О методах работы коллекторов с должниками слагаются мифы... Кто-то обвиняет их в агрессивном поведении, кому-то они помогают устроиться на работу. Как понять, правомерны ли действия «выбивателей долгов»? Другими словами, какие законы регулируют их деятельность? И каких принципов должно придерживаться агентство, чтобы ему доверяли клиенты и не оставались в обиде неплательщики? В этих вопросах нам поможет разобраться юрист коллекторского агентства «Центр ЮСБ-Киров» Игорь Агалаков.
- Игорь Владимирович, в настоящее время Федеральный закон «О коллекторской деятельности» находится на стадии проекта. А сейчас какие законы регулируют коллекторскую деятельность?
- В настоящее время коллекторскую деятельность регулирует действующее российское законодательство. В первую очередь это Гражданский кодекс РФ, а также те законы, в чьей сфере регулирования строятся отношения коллектора, его клиента и должника.
- Встречается ли сейчас в российском законодательстве термин «коллектор» и его производные (за исключением законопроекта «О коллекторской деятельности»)?
- Насколько я знаю, термин «коллектор» в настоящее время в законодательстве не используется. Применяются термины «агент», «агентский договор» и тому подобные.
- Сейчас Вы руководствуетесь в своей деятельности законопроектом «О коллекторской деятельности»?
- Мы теоретически не можем использовать нормы законопроекта. Понятно, что законопроект создан на основе применения норм действующего права в наших реалиях и призван объединить созданные правоотношения в рамках одного нормативного акта.
- Существует точка зрения, что действующего российского законодательства вполне достаточно для нормального осуществления коллекторской работы. Как Вы считаете, нужен ли вовсе закон «О коллекторской деятельности»?
- Закон нужен. Он должен определить круг лиц, которые имеют право заниматься коллекторскими услугами, методы работы с должниками, круг полномочий. Если законопроект, разработанный Минэкономразвития, будет утвержден, у коллекторов значительно расширятся возможности по работе с проблемными заемщиками. Так, коллекторы смогут обращаться за получением информации о должнике в бюро кредитных историй (БКИ) и в органы исполнительной власти. При этом законопроект обязывает органы госвласти и БКИ отвечать на запрос коллекторов в течение 14 дней с момента его поступления. Сейчас доступ коллекторов к этим источникам информации закрыт.
- Каковы, на Ваш взгляд, уязвимые места законопроекта «О коллекторской деятельности»? Какие пункты нуждаются в доработке?
- Непонятны функции саморегулирующих организаций. Спорен механизм присвоения статуса Субъекта коллекторской деятельности. Кроме того, не ясен порядок выплаты кредиторам из компенсационного фонда, а также условия этих выплат. Есть опасения, что взносы в СРО и в компенсационный фонд окажутся слишком велики для некоторых участников рынка. Это, конечно, очень сильно ограничит конкуренцию на рынке.
- Существует ли сейчас в Кирове саморегулируемая организация коллекторов?
- В Кирове СРО коллекторов отсутствует.
- Обязательно ли сейчас коллекторскому агентству вступать в саморегулируемую организацию?
- Нет, не обязательно.
- Нужна ли лицензия на осуществление коллекторской деятельности? Кто ее выдает?
- Действующее законодательство не предусматривает лицензирование коллекторской деятельности. В законопроекте сделана попытка обособить субъектов коллекторской деятельности от иных лиц, оказывающих услуги в области права. Документ оговаривает получение особого статуса Субъекта коллекторской деятельности, но кто будет определять этот статус - не понятно.
- Помимо коллекторских агентств, взысканием долгов занимаются юридические агентства. Отличаются ли методы работы у коллекторских и юридических агентств?
- Как правило, юридические агентства действуют по принципу: «направил претензию, не оплатили - в суд». Подобные услуги - составление претензии, искового заявления и представительство в суде - платные. Мы, например, ведем переговоры с должником на всех стадиях взыскания: на досудебной, на судебной и в рамках исполнительного производства. При этом коллекторское агентство денежных средств от своего клиента в качестве предоплаты не берет.
- Как должнику определить границу между законными и незаконными методами работы коллекторов? На какие действия коллекторов можно смело подавать в суд?
- В первую очередь коллектор не имеет права требовать денег или имущества для себя. Все, что должен неплательщик, он выплачивает своему кредитору. Незаконны угрозы жизни и здоровью должника. Мы также не практикуем ночные напоминания о долге. Как раз для определения четкой границы - что может, а что не может коллектор в своей работе с должником - и необходим закон о коллекторской деятельности, потому что в настоящее время мы часто сталкиваемся с предвзятым отношением потенциальных клиентов, которые убеждены, что взыскание долгов частными структурами - это дело сплошь криминальное.
- Приведите реальные примеры нарушений коллекторами прав граждан.
- Причинение вреда имуществу и здоровью должника как инструмент его запугивания.
- И наоборот: какие действия коллекторов часто вызывают несправедливые жалобы должников в суд?
- Если честно, в отношении нашего коллекторского агентства за почти четырехлетний период работы в Кирове обращений в правоохранительные органы еще не было.
- Существует ли в Вашей организации кодекс чести коллектора, правила деловой и профессиональной этики?
- Кодекса чести как такового не существует. Мы, со стороны руководства, очень строго следим за соответствием общения наших сотрудников общепринятым нормам деловой этики.
- Бытует расхожее мнение, что коллекторская деятельность - это узаконенный рэкет. Как Вы это прокомментируете?
- Рэкет предполагает либо силовое решение каких-либо вопросов, либо применение угроз его использования. Деятельность же коллекторского агентства целиком и полностью находится в правовом поле. Все общение сводится к негативным последствиям неоплаты в финансовом и репутационном плане для должника. Коллекторская деятельность - это абсолютно прозрачный бизнес. В противном случае он не имел бы своего развития.