Ратификация конвенции для бизнеса значит, что до конца года все работники обязательно должны побывать как минимум в двухнедельном отпуске, а остаток использовать не позднее середины 2012 года.
Международная норма о том, что одна из частей отпуска должна быть не менее 14 дней, также есть в российском Трудовом Кодексе. В этом смысле ничего не меняется. Отпуск дробить также допускается. Другое дело, что раньше почему-то, несмотря на то, что это чёрным по белому записано в Трудовом кодексе, на это не обращали внимания. А теперь, потому что точно такая же норма предусмотрена в конвенции, на неё посмотрели другими глазами.
Конвенцию №132 долгое время не ратифицировали только потому, что некоторым работодателям не выгодно отпускать своих сотрудников на две непрерывные недели. Как Вы думаете, почему у российских экспертов сложилось такое мнение?
Алексей Карепанов,
Директор компании ООО «ОтделКа»:
- Правила бизнеса таковы, что для руководителя зачастую отпустить сотрудника в отпуск означает понести некоторые потери, уменьшить денежные обороты фирмы. Особенно это касается сезонного спроса, когда необходимо работать с гораздо большей интенсивностью. Отпустить сотрудника в отпуск, например, на неделю гораздо проще, чем на целый месяц.
Михаил Конинин,
Директор компании «Даймэкс»:
- Вполне возможно, что так и есть. Есть реальные позиции и в офисах, и в производстве, где отсутствие сотрудника 2 недели приводит к большому напряжению заменяющих сотрудников. Кроме всего прочего, часто люди желают взять отпуска летом и подряд, пусть и по 1 неделе, а не по 2 недели - но в апреле или ноябре.
Татьяна Сидоренко,
Начальник Управления Пенсионного фонда РФ в городе Кирове Кировской области:
- Для того чтобы не нарушать производственный процесс в нашей организации существует взаимозаменяемость специалистов. Вероятно, что некоторым работодателям такая организация труда неприемлема в силу ряда причин, например, малая численность работников, и оказаться без нужного работника на длительный период времени – роскошь.
Василий Олейник,
Директор магазина «Сатурн-авто»:
- Понятно по известным причинам, большинство предпринимателей работают без отдыха и ненормированного рабочего дня и хотели бы, чтоб и сотрудники максимально выкладывались и при этом они еще и могли сэкономить на затратах, т.е оплачиваемых отпусках.
Елена Тебенькова,
Начальник отдела кадрового учета и развития персонала ОАО «Кировская Теплоснабжающая Компания»:
- В Трудовом Кодексе РФ (по отпускам) прописано в соответствии с Конвенцией. Одна часть отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней.
Дмитрий Охапкин,
Директор Филиала ОАО "АРКТЕЛ" в городе Кирове:
- Если рассматривать структуру нашей организации, то мне как руководителю не совсем комфортно отпускать сотрудников на полное количество дней очередного оплачиваемого отпуска. Связано это с тем, что каждый сотрудник выполняет широкий спектр обязанностей и длительное отсутствие одного из них сказывается на всей деятельности нашего филиала, будь это техническая служба или отдел продаж. Если подходить с другой стороны, со стороны работника, отпуск должен быть единый. Мне лично этого очень бы хотелось.
Юрий Лаптев,
Начальник управления государственной службы занятости населения Кировской области:
- На мой взгляд, принципиальных изменений Конвенция «Об оплачиваемых отпусках» не внесла. На практике все так и происходило. Сотрудники нашей организации в основном разбивают свой отпуск на основной и дополнительный. Основной отпуск стараемся предоставить в летнее время. Случаев, чтобы отпуск не использовался, нет. Но, иногда при частичном его использовании, сотруднику выплачивается денежная компенсация. В связи с этим в коллективе ни разу не было обращений в Гострудинспекцию или в суд.
Как проводят отпуск сотрудники компаний сейчас
Разбивают ли сейчас сотрудники компаний свой отпуск или предпочитают единовременные «каникулы»? И, что немаловажно, есть ли в Вашей организации работники, которые за последний год вообще не ходили в отпуск? Какие основные причины для этого у них были?
Дмитрий Охапкин:
- Сотрудники нашей компании разбивают отпуск по своему желанию и предпочтению. Но есть некоторые ограничения, например, количество дней в разделенном отпуске не должно быть менее семи. Причем, в отпуске за последний год побывали все. Каждый сотрудник в обязательном порядке должен отгулять свой отпуск.
Валентина Комарова,
Генеральный директор ЗАО «Культторг»:
- ЗАО Культторг – предприятие с долгой историей – 75 лет. Все сотрудники с многолетним стажем. По традиции работники берут отпуск полностью – 28 дней. Для них это удобно. Сейчас немногие организации могут предоставить такой длительный отпуск единовременно. Но бывает, что некоторым сотрудникам необходим отпуск «по частям». В таких случаях мы идем на встречу.
Но в течение года «отгуляют» все. В декабре мы составляем график, которого строго придерживаемся. Опять же, в силу семейных обстоятельств или других событий график в индивидуальном порядке может меняться.
Михаил Конинин:
- По большей части наши сотрудники предпочитают «дробить» отпуск. Но и отдыхают все.
Елена Тебенькова:
- Работники в основном разбивают отпуск, то есть берут по 14 календарных дней. Рабочие используют отпуск полностью (в соответствии с графиком отпусков) 28 календарных дней и, если есть дополнительные дни (за вредность), присоединяются к основному.
За последний год в отпуске побывали все. У ИТР много неиспользованных дней отпуска, потому что в основном берут половину, а другая часть неиспользованного отпуска копиться. Это связано со спецификой деятельности ОАО «КТК»: на компании лежит огромная ответственность за теплоснабжение двух крупнейших городов Кировской области: Кирова и Кирово-Чепецка. Эта ответственность распределена на ИТР, которые отвечают каждый за свое направление. Половина года у нас отопительный сезон, а летом - ремонтный период, от проведения которого зависит, как перезимует областной центр и Кирово-Чепецк.
Алексей Карепанов:
- Как правило, сотрудники предпочитают дробить отпуск на несколько частей. Обычно по 2 недели. Таким образом, в течение года сотрудники получают возможность съездить куда-то два раза. Такой отдых повышает производительность труда.
Да и в отпуске побывали все. Даже, несмотря на то, что наша организация небольшая, и соответственно ценность каждого сотрудника велика, мы предоставляем отпуск сотрудникам в положенном объеме.
Татьяна Сидоренко:
- Сказать однозначно, что перевес на той или иной стороне, нельзя. Кому-то удобно отдыхать полное количество дней, а кто-то предпочитает разбить отпуск, но фактически отпуск предоставляется с учетом производственной необходимости и личных, семейных обстоятельств.
Наши работники ежегодно ходят в отпуск. Кроме того, специалисты кадровой службы ПФР строго контролируют исполнение сроков предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков в соответствии с утвержденным графиком.
Василий Олейник:
- Конечно, берут «каникулы» единовременно. Всем хотелось провести отпуск полноценно в кругу семьи и друзей.
Если же человек не хочет идти в отпуск, то таких сотрудников мы вынуждены отправлять в отпуск чуть ли не силой или предлагаем его разбить, чтобы каждый смог отдохнуть и развеятся. Как показывает практика, сотрудники после отдыха показывают результаты в два раза выше, чем последние 1-2 месяца.
А нужна ли эта конвенция?
На ваш взгляд, требовалось ли дополнительное урегулирование отношений между работником и работодателем? Ведь главное, что изменилось с ратификацией конвенции – работодатель теперь может отстаивать свои права на международном уровне, обратившись в международную организацию труда в Женеве.
Дмитрий Охапкин:
- Если честно, то меня данная система на текущий момент вполне устраивает. А вносить дополнительные изменения во взаимоотношения между работником и работодателем считаю излишним. А если у кого-то есть желания «пободаться» за права на международном уровне, я не против.
Михаил Конинин:
- Мое мнение – нет.
Валентина Комарова:
- Ратификация конвенции на нашей организации никаким образом не отразилась. Мы работаем по законодательству. Возможно, для кого-то эта мера действительна необходима.
Татьяна Сидоренко:
- С позиции нашей организации, думаю, что нет.
Василий Олейник:
- Нет, не требуется, в связи с тем, что отношения между работником и работодателем в полном объеме урегулированы Трудовым Кодексом РФ.
Алексей Карепанов:
- Если сам сотрудник не хочет идти в отпуск по собственным причинам, то ратификация конвенции его не остановит. Бывают случаи, когда человек не может позволить себе сходить в отпуск, даже если работодатель может отпустить его сразу на месяц. Каждый случай должен решаться в индивидуальном порядке. Но в целом, дополнительное урегулирование отношений между работником и работодателем, несомненно, нужно. Это делает наше общество правовым.