Режиссёр Борис Павлович: «Все ноги моего творчества растут из Кирова»

Какие эмоции испытывает режиссёр, находясь на Вятской земле? Об этом и не только — в интервью ikirov.ru.

В 2023 году исполняется 10 лет с того момента, как Борис Павлович покинул пост художественного руководителя «Театра на Спасской». Эту должность режиссёр занимал с 2006 по 2013 г. За семь лет Борису Дмитриевичу удалось сделать из кировского ТЮЗа центр притяжения не только взрослого, но и молодого зрителя. И вот спустя столько лет Борис Павлович вновь вернулся в Киров, чтобы познакомить зрителей со своим главным проектом последних лет — спектаклем-грибницей «Лес».

Когда он познакомился с текстами философа Владимира Бибихина? Как жизнь в Кирове отразилась на его творчестве? Об этом и не только редакция ikirov.ru узнала у режиссёра лично во время интервью.

— Борис Дмитриевич, в ноябре 2013 года будет ровно 10 лет с момента вашего отъезда из Кирова. Приезжая в Киров, вы чувствуете себя как дома? Какие эмоции испытываете, находясь на Вятской земле?

— Я испытываю большую радость, потому что такое количество людей взялось организовывать наши гастроли: помогать с площадками, встречать на машине из аэропорта, таскать провода, оборудование, готовя каждый показ. Дружеская поддержка была от Ирины Брежневой, Лены Павловской, Ани Демчук, Кости Садакова, который делал эти прекрасные афиши с компанией Tom Garret и других прекрасных людей. Это и есть грибница. Это и есть «Лес».

— Когда вы познакомились с текстами философа Владимира Бибихина, которые легли в основу постановки? Помните этот момент?

— Да, помню этот момент. Я не знаю даты, не записал. Но это можно установить, кстати. Это 2004 год, так что я с Бибихиным познакомился раньше, чем впервые оказался на Вятке — в декабре 2005-го. А Бибихина читал в августе 2004-го. Точно помню, что увидел книжку «Узнай себя» у своего друга Андрея Черпина, режиссёра спектакля «Остров сокровищ» (6+). Андрей учился на философском факультете, и мы часто разговаривали о высоких материях. Он очень увлекался феноменологией: Мартин Хайдеггер, Эдмунд Гу́ссерль и Владимир Бибихин. Я стал расспрашивать его про Бибихина и узнал, что в МГУ он читает интересные лекции. Позже я зашёл в книжный магазин, увидел книгу и купил. Потом взял её с собой в поездку до Таллина, куда ехал ставить первый в жизни профессиональный спектакль. Читая книжку Бибихина, у меня произошёл такой инициационный опыт. Мозг взрывался оттого, что происходит.

Бибихин обладает магией уязвлять воображение. Есть философы более системные, структурные, а он является философом-поэтом. Цитаты из его книг очень поэтичные и ритмически организованные. Он очень здорово работает буквально с рифмами, повторяет однокоренные слова, доставая параллельные смыслы одного и того же слова. Всё это производит сильное впечатление.

— Были ли сомнения ставить или нет? Что пугало? Что мешало осуществить задуманное?

— Конечно, нет. Понимаете, не было бы «Леса», если бы не было моего кировского периода. Последние 10 лет я разрабатывал то, что мы пробовали и сочиняли в Кирове. В «Драматической лаборатории», которая проводилась на базе ВятГУ, каждое занятие строилось так, что у нас был час тренинга, а остальное время студенты показывали свои самостоятельные пробы.

Ровно также устроен «Лес»: у нас есть какие-то общие разговоры, которые касаются всех. Но нет тренинга, потому что все уже взрослые дяденьки и тётеньки. Никто не будет в лосинах по полу ползать. Это история коллективного семинара, когда все вместе обсуждают пробы каждого. Я не режиссёр-постановщик этих спектаклей, а модератор вечеринки. Просто даю какую-то обратную связь. Например, Кристина (спектакль «Лес. Актриса»(12+) сама выбирала тексты, скомпоновала композицию, складывала сюжет. И я просто говорил, чего не хватает. Кто-то в большей степени нуждается в такой обратной связи, а например, Таня Шуклина (спектакль «Лес. Ожидание» (16+), пришла буквально на несколько встреч, задала несколько вопросов, на месяц исчезла, а потом показала готовый спектакль. Она «тёртый калач» независимого театра. Ей не требовалась какая-то долгая подробная поддержка.

Это всё похоже на то, что творилось когда-то в Кирове, и выросло из кировских каких-то наших экспериментов.

— В одном из интервью вы говорили, что насколько «Лес» сможет прорасти в Москве — это вопрос для вас открытый. Потому что в Москве недостаточно пространства тоски и безделья. Как вы думаете, в провинциальных городах почва в этом плане более благодатная?

— Абсолютно. «Лес» — провинциальный проект. Потому что Петербург тоже провинция. Все ноги моего творчества растут из Кирова. Когда я приехал в Киров, мне было 25 лет. И понятно, что я был очень робким. «Вся Россия учится», — говорит Кристина (актриса спектакля «Лес. Актриса») текстом Бибихина. Я тоже учился и пробовал что-то. Ведь перед тем, как дойти до постановки философских лекций, нужно было много чего поделать, чтобы так обнаглеть.

— Чтобы составить представление о «Лесе», надо увидеть хотя бы три любых части. Почему именно такое количество?

— Это такая простейшая теория множества. На трёх точках держится плоскость с точки зрения геометрии. Если посмотрел один спектакль, то посмотрел один спектакль. Два — у тебя уже появляется какой-то ассортимент. Но они, предположим, оба разные. И ты не понимаешь на первый ориентироваться или на второй. А потом смотришь третий, и мозг уже интуитивно находит какие-то родовые черты, объединяющие первое, второе и третье. То есть из двух у тебя не получится сложить некоторый принцип, а из трёх уже начинает складываться.

«Лес» является моей концепцией невеликого искусства, невеликого театра и невеликой режиссуры. Смысл «Леса» не в том, что каждый, кто делает спектакль, замахивается сделать какой-то великий шедевр, совершить какую-то революцию, а это работа над собой и какой-то личный ответ на тексты Бибихина.

Например, после спектакля к нам подошли муж и жена. Жена говорит: «Как интересно! Какие ещё спектакли? Где это идёт?» Рядом стоит муж и говорит: «А в этом вообще какой-то смысл был?» Понятно, что ей очень понравилось, а ему вообще нет. Но поскольку ей очень понравилось, они расспрашивают и он такой: «Ну хорошо, на что ещё билеты остались?» И я говорю: «Вот сходите обязательно на «Ангелину» (18+) — там в баре можно пиво купить. Это спектакль, который можно смотреть, выпивая пиво».

Смысл в том, что каждый спектакль очень индивидуального склада. Наши спектакли очень камерные и специфические. И велик шанс, что если человек пришёл на что-нибудь одно, то мог попасть на то, что ему вообще неблизко. А если посмотрел три, то хотя бы одна часть ему точно понравится. Это проверено временем.

В Петербурге мы второй год играем. В Москве делали большие гастроли и привозили 8 частей. И вот все, кто сходил больше, чем на две, всегда были под большим впечатлением. Это как оливки и сыр с плесенью — надо распробовать.

— Удалось ли понять себя, работая над спектаклем?

— Да, удалось.

С Борисом Дмитриевичем беседовала специальный корреспондент Елена Григорьева. 

Фоторепортаж с показа спектаклей «Лес. Актриса»(12+) и «Лес. Ожидание» (16+). 

Похожие материалы по теме

Ирина Брежнева: «Мне как раз не хочется, чтобы зритель испытывал сострадание!»

«Театр на Спасской» поставил новый спектакль «Во сне я вижу». Его участниками стали не профессиональные артисты, а слабовидящие дети. Эта постановка — результат взаимодействия многих творческих людей.