там выделывали кожу, топили сало и даже колокола отливали. Развивалась торговля, проводились ярмарки. Во многом это заслуга Анфилатова банка, благодаря которому экономическая жизнь города Слободского заметно оживилась. Это тот исторический урок, который нам бы не мешало выучить. И, конечно, не может не радовать, что сегодня государство и местные власти вновь обратили внимание на проблемы развития предпринимательства. Банк «Хлынов» работает в этом направлении уже более 20 лет, а нашими клиентами сегодня являются более 20 000 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Известно также, что Анфилатовский банк более пятидесяти лет оставался единственным банком в Вятской губернии. При этом, помогая купцам и промышленникам, он вел такую осмотрительную политику, которая обеспечила ему финансовую устойчивость. Согласитесь, достойный урок для современных банкиров. Кстати, принципы взвешенного, осмотрительного распоряжения своими собственными средствами и средствами своих клиентов и неуклонного исполнения взятых на себя обязательств является основополагающим и для Банка «Хлынов».


            - Еще одна «годовщина» этой осени: в октябре 2008-го СМИ начали активно освещать банкротства американских банков - тогда впервые громко заговорили о мировом финансовом кризисе. Как Вы оцениваете то, что произошло?

Главные причины кризиса эксперты усмотрели в обвале ипотечного рынка в США. Кроме того, фондовый рынок был «оккупирован» игроками-спекулянтами, которые занимались куплей-продажей высокодоходных, но высокорискованных ценных бумаг. В итоге американская финансовая система дала сбой - миллиарды долларов, выпущенные по всему миру без обеспечения, задействованные в спекулятивных операциях повышенного риска, оказались неликвидны. А долларовая экономика давно работает в угоду интересам США. Поэтому неудивительно, что случившийся там кризис отозвался финансовой «болью» по всему миру. В России экономические неурядицы также во многом стали следствием интеграции национальной экономики в мировую. «Когда у Штатов простуда, заболевает весь остальной мир» - гласит старая поговорка. Кстати, по этому поводу на ум приходит еще один пример невыученного исторического урока: в 1863 году американским национальным банкам было направлено письмо от Валютного департамента США с наставлениями, весьма актуальными и для сегодняшнего дня. Вот лишь некоторые мысли из того послания: «Не выдавайте ни одного кредита, обеспечение которого не достаточно для непредвиденных обстоятельств. Не делайте ничего, что поощряет спекуляции. Никогда не выдавайте кредит, если сомневаетесь в его обоснованности. Капитал банка должен быть реальностью, а не выдумкой». И самое главное: «Осуществляйте банковскую деятельность честно, открыто, законно». Как показал кризис, этот «урок» не был выучен американскими банкирами. Сегодня интерес к иностранным ценным бумагам, в том числе американским, сохраняется. Есть он и среди кировских банков. Однако нужно понимать, что риски, сопровождающие такой интерес, носят достаточно серьезный характер - кризис не зря усилил роль профессионального управления именно банковскими рисками. При этом риски тем выше, чем больше шанс получить прибыль. Остается надеяться, что погоня некоторых банков за сверхприбылями в очередной раз не вскружит им головы. Очень бы хотелось, чтобы уроки кризиса были выучены!

            - Несмотря на то, что российскую банковскую сферу тряхнуло основательно, потребовалась даже помощь государства, в Кировской области ситуацию «удержать» все-таки удалось. А как удалось «выстоять» Банку «Хлынов»?

         Действительно, одними из первых с кризисом столкнулись именно банки. И хотя, конечно, для нас было не все так просто, как может показаться со стороны, и кризис внес существенные коррективы в нашу деятельность, но разумная, взвешенная политика руководства Банка на протяжении всех этих лет заложила основу его финансовой устойчивости и позволила преодолеть надвигающуюся «катастрофу». А кредитование бизнеса и работу с населением мы не прекращали ни на минуту и продолжаем сегодня. В непростой период мы смогли обеспечить своевременность всех расчетов с нашими клиентами, полностью выполнили все свои обязательства, но, самое главное, нам удалось сохранить доверие общества к банковскому сектору в целом. Наверное, во многом благодаря именно этому нам и удалось выстоять. И сегодня, хотя последствия кризисных явлений в экономике и в банковской сфере продолжают ощущаться, мы уже можем говорить о некоторых положительных тенденциях развития Банка.

            - В 1990-е годы у нас, как и по всей России, банки росли как грибы после дождя. Сегодня на Вятской земле осталось всего три региональных кредитных учреждения. А каковы, по Вашему мнению, пути их дальнейшего развития?

         Да, далеко не все появившиеся в бурные 90-е кредитные учреждения смогли, что называется, дожить до наших дней. Почему так произошло? Думаю, для многих банки в то время казались просто неким источником быстрой наживы и обогащения. За дело их организации часто брались люди непрофессиональные и просто далекие от банковской сферы. Поэтому итог существования таких кредитных учреждений вполне закономерен. С Банком «Хлынов» все было несколько иначе - легких путей мы не искали, и даже малейшие возможности развития на сиюминутную выгоду не разменивали.
        
Конечно, у каждого свой путь: и сегодня кто-то питает далеко идущие амбиции с претензиями на статус федерального игрока, а мы считаем, что «синица в руках» для банкира всегда более значимый результат, чем «журавль в небе» - для нас важнее «здесь и сейчас», чем «там и потом». Поэтому мы и оставались все это время именно кировским банком - Банком родного города, области. И это не признак какой-то «местячковости» - это значит только то, что все свои силы, опыт и знания, а в конечном итоге и финансовый результат своей деятельности мы вкладываем в развитие экономики города Кирова и всего Вятского края. Перспективы развития именно на родной земле для нас остаются на первом месте и сегодня.
        

            - А каким образом Банк «Хлынов» развивается сегодня? Вам есть, куда идти?

         Банк «Хлынов» сегодня развивается достаточно уверенно, с прицелом на будущее. Большое внимание мы, как и прежде, уделяем автоматизации банковских процессов - это своеобразная «примета времени» - без постоянного развития новых технологий сегодня нельзя.          Стараясь идти в ногу со временем, специалисты Банка разрабатывают новые услуги и кредитные продукты, внедряют в работу современные технологии. Команда профессионалов Банка «Хлынов» объединена одной большой целью и дальше совершенствовать банковское дело и на этой основе добиваться высоких показателей в работе. И останавливаться на достигнутом мы не собираемся!

        

Похожие материалы по теме

Профессор МГУ Вячеслав Дубынин — об эмпатии, детских травмах и нейродегенерации

Всегда ли в проблемах поведения ребёнка имеет смысл винить родителей? Почему одни люди более чувствительны к событиям? Подробности — в интервью с российским нейрофизиологом и доктором биологических наук.

Астроном Владимир Сурдин — о конце света, встрече со Стивеном Хокингом и хороших фильмах

С какими астрономическими мифами и стереотипами ему приходится сталкиваться? Вырос ли интерес к астрономии в последние годы? Об этом и не только — рассказываем в нашем интервью.