Трое в лодке: Россия, Белоруссия и Казахстан создали Таможенный союз

Европейское сообщество создавало таможенный союз почти 40 лет (с 1958 года по 1993). Как Вы думаете, удастся ли российским законодателям создать новый таможенный союз в такие краткие сроки? И могут ли возникнуть проблемы при осуществлении нового законодательства?

- Ну, во-первых, законодателям уже удалось. С 1 июля 2010 года таможенный кодекс таможенного союза вступил в законную силу, с 6 июля ратифицирован всеми тремя сторонами (Россией, Белоруссией и Казахстаном). Но проблемы, разумеется, есть. Сейчас мы находимся в так называемом переходном периоде.

Я понимаю подоплеку вопроса про краткие сроки. Да, они были очень жесткие, и законодатели не успели принять ряд очень важных законодательных актов как на уровне ЕврАзЭС, так и Российской Федерации. Так и не был принят российский Федеральный Закон «О таможенном регулировании», поэтому Таможенный кодекс РФ пока действует наряду с кодексом Таможенного союза, но только в части ему не противоречащей.

Мы сейчас берем Таможенный кодекс РФ и перечеркиваем: здесь читать – здесь не читать, это действует – это нет. Конечно, это неудобно, но законодатели нас уверили, что данный закон будет. Эксперты оценивают, что он должен выйти к ноябрю этого года. С одной стороны, это даже хорошо, потому что он будет не скороспелым, а продуманным - документ будет максимально прямого действия, меньше будет подзаконных актов, документов федеральной таможенной службы и так далее.

Часть вычеркнута, часть оставлена. По соотношению как получается?

- Я не подсчитывал, но навскидку процентов 80 вычеркнуто, если не больше. Действует то, что потом плавно перейдет в закон «О таможенном регулировании».

Удалось ли в таможенном кодексе таможенного союза объединить законодательства трех стран?

- Здесь необходимо найти ответ на определенный вопрос: как в идеале должно быть? Открываешь таможенный кодекс и читаешь, что в данном случае нужно поступать вот таким-то образом. Не просто разобраться, когда есть масса отсылочных норм как в таможенном кодексе таможенного союза, но никуда от этого не деться. Более 100 отсылочных норм в Таможенном кодексе таможенного союза на национальное законодательство (белорусское, российское, казахское).

Таможенный кодекс таможенного союза подразумевает, что некоторые национальные особенности могут остаться, которые не влияют на принцип действия. Например, может быть разным порядок выдачи документов – традиция уже есть, и она остается. Кроме того, именно в национальных законодательствах рассмотрены вопросы, которые важны для бизнеса. Например, в российском будут устанавливаться суммы обеспечения уплаты таможенных платежей. У нас они пока приняты на том же самом уровне, что были до  1 июля 2010 года.

Будут ли существовать таможенные границы внутри таможенного союза?

Этот вопрос пока не снят. Планируется, что у нас будет союз стран, по типу Европейского союза. Например, надо что-то купить в Белоруссии – поехал, купил и никаких проблем. Тоже самое в Казахстане. Таможенные союзы создаются для того, чтобы убрать барьеры на пути внешнеторговых связей.

Здесь есть одна тонкость для бизнеса. До сих пор три страны не договорились по всем позициям. Касается это в первую очередь ставок таможенного тарифа. Есть 406 позиций товарной номенклатуры, когда ставки, которыми облагаются товары при ввозе, например, в Казахстан, отличаются от ставок, которые установлены в РФ.

К примеру, товар при ввозе в Казахстан облагался  5%-ной пошлиной, а в РФ, например он, облагается 10%-ной пошлиной. Получается, что придется эту разницу доплатить.

И когда это собираются урегулировать?

Этот переходный период продлиться как минимум год. Даже по кодексу таможенного союза таможенный контроль на границе с Казахстаном должен быть убран с 1 июля 2011 года. Правда, здесь же прописывалось, что таможенный контроль с Белоруссией должен был быть убран 1 июля этого года, но пока этого не получилось.

На переходный период пункты пропуска сохраняются, но когда государства полностью договорятся, их не будет. Пока внутрисоюзные границы де-факто и де-юре остаются на месте.

Государственные границы, при этом останутся на своих местах, а вот таможенную границу уже отодвигаем. Кстати, пункты санитарного контроля, фитосанитарного и других, которые подконтрольны Роспотребнадзору, Россельхознадзору – теперь переносятся на внешнюю границу таможенного союза.

Какие есть еще исключения?

После 01.01.2010 по оценкам экспертов, несколько десятков тысяч б/у автомобилей было ввезено на территорию Беларуси. Ставки ввозных таможенных пошлин Белоруссии в разы отличаются от тех, которые действуют в России.

Бизнесу не нужно питать иллюзий, если кто-то уже вложился во ввоз этих автомобилей и ждал 1 июля, к сожалению, здесь они не проводить политику должную степень озабоченности и осмотрительности. Россия не может не проявлять протекционизма в отношении своих производителей, в частности, автопрома.  Если эти автомобили будут ввозиться на территорию РФ, то с полной уплатой таможенной платежей.

Это положение пересматривать не собираются из-за Автоваза и пошлины будут всегда?

Если это пересмотрят, то на государственном уровне, по моему мнению, будет вредительством. Насколько я знаю, пересматривать это не собираются. Я, конечно, не заседаю ни в правительстве, ни в государственной думе, но исхожу из анализа документов и статей, которые читаю, слушаю политиков и экспертов в СМИ. Россия здесь не может пойти на уступки, этот вопрос для нас принципиальный. Если Белоруссия смотрит на него по-другому, у них нет своего автопрома легковых автомобилей, то для нас это очень важно. Для Казахстана это то же не актуально. Автопром у нас, как ни говори, все-таки один из локомотивов экономики.

Пока еще приняты не все положения и соглашения Таможенного Кодекса. Но расскажите, на сегодня что изменится точно?

А уже изменилось. Во-первых, сроки – некоторые касаются ответственности таможенных органов, некоторые ответственности бизнеса.

Например, сократились сроки таможенного оформления. Раньше, если все соблюдено и товар не подпадает под определенные  профили риска, то декларация должна быть выпущена в течение трех дней. Теперь этот срок сокращен до двух дней.

По экспортируемым товарам, которые не облагаются вывозными таможенными пошлинами, срок выпуска декларации сокращен до четырех часов.
Причем если раньше инспектор продлевал срок, выписывая соответствующие уведомления и требования, то сейчас это решение принимает только лишь начальник таможенного поста и только в письменном виде.

Находится это на жестком контроле, на уровне аппарата президента. Мы ежедневно проводим анализ сроков. Я считаю, что это правильно. Но надо сказать, что у кировской таможни проблем с этим и раньше не было. Инспектор не мог отложить документы на 10 дней только потому, что ему не понравился участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД). А сейчас это закреплено и на законодательном уровне.

Кроме того, изменились сроки помещения товара под таможенный транзит. Происходит это на границе. Раньше оформление занимало два часа - сейчас решение должно быть принято в течение часа. Это снижает время простоя бизнеса.

Итак, сроки выпуска ограничены двумя днями. Но это только в том случае, если к товару нет никаких вопросов. Бывает, что мы не укладываемся потому, что бизнесмен не предоставил вовремя необходимые документы. В этом случае максимальный срок, который может лежать декларация - 10 дней. Если за это время участник ВЭД так и не предоставил документацию, то инспектор ставит штамп «отказ в выпуске» (или делает надпись, пока штампиками нас не обеспечили). При этом УВЭД подает новую декларацию в пределах срока временного хранения – для ввозных товаров. На экспортируемые товары временных ограничений нет.

Кстати, новшеством является и некоторое изменение терминологии. Например понятие «таможенный режим» заменено «таможенная процедура».

На что еще бизнесу следует обратить внимание?

Если раньше по импортным товарам было ограничение - задекларировали товар под один таможенным режим и потом отозвали по какой-либо причине, то участник ВЭД имел право поместить товар только под другой таможенный режим. Например, он в режиме «выпуска для внутреннего потребления» что-нибудь ввез, не получил какого-либо необходимого документа – декларация отзывалась, то потом он мог этот же товар пометить только под другой таможенный режим, например, под «реэкспорт» мог вывести обратно, «под уничтожение» или «под отказ в пользу государства». Другого выбора у него не было. Сейчас под заявленную ранее таможенную процедуру – пожалуйста. Вот это очень хороший момент для бизнеса.

Сам принцип работы таможенной службы поменялся?

Таможенный кодекс РФ точно также как и Таможенный кодекс таможенного союза, по сути дела, списаны с Киотской конвенции «Об упрощении и унификации таможенных процедур». Россия официально пока к Киотской конвенции не присоединилась, но все основные принципы взяты из нее. Казахстан давно уже присоединился к Киотской конвенции.

Главный принцип таможни – не торможение, а ускорение внешнеэкономических связей. В принципе «зеленый свет» для участников внешнеэкономической деятельности прописан изначально. Ну и, разумеется, для незаконопослушных – поставлен законодательный заслон. В этом плане ничего не изменилось, да тут и менять-то ничего не нужно.

С Белоруссией у России уже был таможенный союз. Чем сегодняшний отличается от предыдущего?


С Белоруссией у нас существовал таможенный союз еще с 1995 года. Таможенный контроль ограничивался лишь тем, что мы уточняли, произведен ли товар на территории Республике Беларусь. А потом мы просто делали соответствующую отметку, что «таможенному оформлению не подлежит». На этом контроль заканчивался. Если мы устанавливали, что товар не белорусского происхождения, то он подвергался таможенной очистке в полном объеме с уплатой всех таможенных платежей, соблюдением все запретов и ограничений.

Сейчас декларирование между Россией, Казахстаном и Белоруссией пока не снято.  Проверяются экспортируемые товары в Республику Казахстан, которые облагаются вывозной таможенной пошлиной и подпадают под запреты и ограничения. Товары, которые вывозятся в Республику Беларусь, подлежат таможенному оформлению только те, что облагаются вывозными пошлинами. Здесь идет небольшое послабление по запретам и ограничениям.

Сотрудники таможни устанавливают статус ввозимого товара. Товары таможенного союза не подлежат оформлению. Под эту категорию подпадают товары, которые произведены на территории, например, Республики Казахстан, или выпущенные в свободное обращение на его территории. Соответственно по товарам, ввозимым из Республики Беларусь. Если товар ввозится, допустим, из Узбекистана в Казахстан, и на территории Казахстана не прошел таможенную чистку, а предназначается для России, то, разумеется, он будет подлежать полной таможенной чистке. Опять же если не будет подтвержден его статус (сертификат о происхождении или декларация, либо копия грузовой таможенной декларации, которая сейчас называется декларация таможни о том, что товар выпущен в свободное обращение с уплатой всех причитающихся таможенных платежей).


Сложно ли будет предпринимателям разобраться в тонкостях нового законодательства? Будут ли проводиться со стороны таможенной службы какие-либо семинары?

И предприниматели, и бизнесмены интересовались этой темой заранее. Мы проводили консультативный совет, материалы его были размещены на сайте торгово-промышленной палаты.

Для предпринимателей мы проводили семинары с другими разрешительными органами как Роспотребнадзор, Россельхознадзор, приглашали и железную дорогу. Я не думаю, что участники ВЭД в этом ущемлены.

Во всех таможенных органах организованы телефоны «горячей линии». В кировской таможне: 40-58-17 – в рабочее время, 40-58-27 – в нерабочее время.

Предприниматели по большей части обращаются на таможенные посты. А на уровне таможни у нас есть правовая служба. Участник ВЭД может задать правовой службе любой вопрос для информации или консультации. Здесь мы с участниками ВЭД контактируем потому, как делаем одно дело и в одной стране живем и не считаем, что мы находимся по разную сторону баррикад, касается это только законопослушных, конечно (смеется).

До этого был классический механизм защиты конкуренции – это таможенные пошлины, антидемпинговые меры и так далее. Что должно прийти на смену таким механизмам?

Это все остается. Тарифное регулирование – это основной механизм защиты конкуренции, так называемой политики протекционизма (защиты своих производителей). Ничего другого, кроме как пошлины (в том числе антидемпинговые, специальные, сезонные,  компенсационные) мы не можем предложить, пока это не придумано. Да и в Киотской конвенции все эти меры и прописаны.

Сможет ли Таможенный Кодекс защитить производителей?

От недобросовестной конкуренции больше защитит не таможенный кодекс, а кодекс об административных правонарушениях и уголовный. С их помощью ставятся заслоны контрабандистам, тем, кто нарушает таможенные правила, занижая, например, таможенную стоимость, поэтому у них товар дешевле стоит, появляется конкурентное преимущество. Таможенный кодекс не на это рассчитан. Для защиты конкуренции вступают в силу другие кодексы, которыми, кстати, таможенники тоже пользуются.

В Таможенном Кодексе речь идет и о деятельности организаций, которые оказывают околотаможенные услуги. О каких организациях идет речь, и измениться ли схема их работы?

Околотаможенные структуры – это владельцы складов временного хранения, таможенных складов, таможенные перевозчики и таможенные представители (которые раньше назывались таможенными брокерами). Для нашего региона наиболее актуальна деятельность таможенных представителей и владельцев складов временного хранения.

По закону товар, который ввезен на таможенную территорию либо РФ, либо таможенного союза, но пока оформление не завершилось, пока товар не выпущен - должен находиться во временном хранении. В основном производится это на складах временного хранения. Владельцы этих складов обязаны внести обеспечение уплаты таможенных платежей. На случай если вдруг товар помещен на склад, а потом каким-то образом исчез, то владелец склада будет платить причитающиеся таможенные платежи. Откуда их взять – из этого обеспечения. Сумма обеспечения за товары временного хранения 2,5 миллиона рублей (для складов закрытого типа, которые хранят только свои товары), и дополнительно 300 рублей за кубический метр помещения и 1000 рублей за 1 квадратный метр открытой площадки (для складов открытого типа). Владельцы складов временного хранения открытого типа строят свои взаимоотношения с бизнесменами на коммерческой основе – устанавливают тарифы. Владельцы таких складов должны также застраховать свою гражданскую ответственность.

У таможенных брокеров сейчас идет послабление. Раньше обеспечение составляло 50 миллионов рублей, а теперь 1 млн. евро (менее 40 миллионов рублей).


Изменит ли таможенный кодекс таможенного союза отношение к специальным упрощениям?

Сейчас в Кировской области есть 6 организаций, которые пользуются специальными упрощениями: подавать неполную декларацию, хранить товары на своих складах и некоторыми другими. До 1 января так и будет. Но после этого кодекс вводит Институт уполномоченного экономического оператора, который будет пользоваться специальными упрощениями, Правда, здесь ждет не послабление, а ужесточение. Необходимо вносить обеспечение уплаты таможенных платежей в размере 1 миллиона евро. В принципе, все основные упрощения связаны с ввозом товара.

Почему когда законодатели хотят развивать свое производство, то упрощают условия ввоза?

Тут смотря, что ввозить. Если то, что у нас не производится, то ради бога, предоставлен зеленый коридор. На высокотехнологическое оборудование сейчас пошлины отменены, идет 0 ставка. А если ввозят ту продукцию, которая и у нас производится, то мы можем это регулировать только экономическими рычагами, например, пошлинами. Что собственно и делается.

Кроме того, действует принцип эскалации тарифов – на вывозимое сырье тарифы значительно выше, чем на переработанную продукцию. Вот, например, в нашей области на вывоз круглого леса таможенная пошлина достаточно крупного размера, тогда как доски и пиломатериал вывозятся бесплатно. Ведь кировские предприятия на этом заработали, уплатили налоги в бюджет.

Похожие материалы по теме