Кораблик на веревочке: Готовы ли кировские школы заняться бизнесом в своих стенах?

Государство решило отпустить школы в свободное плавание. Ну, конечно, не совсем свободное, а в прибрежное и самоокупаемое. Так сказать, чтобы общеобразовательные учреждения сами находили выходы в бурях жизни и не висели мертвым грузом на шее бюджета. Но пока не известно, найдут ли общеобразовательные учреждения свой остров счастья на полях бизнеса. Мы решили узнать у руководителей кировских школ о том, насколько образование и бизнес совместимы.

Надежда Комарова,

Директор школы №27 города Кирова:

- 83 Федеральный Закон делит все бюджетные организации на три группы: бюджетные, казенные и автономные. Казенные организации остаются на прежнем финансировании, под «крылом государства». Автономные не остаются на полном самообеспечении - они получают больше свободы в расходовании денежных средств. На полной самоокупаемости находятся только частные школы. Финансирование муниципальных школ осуществлялось по смете. Сейчас будет финансироваться задание, здесь имеется в виду какая-либо программа.

Мы получим денег не меньше, чем раньше. Увеличится ответственность директора школы, так как распределять средства нужно будет максимально эффективно. Здесь будут важны умения, опыт, квалификация руководителя.

Каким бизнесом школа занимается сейчас?

Или каким планирует заняться?

Надежда Чернышева,

Директор ГОАУ Кировский экономико-правовой лицей (КЭПЛ):

- Мой бизнес – это образование: сегодня, вчера и, надеюсь, завтра.

Татьяна Солодянкина,

Директор школы № 8 города Кирова:

- Платными образовательными услугами занимаемся с 2001 года. К ним относятся занятия по плаванию, школа развития для будущих первоклассников, группы здоровья для детей, родителей и др. Бизнесом это назвать нельзя. Все деньги идут на развитие школы. На полное самообеспечение школы перейти невозможно. Доход от платных услуг можно рассматривать как дополнение к основному финансированию. Лично я считаю, что в школе должна сохраниться аура детского образовательного учреждения.

Михаил Исупов,

Директор ГОУ "Кировский физико-математический лицей":

- Платные образовательные услуги для дошкольников и учащихся города Кирова в рамках системы дополнительного образования «Школа развития». Проведение олимпиад, конкурсов, турниров.

Школе ничто не мешает заниматься бизнесом. Возникает только вопрос: Зачем? Если школу удовлетворяет ее положение, то бюджетных денег вполне достаточно. В то же время, доходы от платных услуг позволяют получить дополнительный приработок учителям и дополнительные средства для развития школы. Здесь нет больших проблем, нужно только, чтобы руководитель захотел взять на себя дополнительные нагрузки… С другой стороны в области образования не может быть много платных услуг. Если все школы бросятся оказывать платные услуги, то рынок пересытится и далеко не вовсе школы родители поведут своих детей платно. Здесь я говорю исключительно о дополнительном образовании.

Надежда Комарова:

- Бизнес и школа — понятия несовместимые. Можно говорить о дополнительных, но не об основных источниках дохода школы. Это может выражаться и в аренде свободных помещений. Нашей школе сдавать в аренду нечего. Школа перегружена собственными учениками.

Зарабатывать школа может и на деятельности, в частности, связанной с оказанием платных образовательных услуг за рамками федерального плана. Волна разговоров о том, что школа станет платной — неправда. Обязательные предметы — бесплатные. Платно можно обучаться в дополнительных кружках и только по желанию. В нашей школе есть планетарий. Для учеников нашей школы занятия в нем бесплатные. Для остальных желающих вход 25руб. Даже эти экскурсии и лекции нельзя назвать бизнесом в полном смысле этого слова. Мы работаем по востребованию.

Мы можем сдавать в аренду спортивный зал. В первую очередь — это бесплатные занятия для учеников школы № 27. Платные секции волейбола, баскетбола организованы по лицензии с разрешения администрации. Можно сдавать в аренду бассейн. Но у нас он рассчитан только для своих учеников.

Не остается в стороне и подготовка будущих школьников — шестилеток. Эта услуга пользуется большим спросом.

Валентина Русанова,

Директор кировского Лицея естественных наук:

- Сейчас наш лицей предоставляет платные образовательные услуги. Например, для тех детей, кто хочет в будущем успешно учиться в нашем лицее.

На Ваш взгляд, сможет ли школа полностью обеспечивать себя в финансовом плане?

И скажется ли это на родительском фонде?

Надежда Чернышева:

- Вопрос не корректен. По Конституции общее образование должно финансироваться государством. Перейти полностью на самофинансирование невозможно, даже опыт частных школ это подтверждает. Очень надеюсь, что государство найдет силы и средства вывести нашу школу на достойный уровень.

Что мешает школам заняться бизнесом? Это неумение большинства руководителей школ эффективно распоряжаться имеющимися материальными ресурсами, естественно, недостаточное финансирование и несовершенная законодательная база. Какой может быть бизнес?! Доход от платных образовательных услуг может быть только дополнением к бюджету, по крайней мере, на современном этапе.

Татьяна Солодянкина:

- Организовать бизнес в стенах школы — право каждого руководителя. Если полученные деньги идут на развитие собственной же школы, то плохого в этом ничего нет. Перейти школе на полное самообеспечение очень сложно. Доход от платных образовательных услуг может стать лишь частью основного бюджета. Лично я считаю, что в школе должна сохраняться аура детского образовательного учреждения. К тому же нежелательно пускать в школу посторонних людей в целях безопасности.

Надежда Комарова:

- Родительский фонд создается по инициативе самих родителей. Никаких принудительных сборов нет. Родители сами решают, на какие суммы будут покупаться подарки, учебники, тетради. Охрана школы осуществляется за счет родительского фонда. Но это тоже по желанию. Как только родители откажутся платить деньги, охраны не будет.

Валентина Русанова:

- К развитию бизнеса в школе я отношусь положительно. Администрация школы всегда нуждается в дополнительных средствах. Дополнительные деньги можно потратить на благоустройство, новую технику. Хотя полностью обеспечить себя школе очень сложно. Для того чтобы получать хороший доход, надо иметь много площадей. Но в то же время школа должна быть школой. Это учебное заведение, где должна быть обеспечена безопасность. С посторонними может прийти кто угодно, поэтому во вторую свободную половину дня мы предоставляем кабинеты своим же ученикам для занятий.

Михаил Исупов:

- Простая арифметика говорит о том, что чтобы поддерживать функционирование лицея (т.е. финансировать на современном уровне) необходимо каждому родителю платить за ребенка более 3,5 тысяч рублей в месяц. Так что полностью платное образование – вещь не дешевая. Но я думаю до этого не дойдет. Государство не откажется от обязательного и соответственно бесплатного образования. Школа должна только научиться изыскивать дополнительные ресурсы на развитие.

А что будет со школой, если она не освоится в мире бизнеса?

Она закроется или будет заниматься только образовательной деятельностью?

Надежда Комарова:

- Школы будут работать дальше несмотря ни на что. Школа может закрыться по другим причинам: здание разрушится, учеников станет мало.

Михаил Исупов:

- Государство всегда будет финансировать школы. Вопрос стоит только, в каком объеме. Сейчас говорят о финансировании федерального образовательного стандарта. То есть на что-то дополнительное нужно зарабатывать. Если у школы не получается с бизнесом, то в данных условиях это вряд ли скажется на ее статусе, она будет прекрасно существовать…

Надежда Чернышева:

- Обратитесь к законодательству: школа и должна заниматься образовательной деятельностью.

Похожие материалы по теме

Спасение спортсменов — дело рук самих спортсменов?

Что станет со спортивной индустрией за несколько месяцев простаивания? Все ли «переживут» нелёгкие времена? Нужно ли рассчитывать на помощь государства в этом вопросе? Об этом и не только мы поговорили с руководителями кировских спортивных школ и тренерами.