Чем отичается огранка ювелирных изделий

Огранка ювелирных камней.
Огранка ювелирных, в частности, драгоценных камней, производится с целью усиления их декоративных свойств, за счет оптимизации светопреломляющих особенностей кристаллической структуры минералов.
Драгоценные камни начали обрабатывать ещё в глубокой древности. Однако, это были простейшие способы, а именно шлифование и сверление. Первое придавало блеск. Второе давало возможность нанизывать на нить и носить как бусы, ожерелья. Таким образом, вплоть до эпохи Возрождения использовались при изготовлении ювелирных украшений округлые формы.
Впрочем, ещё раньше, греческие и римские мастера применяли технологию глиптики - резьбы по камню. Они создавали искусные камеи (выпуклое изображение) и инталии (утопленное изображение, в основном для перстней-печаток).
В современном понимании, огранка драгоценных камней начала активно развиваться в XIV-XV веках, когда мастера научились использовать оптические свойства драгоценных минералов.
Самая старинная форма огранки – кабошон (от фр. caboch — башка, обойный гвоздь). Это сфероидальная гладкая шлифовка поверхности камня, придающая ему чечевицеобразную, выпукло-вогнутую или выпукло-плоскую форму и позволяющая лучше выявить цвет и внутреннюю фактуру. Такая методика используется для обработки опалов, сердоликов, лунного и солнечного камней, бирюзы, малахита и других, в основном полудрагоценных и поделочных камней.
Более сложной огранкой является лестничная или ступенчатая огранка. При ней как на лицевой (обращенной вверх) так и на тыльной (нижней стороне), наносится различное количество ступенек с расположенными горизонтально рёбрами. При этом, сама форма камня может быть разнообразной, но неизменно, симметричной. Существует множество разновидностей ступенчатой огранки. Наиболее распространенные - клиновидная, когда каждая пара ступенчатых граней превращается в четыре клиновидные грани, и восьмиугольная «изумрудная» огранка, при которой наилучшим образом проявляется цвет камня, его светопреломляющие свойства, «игра».
Для алмазов и других минералов с сильными светопреломляющими свойствами кристаллической структуры применяется преимущественно «бриллиантовая огранка», при которой камень покрывается многочисленными плоскими гранями - фацетами.
При полной бриллиантовой огранке на лицевую (верхнюю) сторону (коронку), на которой расположена площадка (табличка), наносятся три пояса граней таким образом, что на лицевой стороне, вместе с площадкой, располагаются 33 грани, на тыльной стороне (павильоне) находятся 24 грани. Полная бриллиантовая огранка состоит из 57 граней. Полученный бриллиант имеет в плане круглую форму. Однако существуют и более трудоёмкие и дорогие способы огранки. Так, например, «Величественная огранка» - 102 фацета и «Королевская огранка» - 86 фацетов, которые применяется для крупных бриллиантов.
Максимальное сверкание округлого бриллианта достигается при соблюдении точно рассчитанных пропорций граней павильона, обеспечивающих полное внутреннее отражение света. Входящий луч света должен полностью дважды отразиться от тыловых граней на противоположных сторонах камня и выйти из коронки, создавая максимальное сверкание.
Огранки может быть овальной, грушевидной, сердцевидной, каплеобразной (для подвесок) - бриолет, панделок; эллипсовидной - маркиза или челночок, «маслина» или «оливка».
Первый научный трактат «О полировке драгоценных камней», был написан в Европе мастером Теофилом, в 1100 году. В 12-13 вв. в Европе появляются первые шлифовальные машины. В 1456 в Брюгге впервые применен для огранки алмазов алмазный порошок. Бриллиантовая огранка появилась во Франции около 1600 года; до этого времени алмазным порошком лишь полировали естественные грани кристаллов алмаза или покрывали его многочисленными беспорядочно расположенными мелкими гранями. На этой основе древними индийскими мастерами была разработана огранка розой В сходной с этой технике выполнен например знаменитый алмаз «Орлов». В России до 18 в. преобладали кабошоны. Развитие искусства огранки связано с созданием в 1724 Петергофской (по указу Петра I) и в 1774 Екатеринбургской гранильных фабрик.
Огранка драгоценных камней – весьма затратный способ их обработки. Так даже при современных технологиях стачивается в потери от 20 до 50%% массы исходного сырья.
Форма и вид огранки драгоценного камня должны обеспечивать его внешнюю красоту, высокую степень "игры" и блеска. Хорошая огранка наилучшим образом может представить цвет камня, в то время как плохая - привести к тому, что драгоценный камень будет выглядеть слишком темным или слишком светлым. При оценке качества огранки цветного камня отдельно не выделяют дефектность и качество обработки. Продажа ограненных камней например в США с учетом качества огранки производится по следующей классификации (в расчет принимаются пропорции, симметрия и качество):

ЕХ - великолепная,
VG - очень хорошая,
G - хорошая,
F - неплохая,
P - плохая.

Конечная оценка стоимости драгоценных камней после их огранки состоит в определении их массы в каратах, проведении сортировки по размерно-весовым группам и форме огранки, в определении группы цвета и группы дефектности и качества финишной обработки в соответствии с российской отраслевой классификацией или одной из международных классификаций. Оценка проводится экспертами.
Оценка качества огранки драгоценных камней до сих пор остаётся весьма субъективной, равно как и общая оценка камня. Она сводится к определению параметров огранки, задаче, которую геммолог может решить с помощью измерительных устройств. Однако вопрос, насколько бриллиант хорошо огранен, и вопрос, какие у него углы и параметры, это разные вопросы. На практике известны камни, которые имеют “хорошие" параметры с точки зрения существующих систем оценки, но выглядят хуже, чем камни “плохие". Отсюда ясны несовершенства существующих систем оценки огранки и необходимость разработки более правильных подходов к оценке.

http://saveimg.ru/show-image.php?id=43c426465991f12387031ed672f919fd
http://saveimg.ru/show-image.php?id=206504811737fee3a0b107cae9432344

Эти ссылки на бесплатный файлообменник я сделал по рекомендации Администрации сайта.

Извините за то, что я такой нудный. )))

Кстати, у меня ранее была ещё одна статья. "Ювелирные камни" и тоже были проблемы с фотографиями. Давай те я Вам пришлю их в виде ссылок. И скажите, нужно ли продублировать саму эту статью? Или она у Вас уже есть?
Ручная проверка уникальности
 

Похожие материалы по теме