Транспортной системе Кировской области нужна перезагрузка. Это мнение поддерживают почти все. Однако прийти к единому мнению так и не удаётся.
Создать в регионе идеальную транспортную систему пытаются уже не первый год. К примеру, в августе прошлого года общественники даже представили презентацию новой схемы, которая была разработана экспертами Научно-исследовательского института автомобильного транспорта.
Дальше всех пошли региональные власти. Вот уже месяц всё экспертное сообщество обсуждает новую транспортную реформу. Её даже должны были обсудить депутаты Законодательного Собрания 25 декабря. Вот только в день обсуждения губернатор Кировской области законопроект отозвал. Почему? Ответить на этот вопрос никто не может.
В чём же особенность этой реформы? Разбираемся в этой статье.
Как сообщили в региональном правительстве, сама система транспорта в регионе уже давно требует пересмотра. К примеру, во многих районах есть проблемы с транспортной доступностью. Жители некоторых населённых пунктов вынуждены добираться до районных центров на попутках. Другим способом до «цивилизации» просто не доехать.
Согласно законопроекту, работу перевозчиков нужно перевести на систему брутто-контрактов. В соответствии с ней автоперевозчикам будут платить за выполненную работу — исходя из одного километра пробега.
Брутто-контракты будут заключать на семь лет, и эта цифра выбрана неслучайно. Именно за этот срок изнашивается транспорт, говорят специалисты. Также контракты позволят перевозчикам просчитать свои финансовые расходы. При этом заниматься распределением контрактов будет транспортный комитет.
Ещё в документе отмечено, что при принятии реформы система брутто-контрактов должна заработать в 2021 году в областном центре. В 2022 году реформу планировалось распространить на Кирово-Чепецк и Слободской. После этого к ней могли присоединиться и другие муниципальные районы.
Нужна ли эта реформа сейчас? На этот вопрос отвечают эксперты портала ikirov.ru:
Редактор паблика «Строим Киров» Александр Галушко:
«Сама идея брутто-контрактов, на мой взгляд, верная. Они позволят убрать гонки общественного транспорта, более качественно выстроить маршрутную сеть. Однако для этого необязательно передавать полномочия по организации перевозок на уровень области. Всё можно сделать в городе Кирове, где есть самостоятельный отдел транспорта в администрации. Минтранс должен заниматься перевозками в области, там гораздо больше проблем, ведь на некоторые маршруты месяцами не могут найти перевозчиков. Им нужно научиться качественно выполнять свою работу, может, тогда подобные инициативы не будут встречать в штыки».
Генеральный директор АО «Автотранспортное предприятие» Денис Пырлог:
«Транспортная реформа, безусловно, нужна. Вопрос в том, что под этим термином подразумевают чиновники? Пока много вопросов и мало ответов. Перераспределение полномочий точно не спасёт ситуацию. Хотите обновить парк? Что мешает сейчас? Зачем обязательно отдавать это в Минтранс?
Обновляться перевозчикам мешает неопределённость: короткий срок контрактов и низкий тариф — не стоимость проезда, которую платят пассажиры, а себестоимость перевозок, которая у «белых» перевозчиков, как правило, намного выше стоимости проезда. Разницу должен компенсировать бюджет. На мой взгляд, федеральный! Так как перевозка пассажиров — это такая же социально значимая сфера, как образование и медицина.
Кроме всего этого, должна быть внятная стратегия развития общественного транспорта: выделенные полосы, инфраструктура для пассажиров и так далее. Решать проблему надо комплексно. Когда пассажир увидит улучшения, он выберет общественный транспорт против личного».