16 и 17 ноября состоялся премьерный показ иммерсивного спектакля «Дубровский» (16+). Проект удалось реализовать благодаря гранту ООГО «Российский фонд культуры». Сумма гранта составила более 1,4 млн руб. Этой суммы хватило, чтобы создать декорации, костюмы и реквизит, а также выплатить гонорары. Режиссёром-постановщиком и автором инсценировки выступила Анна Васильева, победитель Всероссийского конкурса молодой режиссуры.
Начиная с первых шагов в фойе Кировского драмтеатра зритель смог погрузиться внутрь произведения Александра Пушкина. Обрывки истории разместились на разных площадках здания, где каждый, следуя карте и подсказкам, выстраивал свою версию происходящего. Одни зрители посидели за праздничным столом и станцевали на балу с героями. Другие стали крестьянами, которым сообщают, что дом их владельца переходит новому хозяину. Третьи побывали на старинном русском обряде сборов невесты и венчании.
Как пришла идея создания постановки? Какие сложности возникали? Кто трудился над работой? Подробности — в интервью с режиссёром Анной Васильевой.
— Когда и с какой постановки началось ваше знакомство с этим относительно новым способом взаимодействия аудитории с художественным действием?
— Я была студенткой и 8 лет назад на фестивале «Территория» в Москве — в театре Ермоловой — увидела экспериментальную постановку. Тогда открыла для себя новый мир и была впечатлена, например, тем, что актёры находятся к зрителю очень близко. После этого знакомства у меня появилась мечта: поставить иммерсивные спектакли.
Позже я закончила несколько институтов, в том числе и по направлению «Режиссура». Весной этого года директор Константин Александрович Зайнулин предложил попробовать написать заявку на грант. Но с условием, что будущая работа будет экспериментом. Я вспомнила про этот формат и предложила ему. Он одобрил, мы написали и заявка прошла. Так началась работа над спектактлем: я изучала историю постановок, ездила специально смотреть подобные постановки в другие города, узнавала опыт моих знакомых актёров из Москвы, пыталась передать это нашей труппе. Вместе с артистами мы сочинили объёмный мир Владимира Дубровского.
— Почему был выбран роман А.С Пушкина?
— На самом деле этот роман нашёл меня. Практически случайная история. У меня есть портфель произведений, которые я мечтаю когда-то поставить и рассказать. Перебирая в уме, что же можно было бы отдать на грант, почему-то возникла эта история. Наверное, из-за пространства театра — такой большой особняк. И я задалась вопросом: «Какой герой мог бы жить в этом месте?» Потом возник какой-то набросок-замысел сценографии. Так появился наш мир.
— С какими трудностями столкнулись при создании материала? Что-то пришлось оперативно переделывать?
— Поскольку это действительно необычный формат, в отличие от того, когда ты ставишь на сцене-коробке. Просто берёшь пьесу и показываешь. Её зритель приходит в партер и смотрит, как в кино. Вы никуда не бегаете, зритель никуда не бегает, нет никаких параллельно действующих линий. С самого начала самым сложным представлялась мне состыковка нескольких сюжетов, которые идут параллельно в разных частях здания.
Сочиняли спектакль все и это действительно титанический труд огромной команды: от ассистентов режиссёра до волонтёров. А также титанические усилия самих артистов. Для них это тоже новый формат игры. В постановке участвовала моя любимая команда – приглашённый режиссёр по пластике Алина Мустаева, композитор Сергей Юрпалов, педагог по вокалу Анна Завалина.
— Молодые актёры — это студенты?
— Молодые актеры — это студенты колледжа культуры. У них был дебют. Спасибо Вятскому колледжу культуры за сотрудничество!
На следующий показ иммерсивного спектакля «Дубровский», который состоится 1 декабря, все билеты проданы. Следите за афишей 2023 года.
Автор материала: специальный корреспондент Елена Григорьева