О скрытых возможностях маленьких школьников узнали: у Андрея Злыгостева, детского психиатра клиники семейной медицины «За Рождение»

Андрей Петрович, как Вам удается найти подход к своим маленьким пациентами?

Пожалуй, самые сложные пациенты, о каком бы заболевании ни шла речь, – это дети. Детская психиатрия подразумевает под собой не только лечение специфических для этого возраста проблем, но и умение наладить контакт с ребенком. Детский психиатр оказывает влияние на судьбу малыша. Именно поэтому очень важно найти грамотного специалиста в этой области, который сможет установить доверительные отношения с маленьким пациентом.

Главное – это быть искренним и уметь проникнуться проблемой ребенка и его родителей. Не только понять, но и  почувствовать. Только в этом случае возникает ответная реакция у родителей и ребенка, и  разговор станет продуктивным. Без искреннего участия, а точнее соучастия, никакое лечение психических расстройств  просто невозможно.

Как определить, что ребенку требуется помощь детского психиатра? Что в поведении малыша может измениться?

Ребенок имеет ограниченный набор способов, с помощью которых он дает понять - что-то не так. Если взрослый человек может осознать свою проблему, обсудить ее с кем-то, придти к заключению, о том, что ему требуется помощь и обратиться с ней к врачу, то у ребенка этой возможности нет. Поэтому о каком-то психическом неблагополучии можно судить по поведению и жалобам на физическое самочувствие. Другим способом маленький человек не способен выразить это, ведь он не может сказать матери: «Ты знаешь, меня очень сильно тревожит моя мнительность, моя подверженность страхам, меня беспокоят навязчивые состояния». Родителям приходится догадываться. Любые изменения привычного стереотипа поведения ребенка, уже заставляют беспокоиться и идти к врачу.

Что конкретно в поведении ребенка может измениться?

Например, ребенок был спокойным, покладистым  и вдруг становится капризным, непослушным, боязливым, молчаливым. Или, наоборот, чересчур беспокойным, крикливым, агрессивным. Если поведение меняется до такой степени, что нарушаются социальные связи ребенка в детском саду, школе, то следует обратиться к психиатру.
Что может быть с малышом, если у него есть нарушение психического здоровья, но к врачу родители по той или иной причине не обращаются?
К сожалению, так бывает. Как и при любом другом заболевании, если им вовремя не заняться и не попытаться вылечить, то заболевание становится хроническим, более тяжелым, приводит к осложнениям. Что будет, если не лечить пневмонию? Или больной зуб? Появится осложнение, иногда даже опасное для жизни.

Как супругам следует вести семейный спор, чтобы не травмировать ребенка?

Подальше от ребенка. Чтобы он не только не слышал, но и не догадывался, что в семье возникают какие-то трения. Нужно стараться приходить к какому-то решению, не используя ребенка.

Как сделать так, чтобы у ребенка не было страха перед школой? И если он уже появился, как с ним бороться?

У ребенка, который еще не ходил в школу страха перед ней быть не может. Всем детям, без исключения, интересно посмотреть, что это такое. Поэтому страха перед школой у дошкольника не бывает, если ему, конечно, не говорят, что в ней  живет Баба Яга.
Да и вообще лучше говорить не о страхе перед школой, а о школьной дезадаптации – это понятие, которое используют в основном психологи. Еще  часто можно услышать о так называемом «школьном неврозе». Но врачи таким  термином не пользуются, мы стараемся использовать термины, которые подразумевают тот или иной  механизм возникновения какого-то расстройства.
Почему возникает нарушение адаптации ребенка в школьной среде? Врачи привыкли искать причину в материальных вещах. Причина школьной дезадаптации лежит в органических нарушениях нервной системы ребенка.
Одно время был очень популярен термин – минимальная мозговая дисфункция, в ней чаще всего и кроется причина тех или иных нарушений, появляющихся во время школьного обучения. Нужно сразу отметить, что это не болезнь, а целый набор признаков, которые говорят всего лишь о нарушенном темпе созревания мозговых функций.
В умственном развитии дети с минимальной мозговой дисфункцией в целом не уступают здоровым детям, они такие же сообразительные, так же легко приспосабливаются к внешним условиям. Но из-за того, что те или иные частные мозговые функции у них несколько задерживаются в развитии, дети могут быть недостаточно внимательными, недостаточно работоспособными, недостаточно усидчивыми. Но нужно пояснить, что «недостаточно» - с точки зрения учителя и школы. Современные образовательные программы ориентированы на очень интенсивное и быстрое обучение.  Вследствие этого возникают те или иные школьные проблемы. Может с небольшим опозданием формироваться речь, и шестилетний или семилетний  ребенок, который пришел в школу  одновременно со здоровыми детьми, иногда не  успевает так же быстро, как они, усвоить такие сложнейшие вещи как письмо, чтение, счет. Школьная дезадаптация может также развиваться в результате неврозов, причина  появления которых – нарушение взаимоотношений внутри семьи. То есть психотравмирующие ситуации внутри семьи, допустим, пьянство родителей.

Как проявляется  школьная дезадаптация?

Прежде всего, поведенческими нарушениями, школьной неуспеваемостью, соматическим неблагополучием. Ребенок, который хронически неуспешен в школе, теряет интерес к учебе. Никому не нравится посещать место, в котором его постоянно ругают. Ребенок чувствует себя нежеланным в школе, пытается всеми способами ее избегать и на фоне такого постоянного эмоционального напряжения возникают конфликтные ситуации, связанные с посещением школы. Могут проявляться соматические заболевания, к которым ребенок был предрасположен ранее.

Как избежать школьной дезадаптации?

Во-первых, позаботиться о том, чтобы ребенок пошел в первый класс психологически к этому готовым. Не полениться  еще до поступления в школу, по крайней мере, за несколько месяцев проконсультироваться у психолога, у педиатра, психиатра, невропатолога. Не стесняться задавать множество вопросов,  спрашивать собственное, личное мнение врача. Если у ребенка еще не появился интерес к познанию, если его больше привлекает игровая деятельность, значит он не готов к школе. И отдавать такого ребенка в первый класс – это заведомо обрекать его на неуспеваемость. Это может быть и вполне разумный, сообразительный, смышленый ребенок, но ему просто не хватило времени «созреть» для обучения. 6-7 лет, когда принято отдавать ребенка в школу – это условный возраст. Кто-то к этому готов уже в 6 лет, а кто-то только в 8. Родители должны знать возможности ребенка, свои права и свои обязанности и заботиться о том, чтобы ребенок пошел в школу подготовленный. Я говорю подготовленный, но не имею в виду, что он должен уметь читать, писать и считать до 100. Он должен быть психологически готов к этому. Достаточное развитие познавательных интересов - это основной показатель готовности к школе. А разобраться насколько ребенок готов к школе может специалист, поэтому посещение психолога, психотерапевта и других специалистов просто необходимо.

Как подготовить ребенка после каникул к школе?

А нужно ли? Первая учебная четверть в любом классе, особенно в начальной школе, всегда строится на повторении материала прошлого учебного года. Так что в школьной программе это все предусмотрено. Поэтому лучше дать ребенку возможность отдохнуть, как следует.

Какие психические проблемы могут возникнуть у ребенка из-за неправильного обучения?

Школьная дезадаптация в дальнейшем может развиваться в разных направлениях. Во-первых, приводить к систематическим повторяющимся нарушениям поведения в процессе обучения и в школьной среде. Во-вторых, могут возникнуть  невротические страхи, связанные со стойким негативным отношением к школе в целом, либо к какому-то определенному учителю, предмету.И в-третьих, - появление разнообразных соматических нарушений. Самое характерное – это появление  стойких жалоб на головные боли, боли в животе. 

Что такое «специфические расстройства развития»?

Последнее время  часто встречаются и уже имеют характер эпидемии, так называемые «специфические расстройства развития» - это изолированные нарушение речи,  чтения, письма, счёта. На некоторых это производит впечатление ужасной глупости ребенка. Как же так? В 9-10 лет не может овладеть элементарными знаниями, совершает странные и нелепые ошибки? Все дело в том, что  не был соблюден необходимый конкретному ребёнку темп обучения. И у  детей с минимальной мозговой дисфункцией проявляются специфические нарушения развития. Довольно часто педагоги эти специфические нарушения развития,  трудности в освоении некоторых школьных предметов, ошибочно  трактуют как признаки умственной отсталости. Дети и их семьи травмируются самым жестоким образом. Психиатрам приходится много времени и сил тратить на то, чтобы разубедить родителей и самого ребенка, что он не такой, каким его назвали в школе.
Таким детям необходимо организовать специальную коррекционную среду.  Это помещение ребенка в специализированные классы в рамках общеобразовательной школы. В этой среде будут учитываться особенности его развития, получать знания ребенок будет именно в том темпе, который ему предопределен природой. И к концу обучения ребенок выправится.
Психиатр всегда старается рассказать родителям, что происходит с их ребенком, помочь им сориентироваться в этой проблеме и  принять  правильное решение.  Без нормализации внутрисемейных отношений помочь ребенку эффективно невозможно. Семья – это главное, а психиатр - помощник семьи.

Какие методы лечения Вы используете? Может быть, у Вас есть какие-то профессиональные секреты?

Секреты – они на то и секреты, чтобы их не выдавать (смеется). Я использую методы , принятые во всем мире – беседа с родителями и ребенком. Всегда в фокусе внимания – семья. Там начинаются все психические нарушения, там они и заканчиваются. И излечиваются они только семьей. Изучение внутрисемейной ситуации, обсуждение вместе с родителями тех жалоб, с которыми они обратились, беседа с ребенком с опорой на собственный клинический опыт. Подбор соответствующего лечения, выдача рекомендаций по лечению, режиму, организации окружающей ребенка среды. То есть все, как у всех врачей, ничего необычного.

О чем никогда не следует забывать родителям?

Родителям никогда не следует забывать, что они -  родители. Только они несут ответственность за судьбу ребенка. Не врачи, не учителя, не школа, не милиция. Все остальные институты – медицина, образование и другие созданы им в помощь, чтобы вырастить образованного, здорового человека.
Во-вторых, опираться на собственный здравый смысл. Родителям нужно всегда критически относиться к советам всех специалистов, и моим в том числе. Если возникла какая-то проблема со здоровьем ребенка, стараться получать максимум информации по ней. Сейчас доступны различные источники – интернет в том числе.  Ходить к любым специалистам с заранее составленным списком вопросов, которые вы  хотели бы для себя выяснить. И ещё хочется напоследок посоветовать родителям – не стесняться прибегать к помощи разных специалистов, и не только психиатров. Мы для этого и работаем!

Похожие материалы по теме

Профессор МГУ Вячеслав Дубынин — об эмпатии, детских травмах и нейродегенерации

Всегда ли в проблемах поведения ребёнка имеет смысл винить родителей? Почему одни люди более чувствительны к событиям? Подробности — в интервью с российским нейрофизиологом и доктором биологических наук.

Астроном Владимир Сурдин — о конце света, встрече со Стивеном Хокингом и хороших фильмах

С какими астрономическими мифами и стереотипами ему приходится сталкиваться? Вырос ли интерес к астрономии в последние годы? Об этом и не только — рассказываем в нашем интервью.