Почти четыре года назад режиссер Борис Павлович из Петербурга переехал в Киров, стал худруком Театра на Спасской — и жизнь там закипела. Одним из новых репертуарных спектаклей стал документальный проект «Так-то да» — о жизни в городе. Ее особенности зафиксировали четыре драматурга: москвичи Александр Родионов, Максим Курочкин, Саша Денисова и пермячка Любовь Мульменко. Получились четыре новеллы — о городе, о краеведах, о женщинах из музея писателя Александра Грина и о «реальных пацанах» из заводского города-спутника Кирово-Чепецка. Именно этот спектакль открыл новый театральный сезон.
Некоторые начали называть режиссера руководителем нового поколения. Ведь именно он поставил спектакль "Толстая тетрадь", выдвинутый на соискание премии "Золотая маска" в двух номинациях: "Драматический спектакль большой формы" и "Лучшая режиссерская работа".
Наш корреспондент решил узнать у режиссера, чего ждать зрителям в новом сезоне и как он оценивает столь значительные события в жизни театра.
К моменту моего прихода, театр на протяжении полутора лет находился без главного режиссера. Такая ситуация театру не идет на пользу. При Александре Клокове, предыдущем художественном руководителе у театра была конкретная художественная политика и хорошая творческая форма. О театре знали в России.
Естественно, каждый режиссер определяет облик театра, и он меняется в зависимости от того, как меняется художественное руководство. Тем не менее, это не моя задача – оценивать и давать определения художественному направлению, которое получается у нас сейчас.
Можно говорить о том, что мне удалось достичь понимания с труппой. То есть мы научились договариваться, о чем мы делаем спектакль, для чего мы его делаем и какими средствами. За последний год у нас было много хороших и творческих альянсов. Работы последнего времени художественно сильнее предыдущих. А это результат того, что у нас произошло взаимопонимание.
Благодаря тому, что качество художественной продукции возросло, Театр на Спасской стали приглашать на театральные фестивали. А это показатель, что мы интересны не только самим себе, но и в рамках общего театрального процесса.
Кроме того, у нас появляются приглашенные режиссеры. Вот, например, Полина Стружкова – режиссер из Москвы. Несмотря на свою молодость, она настоящий мастер детских спектаклей. Вообще, новые лица и идеи – то главное, чем театр может дорожить.
Давайте вернемся к спектаклю «Так-то да». Вы говорили, что взялись описать город, который со времен Салтыкова-Щедрина никто описать не пытался. Назвать по имени те сущности, что образуют genius loci. Скажи, сейчас после того как спектакль готов, Вы можете сказать, что Вам это удалось?
Я точно могу сказать, что прецедент состоялся. После спектакля огромное количество зрителей подходили к нам и говорили, что они себя узнали. Интересно, что идентификация происходила с каким-то одним из эпизодов в большей степени. А это говорит о том, что каждая из частей в отдельности правдива, раз она узнаваема. Говорить о том, что мы приблизились к Салтыкову-Щедрину – сложно, потому что это наш первый опыт, который носил импровизационный характер.
И на такую полноту, на какую претендуют романы и очерки этого писателя, мы претендовать не можем. Самое главное, что начало положено. Мне кажется, что волна обсуждений за спектаклем будет какое-то время продолжаться. Размышление о городе и о том, как в нем жить – идет. Значит, наверное, описание города состоялось. А вот вопрос полноты мне кажется, уже не так принципиален.
Не так давно, на сайте «Время новостей», я нашла рецензию на читку пьесы «Так-то да» в рамках фестиваля «Маска Плюс». Автор пишет: «спектакль «Так-то да», представленный московским объединением «Культ-проект» и «Театром на Спасской», оказался самой уязвимой с эстетической точки зрения работой. Борис Павлович объединил фрагменты вербатима в нехитрую композицию. «Так-то да» разъярило многих. Одних якобы отстраненной позицией режиссера (питерца), который смотрит на «добрых, чудесных вятчан» как на зоопарк. Других подходом к работе с документальным материалом и актерским «оснащением»».
На фестивале «Маска плюс» произошло организационное недопонимание. В процессе работы над спектаклем мы устроили читку пьесы. А она не претендовала на какие-то эстетические потрясения. Мы просто сделали представление материала. Сверху мы повесили экран, на котором появлялись черно-белые рисунки. Это просто для того, чтобы намекнуть зрителям, что мы хотим показать в будущем спектакле. Но, тем не менее, на это продавались билеты. И получилось так, что люди шли на спектакль, а пришли к артистам, которые по листочкам читают текст.
Многие справедливо оскорблялись: «Почему вы показываете недоделанную работу?». Обычно читки проходят в камерном формате и бесплатно для всех. Готовый спектакль существенно отличается от того показа «work-in-progress». Мы долго репетировали, сделали разнообразную декорацию, артисты уже по листикам ничего не читают.
Что касается мнения о позиции режиссера, «который смотрит на «добрых, чудесных вятчан» как на зоопарк», то в Кирове ни от кого подобной ерунды я ни разу не слышал.
Вы согласны, что «мода» на вербатим пошла по провинции?
В провинции вербатимом никто не занимался. Им занимаются как раз в Москве в Театре. Doc. Наша лаборатория «Живому театру – живого автора» тоже была организована Еленой Ковальской и Михаилом Угаровым, активистами документального движения в Москве. Это они подарили театральному Кирову документалистику. Мне бы хотелось отметить этот факт.
В провинции вербатим где-то фрагментарно поддерживается. Я считаю, что это необходимо развивать. Вербатим фиксирует язык, события сегодняшнего дня. А в разных регионах каждый язык звучит по-своему.
Такая же лаборатория спустя год произошла в Барнауле. Насколько мне известно, в Прокопьевске, хотят провести такое документальное исследование о своем маленьком шахтерском городке.
В Перми тоже была похожая история, там проводили драматургический марафон в рамках фестиваля «Живая Пермь». Приятно, что все это происходило после нашей лаборатории. Мы оказались своего рода «пионерами». Но, в любом случае, слово «мода», не подходит. Дело в том, что это не является массовым движением. В основном, режиссеры и в провинции, и в Москве ставят кассово-популярные пьесы.
Вот уже начался новый театральный сезон, — какие спектакли мы увидим?
Сейчас мы репетируем спектакль «Муми - Опера» Полины Стружковой. Это спектакль по Туве Янссон. Я очень хотел, чтобы этот автор появился в нашем театре. Мы выиграли грант Института Финляндии в Санкт-Петербурге. Этот культурный центр реализовывал грант Министерства культуры Финляндии по пропаганде финской культуры в России. Нам удалось его выиграть, и таким образом заплатить наследникам Туве Янссон за авторские права.
Очень приятно то, что спектакль будет музыкальным. Это редкость в нашем театре. К Новому Году мы готовим большой и красивый спектакль «Снежная королева». Кстати, уже в октябре мы восстанавливаем спектакль «Наивно. Супер», который больше года не игрался. Исполнитель главной роли – Саша Штепанов уехал в Нижний Новгород, а в этом спектакле было очень важно, кто играет. Поскольку речь идет о нашем современнике, естественно важно, чтобы было совпадение типажа.
Алексей Красный, новый артист, приехавший к нам из Владивостока – это как раз именно тот, кто нужен этому спектаклю. От этого героя зависит все, спектакль получится совсем новым. Я сам с нетерпением жду этого события.
Еще одна премьера - спектакль Яны Савицкой по произведению Елены Шварц «Видимая сторона жизни». Это продолжение темы, которую я продвигаю с момента моего приезда в Киров - «Актеры крупным планом». Мы делаем серию спектаклей, инициаторами которых являются сами актеры. В основе каждого спектакля лежат произведения, которые их как людей очень волнуют. Именно так возник «Человеческий голос», который мы два года играли с Татьяной Махневой и девочками из «Миграции». 26 октября «Голос» будет сыгран в последний раз, и появление новой экспериментальной работы – очень кстати.
Елена Шварц в мае этого года умерла от рака. Спектакль мы задумали задолго до этого трагического события, но оно нас подстегнуло сделать решительный шаг. Самое главное - познакомить зрителей с современной русской поэзией. Тем более, Елана Шварц была последним классиком. Поэзия практически ушла из жизни человека XXI века. Примерно об этом и будет наш спектакль. Его премьера состоится в самом начале ноября.
А может, появятся новые актеры?
У нас постоянно меняется облик труппы. Какие-то актеры приходят, а какие-то уходят. К нам пришли новые актеры, которые уже активно участвуют в репертуаре. Вот из последних лет, могу назвать Дашу Сосновскую, Настю Егорову. С начала сезона появились Алексей Красный и Катя Романова. Эти двое приехали к нам из Владивостока, а Настя Егорова из Москвы. Артисты приезжают к нам и с Востока, и с Запада. А это очень талантливая, разнообразная молодежь. Со дня на день появятся еще двое молодых людей – из Екатеринбурга и из Саратова. То, что труппа пополняется людьми с горящими глазами – это прекрасно.
Кстати, после «Золотой маски» вам поступали предложения приехать ещё раз, принять участие в других фестивалях?
В начале сентября мы были на международном фестивале-лаборатории «Золотая репка» в Самаре. Это значительное событие. Туда нас пригласили с «Толстой тетрадью», которая до этого была показана в Москве, Петербурге и Нижнем Новгороде.
А 20 сентября мы играли «Так-то да» на международном фестивале театра и кино о современности «Текстура». Приятно, что на этих фестивалях мы выглядели конкурентоспособными. Надеюсь, что наша фестивальная биография продолжится. Например, спектакль «Дубровский» пригласили принять участие в Пушкинском театральном фестивале в Пскове. Но это будет уже в следующем году.
Фестиваль – это залог культурного выживания театра, единственная возможность посмотреть мир и показать себя. Это возможность оказаться в каких-то больших хороших театральных городах.
Напоследок... (биография подготовлена по материалам официального сайта ТЮЗа - http://www.ekvus.kirov.ru )
Родился 24 марта 1980 года.
В 2004 году окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства по специальности "режиссер".
Режиссер Государственного Пушкинского театрального центра (г. Санкт-Петербург).
Осуществил постановку спектаклей в Санкт-Петербурге, Таллинне, Саратове и других городах.
Автор нескольких пьес и победитель конкурса молодых петербургских драматургов.
С 2006 года - художественный руководитель "Театра на Спасской".