Воспитание ребенка должно начинаться с рождения. Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии - с другой стороны, показали, что способности и характер человека не определены от рождения, а большей частью формируются в определенный период жизни. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка, т.е. от рождения до трех лет. В детском саду воспитывать уже поздно. Такие зрелые способности, как мышление, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но на сформированной к этому возрасту базе. Если в первые три года не образовалась прочная база, то очень тяжело научить использовать ее, а иногда и бесполезно.
Каждый родитель должен овладеть основами педагогической культуры. Ее неотъемлемой частью являются психологические знания закономерностей развития ребенка.
Успешность физического, умственного и эстетического восприятия и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.
Основная задача родителей научить ребенка слышать, видеть, ощущать, осязать и осмысливать и реагировать на различные жизненные ситуации.
Иногда родители не понимают, чего ребенок хочет. Действительно ли действия ребенка так нелогичны и непредсказуемы?
Ребенок всегда очень логичен. Он всегда спросит: «Зачем? Почему?» Малышу самое главное суметь применить свои знания в жизни. Вы заставляете его читать, а он не хочет. Потому что не понимает, зачем ему это.
Как и каждая мама, я столкнулась с проблемой, как научить ребенка читать? Мы с мужем знали, что его любимый мультик про Карлсона, поэтому стали подбрасывать конфетки с записками. У него начали появляться вопросы: «Мама, это что? А как прочитать?». У ребенка появилась мотивация, он понял, что ему это нужно и очень быстро освоил чтение.
Представлена ли у вас методическая литература, помогающая родителям правильно вести себя в той или иной ситуации?
У нас представлена целая серия книг, в которых рассказывается о том, как подготовить ребенка к детскому саду. Подготовка должна начинаться уже в 3 месяца. До поступления в садик у карапуза должна быть сформирована база, на которую будут ложиться последующие знания.
Конечно, в детском саду воспитывают ребенка, но когда он приходит и совсем ничего не знает, не видит, не слышит, у него нет элементарных навыков мышления, сил педагогов хватает только на элементарное воспитание ребенка.
Сейчас есть множество литературы, в которой рассказывается о том, как развивать своего малыша. Например, серия «Рождаюсь, расту, развиваюсь». Это может стать настольной книгой молодой мамы, в книге рассказано, что с ребенком делать, начиная с первой недели жизни и до 3 лет.
Вся методическая литература у нас подобрана в помощь молодым мамам и педагогам. Мы работаем со всеми издательствами и по всем программам ДОУ. Что-то новое появилось, если хорошее издание, то оно появляется у нас.
Ни в одном магазине вы не получите такую информацию о развитии и воспитании непосредственно в комплексе: игра, игрушка и методическое сопровождение. Самое главное не то, что вы купили игру или игрушку, а то, что благодаря этому чему – то может научиться ваш ребенок, сделать очередную ступеньку в своем развитии.
Что предлагает современный рынок для развития ребенка, чему действительно стоит уделить внимание, и мимо чего лучше пройти?
Современный рынок предлагает многое, но это настолько не укомплектовано, разбросано. Родители в поисках игрушки или игры могут просто потеряться. Нужно очень хорошо ориентироваться, нужно знать рынок изнутри, а это могут только специалисты.
Что такое моторика рук? Как ее развить? И почему она так важна?
В воспитании и обучении дошкольников важнейшую роль играет развитие рук. В ходе обучения письму ребёнок испытывает огромные трудности. В том числе и потому, что у него не развиты мелкие мышцы рук.
Для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую моторику руки, так как большая нагрузка на руку в школе может вызвать чувство усталости, напряжения и нарушение при формировании почерка. Овладение навыками письма является длительным и сложным процессом. Без помощи взрослых очень сложно научиться писать, зрительно контролировать направление руки при письме, при этом, сохраняя длительность и слитность движений, а самое главное - контроль над комментированием, очень важно научить ребенка правильно слышать, сопровождая действием. Современная школа предъявляет большое требование к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаше всего испытывают затруднение с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; теряется так называемая ориентация - «слышу-делаю»; как результат -ребёнок не укладываемся в общий темп работы.
Развитые детские руки нужно не только для школы, но и для всей последующей жизни детей. Поэтому наиболее верный путь — не ждать школу, а готовиться к ней.
Что при подготовке к школе никогда нельзя упускать из виду?
Для того чтобы процесс подготовки ребенка к школе и дальнейшая его адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей эффективностью, такую работу необходимо начинать заранее и вести ее последовательно и непрерывно.
Зачастую подготовкой к школе с ребенком начинают заниматься лишь тогда, когда ему исполняется 6 лет, но дошкольник не может мгновенно превратиться в школьника. Упустив время, взрослые пытаются обучить малыша всему и сразу, совсем не учитывая, что в таком возрасте он не сможет усвоить такой большой объем информации.
Развитием познавательной сферы ребенка нужно начинать заниматься как можно раньше. И причина здесь совсем не в том, что совсем скоро он пойдет в школу. Если с детства мы будем воспитывать эрудированного, творческого человека, то именно таким он в дальнейшем и станет.
Творческий человек полнее раскрывает себя во всём, чтобы он ни делал; он всегда интересен миру, а мир ему, и, наконец, он чувствует себя в жизни более уверенно.
Стремление ребенка к познанию и творчеству не может прийти само по себе, его необходимо пробудить, мотивировать к этому. Взрослый должен научиться смотреть на мир глазами ребенка. Малыш всегда чувствует, насколько приятно взрослому общаться и заниматься с ним.
Чтобы понять малыша, нужно уметь подняться до его уровня, и стесняться этого совсем не нужно. Как только вы это сделаете, ребенок будет с жадностью ловить каждое ваше слово. И даже если у него что-то будет выходить не так, то обязательно получится потом.
Последовательно, шаг за шагом, малыш будет получать жизненный опыт и приобретет уверенность в своих силах. Если рядом взрослые, которые не жалеют времени для ребенка — с развитием малыша будет все в порядке. Самое главное понять, что подготовка к школе — это длительный, постепенный и творческий процесс, который не нужно превращать в тренировки и унылые беседы, а преподносить обучение в игре.
Многие родители и педагоги полагают, что для развития дошкольника и его подготовки к школе достаточно научить основам математики, чтения и письма. Хотя на самом деле, чтобы ребенок правильно понимал и усваивал основы математики, грамоты и письма сначала ему необходимо развивать мышление, память, воображение и восприятие.
Самым лучшим способом совершенствования таких процессов являются развивающие упражнения. Они помогут вам узнать, как и чем заниматься с дошкольником и справиться с тем, что у него пока не получается. Процесс этот очень индивидуален .
В нашем офис-магазине специалисты подберут и игру, и методическое сопровождение индивидуально для каждого ребенка (да, порой, и взрослого, у развития нет возраста)!
Должен ли состояться разговор между малышом и родителями перед первым походом в школу? Как он поможет ребенку?
Разговор о школе поможет ребёнку почувствовать себя более уверенно на пороге школы. Представьте, что вы едете в незнакомую страну. Вы волнуетесь, сомневаетесь, расспрашиваете всех, советуетесь.
1 сентября для ребёнка тоже начинается путешествие в неизведанную страну — школу. И провести ему в этой стране придётся куда больше лет, чем он уже прожил на свете. Расскажите ему об этом. Вспомните, как и сами когда-то шли «первый раз в первый класс». Чем больше ваш малыш узнает о школе, тем легче он переступит её порог.
Что такое сенсорика? И какое значение она имеет в жизни ребенка?
Новорождённый появляется на свет с уже вполне сформированными органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию. Умению пользоваться своими ощущениями ему ещё только предстоит овладеть. Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача — помочь накопить представление о цвете, форме, величине предметов. Задача воспитания детей раннего возраста — подвести их к усвоению общепринятых сенсорных эталонов, величин, форм, цветовых тонов, пространственных и временных отношений. Сенсорное развитие — это основа формирования познания окружающей действительности. От его уровня зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания ребёнка.
Учёные всего мира пытаются проникнуть в одну из величайших тайн природы — тайну возникновения и развития человеческих способностей. И результаты их исследований удивительны. Так, например, биологи установили, что среди 15 миллиардов клеток головного мозга активно работают лишь 15—20%. Это значит, что человеческий мозг несёт в себе огромный запас природных возможностей и что гениальность — это не отклонение от нормы, а высшая полнота проявления человеческого ума.
Следовательно, каждый здоровый ребёнок может в своём развитии подняться на самые большие высоты. Но на практике мы чаще всего видим другое: многие дети с нежеланием идут в детский сад, школу, им трудно учиться. Почему один ребёнок с трудом заканчивает необходимый минимум среднего образования, а другой поступает в университет в 13—14 лет?
Результаты исследований показывают, что успешно овладевают знаниями те дети, которые ещё до школы обладали высоким уровнем развития; развиваются же только те способности, для формирования которых созданы наилучшие условия. Чем благоприятнее условия, чем разнообразнее дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идёт познание окружающего мира.
К сожалению, многие родители, уделяя в первые годы жизни малыша основное внимание уходу за ним, правильному питанию и режиму, красивой и удобной одежде, не придают особого значения тому, что ребёнок помимо этого нуждается и в «пище» для ума. Какая разница, считают они, когда малыш научится делать постройки из кубиков, сортировать шарики по цвету и размеру, зашнуровывать ботинки, держать карандаш, рисовать, лепить, читать, писать. Зачем торопиться? Придёт время — всему научится, в конце концов, научат в детском саду или в школе, не будем отнимать у малыша детство!
Но ведь главное в раннем развитии ребёнка — не упустить время! По исследованиям психологов, ребёнок в возрасте до трёх лет приобретает от 60 до 70 % информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь — 30—40%. Поэтому проблема воспитателей всех дошкольных учреждений заключается в выстраивании своей работы с малышом таким образом, чтобы максимально использовать возможности его возраста.
Расскажите подробней о сенсорных комнатах, ведь это очень важно для развития ребенка?
Мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития ребенка является так называемая сенсорная комната. Сенсорная комната - это особым образом организованная среда, состоящая из множества сенсорных стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярный аппарат. Такое воздействие позволяет активировать и развивать у детей сенсорные функции, содействовать социально-психологическому и личностному развитию ребенка.
Представьте, Вы открываете обычную дверь, заходите в комнату, а попадаете в сказку – в волшебный мир и для ребенка, и для взрослого. Здесь все мерцает, переливается. Звучит красивая музыка и слышны звуки природы. А вокруг рассеивается приятный аромат. Здесь забываешь о своих тревогах и страхах. Эта комната представляет собой сочетание устройств, которые поменяли свое обычное предназначение. Если лампочка, то цветная, если бассейн, то с шариками, да еще и с цветной, меняющейся подсветкой; костер, но с приятным, освежающим холодным ветерком; цветы - «дышащие» светом ;фонтан - без воды, и его можно трогать, перебирать пальчиками , заплетать «косички».
В такой комнате расслабиться только в радость. При воздействии специального света в сенсорной комнате можно добиться наиболее полного расслабления, разгрузки психики и восстановления сил человека. Свет – это естественный и самый эффективный способ воздействия на человека. Свет помогает организму мобилизовать свои защитные силы. В сенсорной комнате свет определенного цвета воздействует сразу на физическом и психологическом уровнях, гармонизирует состояние человека, способствует созданию чувства комфорта и уверенности, придает силы и исцеляет.
У детей развивают в основном тактильные ощущения. Но упускают не менее важные составляющие глаза, слух. Дают ребенку в руки игрушку. На ощупь она очень приятна. Но через секунду малыш может просто отбросить ее. Не понравится запах, цвет или вкус. Для ребенка важно все. Не секрет, что более 90% информации усваивается через глаза. Многое воспринимаем на слух. Запахи же действуют на подсознательном уровне.
Сегодня многие говорят про нервозность детей. Более 20 лет женщина проработала воспитательницей в детском саду. Воспитала не одно поколение малышей. Но нынешнее поколение детей ее озадачивает. Если им что-то не нравится, они даже не стараются это исправить. Просто залезают под стол и начинают во весь голос кричать. В чем дело? Может, дома не так воспитывают, а может ребятам чего-то не хватает?
По мнению ученых, в такой комнате человек не только расслабляется, но и умнеет. Уже в 3 месяца ребенок все видит, слышит, трогает, касается, чувствует. И в такой непосредственной игровой форме познает мир. По мнению ученых, уже в три месяца начинает формироваться личность ребенка, его психика и мировосприятие. Влияет все. И окружающие его картинки, звуки и даже запахи. В сенсорной комнате малыш играет и находит ответы на вопросы, которые его уже сейчас интересуют.
Ученые давно выяснили: чем беднее мир сенсорных ощущений, тем более неуверенным и нервозным человек чувствует себя. Часто люди закомплексованы, не в меру агрессивны и обидчивы. Кроха может замкнуться в себе. Не идти на контакт со сверстниками, неуютно чувствовать себя в обществе или на новом месте. Но, умело воспользовавшись сенсорной комнатой, можно скорректировать поведение слишком капризного, гиперактивного или замкнутого малыша. Сочетание различных стимуляторов – света, музыки, запахов, тактильных ощущений – может оказывать на психическое и эмоциональное состояние ребенка, как успокаивающее, так и тонизирующее, восстанавливающее действие.
Устанавливают такие комнаты в детских садах, школах. Причем, как в коррекционных, так и в гимназиях. Даже в офисе такая комната будет полезна. Снимет нервозность сотрудников, которые задавлены рутинной монотонной работой. Свет, музыка, запахи – все способно снять напряжение психики. Снимаются тревоги, агрессия. Даже окружающий мир будет расцвечен новыми яркими красками.
В Кирове реализацией сенсорного оборудования занимается наша компания. Наши специалисты проконсультируют вас. Помогут выбрать оборудование. А опытный дизайнер разместит новый мир в вашей квартире, офисе или школе. Особое значение придают индивидуальному подходу к вопросу каждого человека.
Мы желаем счастья нашим детям. Мы желаем счастья и самим себе. Каждому хочется оказаться в сказке, хотя бы раз. Просто невероятно, но это идеальное место можно найти и в Вашем доме.
Элементы сенсорной комнаты могут быть использованы в домашнем интерьере и офисе, в медицинских и социальных центрах для восстановительного лечения инвалидов. Также они широко применяются в учреждениях самого разнообразного профиля: санаторно-курортных учреждениях для взрослых и детей, детских садах и школах, социальных центрах для престарелых, ветеранов войны и труда. Кроме того, разработаны специальные восстановительные методики по работе в сенсорной комнате с беременными женщинами, а также людьми, чьи профессии связаны с экстремальными и стрессовыми ситуациями, например, пожарные и спасатели.
Напоследок…
— Если вы не испытываете радости от общения с ребенком и пытаетесь его чему-то научить — вы занимаетесь бесполезным делом.
— Для того чтобы просто существовать, ребенку достаточно четырех объятий в день, для нормального развития их нужно уже двенадцать.
— Реже говорите ребенку: «Вечно ты…!», «Всегда у тебя…!», «Никогда не…! Такие выражения оказывают парализующее действие.
— Смелый и решительный, но в то же время весьма заурядный человек может соперничать со многими талантливыми, но робкими людьми.
— Для развития и становления характера ребенка гораздо важнее его забота о другом, чем о нем. Попробуйте переложить некоторые заботы о себе и других членах семьи на него.
— В воспитании попробуйте отойти на второй план. Пусть ребенок проявит инициативу, тогда он сам найдет то, что нужно для своего развития и становления.
— Если ты не доволен собой — совершенствуй себя, а если ты недоволен другими — совершенствуй себя, а не других.
— Если на пути к твоему счастью нет никаких препятствий, создай их сам.
Ребенок учится тому, что видит у себя дома. В свою очередь взрослые приносят в семью то, что впитали в родительской и воспитывают своих детей по той же схеме, против которых протестовали в свое время.
Кировская обл., Киров,
Чапаева, 67, офис 13
Тел.: 54-04-66, 8-909-134-99-56
Факс.: (8332) 54-04-66
Сайт.: www.vera-kirov.ucoz.ru
E-Mail.: vera-vera-57@mail.ru