Дмитрий Медведев, президент Российской Федерации, подписал закон о компенсациях за судебные проволочки и за неисполнение решений «в разумные сроки». И уже 4 мая 2010 года федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» вступил в силу.
Некоторые судебные дела до сих пор рассматривались настолько долго, что в народе появились анекдоты на эту тему: Отец горестно вопрошает: «Сынок, твой прадед, дед и я кормились за счет этого процесса, а ты взял и выиграл дело, как мы теперь будем жить?». Как обещают авторы законопроекта, теперь с затягиванием будет покончено. Так раскачается ли неповоротливая российская система правосудия и очистятся ли судейские ряды от низкоквалифицированных и некомпетентных сотрудников?
Олег Елькин,
Вице-президент Адвокатской палаты Кировской области:
- На мой взгляд, этот закон очень правильный, потому что некоторые гражданские дела длятся слишком долго. На нашей практике были гражданские дела, которые продолжались больше семи лет, и в итоге принималось решение, которое не устраивало ни ту, ни другую сторону. Потом они обжаловали это решение в Страсбургском суде. Это что касается гражданских, а по уголовным ситуация обстоит еще хуже. Пока идет следствие и судебный процесс обвиняемый находится уже под арестом в местах лишения свободы. И получается, что лица, еще не признанные виновными, уже отбывают наказание. Поэтому я считаю, что закон правильный и нужный. Но о том, как он будет действовать на практике, я не знаю и думаю, что пока никто об этом сказать не может.
Установили и разумные сроки: если длительность рассмотрения дела превысила 3 года (для уголовного судопроизводства - 4 года) и заявитель ранее обращался с заявлением об ускорении его рассмотрения. Заявление о присуждении компенсации может быть подано в суд или арбитражный суд в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта или до окончания производства по делу, по которому было допущено нарушение.
Сергей Русаков,
Адвокат:
- В целом положительно отношусь к этому закону. На моей практике были сложные дела, связанные с наследством, и рассматривались они год-полтора.
Однако нельзя буквально понимать этот закон – дело рассматривают долго, значит, положены компенсации. Под него подходят не все дела. Вот, например, гражданское право. Возмещение не полагается, если дело рассматривается в суде меньше двух месяцев. Закон этот предусмотрен для иных случаев затягивания дела. Когда, возможно, задержка рассмотрения дела связана с какими-либо нарушениями со стороны суда.
Хотя сейчас в любом случае уже не допускается сильного затягивания дела. Судьи сами стараются сделать это быстрее. Причем такая ситуация начала складываться даже до принятия закона. В настоящий момент судебная система реформируется и приводится в порядок. Например, введен институт помощников. Вот когда я начинал свою практику, в 2002-2003 году, была иная ситуация: дела действительно затягивались и рассматривались очень долго.
Этот новый закон, скорее всего, отразится и на деятельности самих судов. Компенсации в этом случае будут выплачиваться из бюджета, судей за это по голове не погладят. Наличие выплат может сказаться на их премиях и повлечет дисциплинарную ответственность.
Компенсация присуждается судом, арбитражным судом в денежной форме и ее размер определяется исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, длительности нарушения и значимости его последствий для заявителя.
Владимир Мечтаев,
генеральный директор юридической фирмы «Адвокат ФРЕММ»:
– Приходится по роду деятельности сталкиваться с судебными разбирательствами. Не всегда проволочка вызвана недостатками в работе суда ― в большинстве случаев она случается из-за сложности дела, большого числа участников, необходимости проводить экспертизы. Часто одна из сторон искусственно затягивает разбирательство.
Идеи, заложенные в закон, правильные и актуальные. Скорее всего, одним из поводов для его принятия послужила негативная статистика рассмотрения дел Европейским судом по правам человека, где подавляющее большинство обращений наших граждан заканчивается взысканием с РФ компенсации за затяжку судопроизводства. Как будет работать закон? Нужно посмотреть.
Может быть, и никак, поскольку с вопросом о разумности срока разбирательства нужно будет обращаться в тот же суд, который и допустил проволочку. Психологически судье может быть сложно признать действия своего коллеги «неразумными» и присудить за это компенсацию из бюджета. При определении ее размера закон рекомендует учитывать практику Европейского суда по правам человека ― необычная для нас норма. Интересно посмотреть, как суды будут ее применять.
Принятие этого документа стало необходимостью после того, как Европейский суд по правам человека потребовал создать эффективное средство правовой защиты в связи с выявленными системными нарушениями, выражающимися в несоблюдении разумных сроков судопроизводства и исполнения судебных актов. По новому закону, гражданин может обратиться с заявлением о получении компенсации, если затягивание судопроизводства или исполнения судебного акта привело к неблагоприятным для него последствиям.
Россияне получили доступ в Страсбургский суд 11 лет назад (Россия ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 5 мая 1998 г.). В последние несколько лет, прямо скажем, наши сограждане стали активнее пользоваться своим правом обращаться туда за справедливостью, и европейское правосудие становится для России все накладнее. При этом жалобы в Европейский суд, по которым граждане отсуживают у России компенсации, и зачастую довольно внушительные, в основном как раз и касаются нарушения прав, которые гарантированы статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, на рассмотрение судебных дел «в разумные сроки».
Михаил Пескишев,
Директор ООО «Байкал-Сервис Киров»:
- К счастью, наша компания не доводила дело до суда. Мы предоставляем услуги по перевозке грузов, и бывают различные спорные моменты. Например, когда клиент может быть недоволен и требует от нас возмещения каких-либо денежных средств, причем по большей части необоснованно. Тогда мы пытаемся урегулировать все подобные спорные моменты мирным путем – ведем переговоры. И чаще всего удается найти компромисс. Но у нас было одно обращение в суд. К счастью, все удалось разрешить до судебного процесса.
Анатолий Сидоров,
Руководитель, Индивидуальный предприниматель (ИП Сидоров):
- Нашей организации судиться, в принципе, не приходилось. Один раз была необходимость, но мы с адвокатом посоветовались и решили дело миром. Но по идее любые судебные издержки должны возвращаться человеку обратно, тем более, если он в итоге оказался прав.
Возмещение ущерба за нарушение разумного срока судопроизводства выплачиваются за счет средств федерального бюджета, а за нарушение разумного срока исполнения судебных актов - за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ или местного бюджета. Исполнение судебных решений о присуждении компенсации за затягивание судопроизводства возложено на министерство финансов РФ. Кроме того, предусматривается, что заявления о присуждении компенсации подаются в суд общей юрисдикции либо в арбитражный суд.
Олег Туйнас,
Соучредитель «Беркут-авто»:
- Я, к сожалению, пока не знаю, что из себя представляют разумные сроки для наших законодателей. Но у меня было несколько дел, которые тянулись в течение трех лет. Проводились десятки заседаний, они слушания постоянно откладывались: судьи уходили в отпуска, были на больничном, не являлся кто-то из участников. И все это делает судебную систему крайне неэффективной. Мало того, что она не особо правильная, так и не скорая.
Судов на моей практике было много: часть я проиграл, но две трети точно выиграл. Когда я иду в суд, то просчитываю свои возможности. Вот только или у нас в городе так сложилось, или в России менталитет такой. Многие идут в суд, считают, что они правы и начинают судиться с нами. Но там давят не на правовые нормы, а на эмоции и какую-то высшую справедливость. А в итоге получают только слезы, обиды, уходят из здания суда с чувством, что их не поняли и не оценили. Как говорили Ильф и Петров: «Человек, хоть раз попавший в судебные коридоры, навсегда остается обиженным».
Было такое исследование «10 способов разрешить конфликтную ситуацию». Суд там стоит на последнем месте как самый небыстрый метод, причем обычно обе стороны остаются неудовлетворенны. Для меня суд вообще идет как крайняя мера.
А что касается судебной реформы, могу сказать, что у нас ее реформы просто не может быть. Это сложившаяся система, и она устраивает как чиновников, так и судебных служащих. Такая система сама себя реформировать не может.
Антон Иванов,
Глава Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ:
- Нам необходимо повысить оперативность арбитражей, и мы внесли несколько предложений. Так, чтобы разгрузить подведомственные суды, можно обратиться к зарубежной практике, где нормальным считается приглашение временных дополнительных судей в помощь действующему судейскому корпусу. А волну исков, затопившую в посткризисное время некоторые российские арбитражи, можно разбить с помощью передачи отдельных дел в другие, менее занятые суды в регионах.
Также к нововведениям, предлагаемым Ивановым, относится возможность приостановления отставки судей и получение выходного пособия без ухода с поста.
Между тем, Иванов рассказал агентству «РИА Новости» и о другой беде, неожиданно ставшей препятствием в осуществлении судопроизводства. Реорганизация ФГУП «Почта России», имеющая множество положительного для самого предприятия, обернулась для арбитражей досадным камнем преткновения между ними и участниками процессов.
По словам Иванова, уже сейчас система арбитражных судов из-за роста почтовых тарифов потратила все деньги, выделенные на весь 2010 год на расходы по отправлению повесток и бумаг. Причем, как утверждает глава ВАС РФ, обратно пропорционально скачку тарифов снизилась скорость доставки сообщений. Как функционировать в таком режиме судам дальнейшие полгода — не очень понятно, потому что после принятия соответствующего закона о компенсации за затягивание рассмотрений дел их автоматически можно будет постоянно штрафовать за то, с чем, по сути, не справляется почта.
Президент подписал также сопутствующий закон, который вносит изменения в Бюджетный, Уголовно-процессуальный, Арбитражный процессуальный, Гражданский процессуальный, Налоговый кодексы и Кодекс об административных нарушениях РФ. Он устанавливает порядок подачи заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство и исполнение судебного акта в разумный срок, а также порядок рассмотрения судами общей юрисдикции и арбитражными судами этой категории дел.