Мы спросили у представителей кировских вузов о том, как они смотрят на этот вопрос?
Разбор студентов. А хватит ли на всех?
Валерий Юнгблюд,
Ректор ВятГГУ, доктор исторических наук, профессор:
- Наш университет имеет проверенную с почти столетней историей репутацию лидера в высшем профессиональном образовании нашего региона. Традиции и инновации, высокое качество знаний и разноплановые научные исследования, динамика развития и эффективное управление – вот основные составляющие нашего первенства на рынке образовательных услуг. На сегодняшний день подано 2 тысячи 213 заявлений на 715 бюджетных мест по очной форме обучения и 293 на 129 - по заочной. К сожалению, всем желающим бюджетных мест не хватит. Но абитуриенты, имеющие высокие результаты поступят на бюджетные места.
Дмитрий Страбыкин,
Директор Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института:
- Считаю, что угроза закрытия филиалов вузов из-за сокращения приёма есть. Поскольку студенты первого курса обычно составляют не менее 25% всех студентов, то можно предположить, что при отсутствии приёма через пять лет в филиалах может не остаться ни одного студента. Негативный процесс сокращения числа студентов в филиалах идёт уже в течение нескольких лет. В первую очередь вакантными остаются платные места на обучение. В государственных вузах и их филиалах это приводит к уменьшению объёма дополнительного дохода. А в негосударственных вузах и их филиалах, находящихся на самофинансировании, уменьшается объём основного дохода.
Однако не всё так плохо. Успешность набора зависит от специальности (направления подготовки). По некоторым специальностям не удаётся набрать экономически оправданное число студентов в группах и приходится сокращать число учебных групп или объявлять набор несостоявшимся. В то же время по отдельным специальностям конкурс при зачислении возрастает. Более того, сокращение приёма касается в основном дневной формы обучения. При этом меняется структура контингента студентов: удельный вес студентов дневного отделения уменьшается, а заочного – увеличивается, что, как правило, меняет соотношение доходов и расходов филиалов в лучшую сторону.
Валентин Пугач,
и.о. ректора ГОУ ВПО «Вятский государственный университет»:
- Такая вероятность близка к нулю. Хотя количество госбюджетных (бесплатных) мест в университете в последние годы не уменьшается, конкурс по вузу остается. На 1 июля уже подано свыше 800 заявлений на 919 мест.
Владимир Куликов,
Директор Волго-Вятской академии госслужбы:
- Безусловно, часть вузов, и не только филиалов, прекратит своё существование. Это нормальный процесс. Естественный отбор проявляет себя в любой среде, что совпадает с интересами общества в целом. Думаю, кировские университеты не станут исключением.
Сергей Жданов,
Ректор «Вятской Государственной Сельскохозяйственной Академии», кандидат химических наук:
- Как правило, желающих учиться на бюджетной основе больше, чем предполагаемых мест. В этом году ситуация такова, что поступают не только выпускники школ, но и выпускники техникумов, колледжей и училищ. Таким образом, можно сказать, что вероятность нехватки бюджетных мест есть. Это касается отдельных специальностей. Например, на данный момент заявлений на экономический факультет подано 600, при том что бюджетных мест всего 24. На других факультетах ситуация другая. В целом уже подано 1200 заявлений.
Впереди коммерческие рельсы?
Владимир Куликов:
- Я против подхода к образованию, как к коммерческой отрасли. Платное образование должно предоставлять возможность получить желаемую специальность лицам, по той или иной причине не прошедшим по конкурсу на бюджетные места. С другой стороны, собранные с учащихся средства должны позволить организовать учебный процесс на достаточно высоком уровне.
Николай Шубин,
Ректор «Кировского института иностранных языков»:
- К сожалению, мы не смогли уберечь российское образование от резких перемен: смена государственных стандартов (которым еще предстоит доказать свое право на существование), сближение с образовательными стандартами Евросоюза (Болонский процесс), технологизация учебного процесса (компьютер вместо учителя) и, наконец, капитализация образования (есть деньги – получай, а если нет …).
Как заработать на образовании? Поставленный вопрос является логичным с точки зрения западного менталитета. Он может быть разбит еще на два вопроса, а именно – как привлечь потенциальных клиентов и сколько с них брать. Иными словами, как «выжать» деньги из замечательного, но бедного народа. Жаль... Должно быть что-то святое… К сожалению, приходится учитывать сложившиеся реалии.
КИИЯ не относится к филиалам. Это самостоятельное образовательное учреждение и закрыть его не может никто. В самом худшем случае нам могли бы не дать лицензию. Но вуз прошел лицензирование в прошлом месяце и срок действия лицензии до мая 2015 года. Недавняя проверка кировских вузов показала соответствие нашего вуза аккредитационным и лицензионным требованиям. Институт может вести разнообразную деятельность. Нашему вузу это доступно. Формы и виды деятельности не нужно ни с кем согласовывать. Мое мнение: филиалы иногородних вузов могут в этом плане испытывать трудности, так как головной вуз разрешает только образовательную деятельность.
Дмитрий Страбыкин:
- Негосударственные вузы и филиалы не предназначены для извлечения прибыли. Как правило, увеличение дохода направляется на развитие материально-технической базы образовательного процесса. Чтобы представить условия, в которых находится негосударственный вуз (филиал), надо взять государственный вуз (филиал) и «отключить» у него бюджетное финансирование. Большинство руководителей государственных вузов скажут, что без бюджетного финансирования вузу не выжить. Однако многие негосударственные вузы и их филиалы не только существуют, но и развиваются. Конечно, в них в основном идёт подготовка по специальностям, не требующим для учебного процесса дорогостоящей материальной базы. Они компактны, динамичны и, обычно, очень эффективны. Высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав формируется в негосударственных вузах благодаря более высокой заработной плате по сравнению с государственными вузами. Оплата труда преподавателей является одной из статей расходов и значительно влияет на стоимость обучения, которая в связи с этим может превышать стоимость платного обучения в государственном вузе.
Платные места в приоритете?
Сергей Жданов:
- ВГСХА – государственный вуз. Поэтому для нас важно заполнение именно бюджетных мест. В данное время – это наша главная задача. Платные специальности имеются, но это для нас не главное.
Валентин Пугач:
- Абитуриенты, не поступившие на бесплатные места, могут учиться платно. Кроме традиционных образовательных кредитов под 12 % годовых, в университете работает государственная программа льготного кредитования студентов всего под 4,94 % в год. В вузе существует система перевода студентов, обучающихся с оплатой стоимости обучения, по результатам каждой экзаменационной сессии на конкурсной основе на вакантные госбюджетные места. Ежегодно таким образом переводится более ста студентов.
Валерий Юнгблюд:
- Для подготовки, организации и проведения приема в университете были определены направления деятельности приемной комиссии. Они стали основой для реализации мероприятий университета по профессиональной ориентации, подготовке и проведению набора абитуриентов в 2010 году. Так как все желающие поступить на бюджетные места не смогут, то мы предлагаем получить высшее образование в ВятГГУ платно.
Мода определяет специальность
Сергей Жданов:
- ВГСХА - университет с долгой 80-летней историей. За это время сложилась устойчивая положительная репутация вуза, определенный имидж. К нам идут учиться дети и внуки наших студентов. Это говорит о высоком уровне образования. Кроме того, регулярно появляются новые актуальные специальности. Конечно, мы стараемся рассказывать о них с помощью различных презентаций, рекламных акций. Важно и то, что вуз предлагает уникальные специальности, каких нет ни в одном другом. Например, появился бакалавриат с тремя новыми профилями: земельный кадастр, ландшафтный дизайн и агробизнес. Это новые направления в обучении, они актуальны и поэтому востребованы.
Валентин Пугач:
- Наш университет готовит специалистов по востребованным на производстве специальностям, поэтому большинство выпускников после окончания вуза работают по специальности. Кроме того, университет ведет обучение специалистов по целому ряду технических специальностей, по которым не готовит ни один вуз нашей области. Ежегодно в университете открываются новые специальности и направления подготовки. В этом году впервые объявлен набор на направления подготовки «Бизнес-информатика» и «Инноватика», специальность «Экспертиза и управление недвижимостью». Все студенты, обучающиеся на госбюджетных местах и часть на платных, обеспечиваются общежитием.
Дмитрий Страбыкин:
- Каждый негосударственный вуз (филиал), продолжающий работать на территории города Кирова и Кировской области, имеет какие-то привлекательные для абитуриентов черты, позволяющие ему оставаться на рынке образовательных услуг региона. Для Кировского филиала МГЭИ (www.mgei.kirov.ru) это: 14-летний опыт реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования ("Таможенное дело", "Дизайн", "Журналистика", "Связи с общественностью", "Психология", "Юриспруденция", "Финансы и кредит", "Менеджмент организации", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"); материально-техническая база (два собственных здания и стадион, пять компьютерных классов, четыре мультимедиа аудитории, учебные лаборатории с новейшим оборудованием); обеспечение студентов современной учебно-методической литературой и доступом в Интернет; система внеучебной работы со студентами (научные кружки, спортивные секции, творческие коллективы).
Владимир Куликов:
- По поводу сравнения филиалов и самостоятельных вузов. Филиал целесообразен тогда, когда для качественного обучения на специальностях, культивируемых в филиале, не хватает ресурсов внутри региона. В этом случае, необходимо привлечение именитого иногороднего вуза с его методиками, специалистами, возможностью повышения квалификации преподавателей филиала в головной организации. Каким бы большим он ни был, подготовка специалистов в нём идёт на уровне факультетов. Фактическое управление осуществляет руководство учебного заведения, которое в крупном вузе находится гораздо дальше от конкретного преподавателя или студента. Кстати, факультеты многих крупных вузов зачастую уступают по численности некоторым филиалам.
Валерий Юнгблюд:
- Эту деятельность мы планировали заранее и в течение всего года, без перерывов, работали над этим вопросом. У нас широкий выбор специальностей и направлений подготовки. Университет готовит специалистов, бакалавров и магистров по 120 образовательным программам: – высшего профессионального образования – 56; – среднего профессионального образования – 7; – послевузовского образования 36 (аспирантура – 32, докторантура – 4); – программ дополнительного профессионального образования и повышения квалификации – 23. В университете также осуществляется набор в магистратуру по 9 направлениям. Есть экстернат по 5 специальностям, дистанционное обучение - по 9.