Антон Русских: Никому не нужна правда

 Не так давно все вас знали, как успешного предпринимателя. Что случилось, как вы попали в когорту опальных бизнесменов?

Имя Антона Русских еще недавно не сходило с полос газет и уст кировчан. Директор «Европейского», экс-руководитель «Молодой гвардии»... скандальный 32-летний предприниматель. Теперь он вне политики. Вне закулисных игр. Но еще помнит много «интересного».

 Кто вам сказал, что я опальный? Я такой же, как и все. Проблема только в том, что в нашем городе нельзя совмещать бизнес и политику. Я попытался, и видите, что получилось. В России честной политикой могут заниматься только люди, которым нечего терять, либо готовые все потерять. И сейчас никакой опалы нет, потому что нет никакой политики.

 О вас говорили, как о борце с властным тоталитаризмом. Легенды практически складывали. Получается, на сегодняшний день линия борьбы перечеркнута?

Какие легенды? Я и группа молодых, энергичных людей создали в Кирове отделение «Молодой Гвардии», которое пыталось честно говорить о волнующих проблемах, вот и все. Мы что думали, то и говорили. Так поступает любой нормальный человек. И несмотря на то что из «Гвардии» я ушел, моя позиция по многим вопросам не изменилась — как думал, так и продолжаю думать. На что-то я и вовсе стал смотреть жестче. Однако теперь я не вижу смысла говорить на эти вещи публично, полгода уже как вне политики. Организация живет своей жизнью (или не живет, не знаю). Все что мог сделать я для нее, я сделал.

 Есть смысл продолжать тему «Молодой гвардии» или предпочтете отмолчаться?

Что значит отмолчаться? Что знаю, то расскажу. Вспомним осень прошлого года. Сложно забыть демонстрантов перед зданием правительства с лозунгами против Никиты Белых. Что вообще за маскарад там был?

Не знаю. Я там не был. Но насколько я могу судить, приехала группа молодых людей из других регионов и устроила митинг. Они, видно, у себя боятся митинги проводить, вот и приехали к нам. Решили, что должны вятскому народу «помочь». Решили, что люди, не проживающие в нашем регионе, могут давать оценку деятельности Белых? Они решили за нас, как нам жить? Хорош ли Белых, плох ли Белых — не им это решать, он наш губернатор. На мой взгляд, это «представление» выглядело очень глупо.

Вы себе позволяли такие вылазки?

Мы не позволяли себе вещей, за которые нам было бы стыдно. На протяжении тех лет, пока я возглавлял «Молодую гвардию», ничего подобного не встречал.

Пару месяцев назад ваши бывшие подопечные вновь отличились. Заявили, что настоящая «Молодая гвардия» - это «Молодая гвардия» Антона Русских. Такая верность. Или попросту сегодня в рядах разброд.

Сейчас только ленивый себя не называет «Молодой гвардией». И что значит «Молодая гвардия» Антона Русских? Нет такой организации. Есть КРО «Молодая гвардия», к которой я не имею сейчас никакого отношения. И в этой организации, как в любой другой, а тем более в молодежной, порой существуют противоположные видения ситуаций. У каждой стороны свои доводы, мнения. Некоторые слюной брызжут, доказывая свою правоту. Я вышел из игры, ушел по собственной воле, никто меня к этому не принуждал. Что сегодня? Организации практически нет, осталось лишь юридическое воплощение некогда сильного молодежного движения. Что с ней будет дальше, я не знаю. Это зависит от тех молодых людей, которые ее возглавят.

Получается, вы ушли и организация разваливается?

Значит, в Кирове «Молодая гвардия» кроме меня никому не была нужна.

От темы «Гвардии» к теме власти. Однажды в интервью нашей газете высокопоставленный чиновник из горадминистрации заявил, что Антон Русских «кошмарит» власть. Чем же вам так удавалось пугать бесстрашный чиновничий аппарат?

Не знаю, этот вопрос надо задать тому, кого я так напугал.

Разговор, как вы догадались, зашел тогда об «Европейском».

Я вам отвечу так. Назовите мне хотя бы один муниципальный объект, который приносил бы те же деньги, какие приносит «Европейский»? Имею ввиду дохода в казну города. Нет таких примеров. Мы взяли в аренду, мягко говоря, не лучшее муниципальное помещение, превратив его спустя пару лет в современный торговый центр. Пусть другие что-то подобное попытаются сделать с городским имуществом.

Так что на счет «кошмаров»?

История давняя. Каждый из нас поступает, как ему позволяет совесть. И за все это потом нам нужно отвечать: перед собой, законом, Богом. Пройдет время и Господь нас рассудит. А сейчас ни осуждать, ни обвинять, ни комментировать эти вещи я не хочу.

Получается, противостояние между Русских и мэрией завершилось не в вашу пользу...

А как вы определили победителя?

Газеты местные читаю. Мягко говоря, вас выставили в роли проигравшего.

В любом конфликте страдают обе стороны. Я далек от мысли делать оценки в плане проиграл-выиграл. Говорю объективно, в ситуации с «Европейским» нет победителя. Думаю, произошло так, как произошло.

Не так давно слух прошел, якобы вы в другой город перебираться думаете.

Да, есть такие мысли. Давно об этом мечтаю.

И когда это случится?

Желание уехать было и остается до сих пор. Но не всегда наши желания совпадают с возможностями. В силу недавних уголовных процессов, до сегодняшнего дня я уехать не мог. Сегодня расследование закончилось, поэтому в городе ничто меня не держит. Однако есть небольшие технические сложности... Как только, так сразу.

Чем вас вообще Вятка держит? Я думал, что для людей с таким широким, как бы это выразится, внутренним миром, наш город слишком «узок».

В последний год мы много говорим о том, что кировчане предвзято относятся к своему городу. Не берегут его. Это нужно менять в каждом из нас. Мне не «узко» на Вятке, мне здесь очень комфортно. Если брать в расчет мировые мерки, то Киров — не маленький город, здесь можно жить, развиваться. Посмотрите по сторонам: в городе немало красивых зданий, парков. Нам лишь нужно больше любить свой город и стараться делать его чище и уютнее.

Вам нравится, как Киров развивается? Не слишком ли здорова пропасть между нами и ими (имею в виду более успешные регионы)?

Много где бывал — много где не лучше. Пропасть заметна лишь в том случае, если сравнивать нас с Москвой и Питером. Но не стоит, нам никогда в столицу не превратиться. Конечно, к идеалу нужно стремиться, но идеал должен быть реальным. Ко мне часто друзья приезжают и говорят, что им нравится Киров. Он уютный, компактный, колоритный. Нам самим нужно начать хорошо к городу относиться, тогда многое изменится в лучшую сторону.

Ваше имя как-то резко ушло с полос кировских газет. Любите тишину?

Перестали заказывать. А мои комментарии не нужны. Да, я люблю тишину.

Считаете, малозаметность и не публичность положительно влияют на ведение бизнеса? Обычно все гонятся за «печатной» популярностью.

Я вообще не считаю, что публичность и бизнес как-то между собой связаны. Однозначно лишь могу сказать, что политика вредна для бизнеса (за редким каким-нибудь исключением). Кто-то публичность использует как возможность прорекламировать себя. Это одно, и допустимо. А совмещение предпринимательства и политики порой приводит к непредсказуемым последствиям. Бывает и так: добиваясь высот в бизнесе, хочется заняться более глобальными и сложными вещами. Поэтому некоторые и предпочитают пролазить «вверх». Но абсолютно точно и небезосновательно политика считается грязным делом. Хотя кому-то и дает какие-то преференции.

Но бывает и «грязный» бизнес.

Еще как бывает. Что в политике, что в бизнесе — все зависит от людей, задействованных в процессе.

А кировский бизнес и политика — чистые или грязные?

Бизнес есть всякий. А политики в Кирове нет. Ну да, есть у нас в регионе партии, элиты, еще кое-что. Но не более. Это не политика, это местечковость. Кто-то из местных «политиков» довольно неплох и честен, а о ком-то можно сказать противоположное. Не буду на фамилии переходить. Но согласитесь, несправедливо думать, что вся власть состоит из аферистов и мошенников, есть и вполне благонадежные люди.

Вот вы сейчас говорите, что политика плохо влияет на бизнес. Странно, буквально недавно совмещали то и другое.

Я и ряд единомышленников в то время посчитали, что не готовы мириться с «неправильными процессами». Мы же во власть не рвались, лишь пытались активно высказать собственную позицию. Говорили так, как думали, и не «на кухне», а на public, в СМИ. Хотели быть услышанными. Это нормальные правила гражданского общества, а это начал воспринимать это «в штыки».

Вас слышали?

Не знаю. Вопрос не ко мне.

Политические амбиции у вас еще остались?

Нет, больше не намерен в этом участвовать. На мой взгляд, в области на сегодняшний день есть и без меня молодежь, готовая и стремящаяся активно включиться в диалог с властью. И помогать ей. Им жить в этом городе и они это хорошо понимают. Значит, они будут делать все, чтобы жить здесь было приятнее и комфортнее.

Сейчас задам вопрос, который может показаться банальным для вас, но мне и, думаю, нашим читателям он интересен. Антон Русских в «Единой России», ваш брат Дмитрий Русских – «коммунист». Вас по жизни вражда сопровождала или политику и «дела семейные» не смешиваете?

Вражда — слово не совсем правильное. Все люди разные, каждый думает так, как ему угодно. И у нас с Дмитрием похожая ситуация: он убежден в одном, я — в другом. Мы с ним смотрим на политические, идеологические (и какие-то еще) вещи под собственным углом. Наше с ним отличие еще и в том, что Дмитрий остался в политике, а я ушел. «В семье» мы не дискутируем на эти темы, вообще стараемся избегать подобных разговоров.

И вы, и Дмитрий – вполне успешные бизнесмены. По жизни помогали друг другу или же каждый шел своей тропой?

А что вы понимаете под «успехом»?

Та же карьера, имя, хорошая работа, материальное благосостояние.

Да, я и мой брат трудоустроены, имеем то количество денег, которое позволяет жить нам и нашим семьям. Но этим в Кирове может похвастаться немалое количество людей. А понятие «имени», думаю, не всегда является критерием успешности. Что есть успех? Я знаю очень много успешных людей, которые не имеют дорогих машин, домов и часов, которые малоизвестны для публики. Но они действительно успешны, считают себя таковыми. Главное — это не внешнее проявление, а внутренне содержание. Только в России все стремятся стать олигархами, а во всем разумном мире люди занимаются вещами, которые доставляют им удовольствие. И я не стремлюсь стать Абрамовичем, не планирую лететь в космос. Каждый самостоятельно для себя определяет планку комфортности и успешности. К примеру, в вашей газете есть рейтинг упоминаний известных людей в СМИ. Разве все они успешны. Может быть, и да, но не обязательно.

Позиция ясна, но конкретнее о вас: считаете себя успешным или нет?

У меня есть все, что нужно мне для счастья. Значит, ответ «да»

Несмотря на свой молодой возраст, бизнес вы начинали в девяностых. Минуло время «больших возможностей». Сегодня царит «закон и порядок». На ваш взгляд, этот порядок не чрезмерен?

Так, минутку, а что вы подразумеваете под возможностями? Это за бесплатно забрать завод и продать его? Наворовать? Это нельзя назвать возможностью. Возможность — это когда человек за счет своих идей и образования строит современный, инновационный бизнес. В России вообще сложность с этим. Мы как-то не так воспринимаем новое, не готовы к нему. Продолжаем работать по старым правилам. Продолжаем учиться на экономистов и юристов, что, к сожалению, не придает нашей стране больших возможностей. Хотя именно сегодня у России есть шансы, чтобы реализовать упущенное. А что касается чрезмерности и не чрезмерности порядка, то сегодня он именно такой, каким и должен быть.

Мы задели уже ставшую пресловутой тему. На ваш взгляд, насколько способна страна к столько необходимой глубокой модернизации?

Можно долго говорить о деморализованности нашего общества, спаивании молодого поколения. Однако молодежь во всем мире одинакова, она для того и молодежь, чтобы веселиться. После «развеселого» периода должна следовать фаза взросления, когда молодой человек выстраивает свои жизненные приоритеты. Вот здесь кроется вся разница между Россией и Западом: там практически каждый школьник знает, чем займется во взрослой жизни, а у нас... У нас такого понимания, к сожалению, пока нет. Но все же, на мой взгляд, ситуация в последнее время меняется в лучшую сторону. И именно благодаря «умнеющему» молодому поколению страна будет способна на какой-то рывок. Модернизировать, в первую очередь, нужно людей. Тем более, в этом случае важна позиция властей, без их воли мало что может получиться.

На власть вообще многие пеняют, особенно те же самые предприниматели. В чем проблема, бизнес не желает соответствовать нормам или проблема во властях, перегибающих палку?

У бизнеса должна болеть голова не о том, как соответствовать и подчиняться воле власти, а о производстве. И я много знаю предпринимателей, которые никак не пересекаются с властями, их более заботят, к примеру, проблемы выдачи заработной платы. Сложно лишь тем, кто думает не о бизнесе, а о чем-то другом.

Можно к вашему примеру вернуться. У вас же были проблемы во взаимоотношении с властями.

Хороший пример. Мой бизнес кому-то показался лакомым куском, захотели его оттяпать. К счастью, у них пока не получилось этого сделать. Если руководитель будет грамотно выстраивать свой бизнес, то ему никакая власть не страшна.

Досье

Антон Михайлович Русских, директор ТД «Европейский»

Дата и место рождения: 23.12.1977 год, город Киров.

Образование: высшее, окончил Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей и экономики.

Карьера: всю жизнь работаю на себя.

Увлечения: коллекционирую картины вятских художников.

Семейное положение: женат, есть дочь.

Любимая литература: книги не читаю уже давно. Активно пользуюсь Интернетом, откуда черпаю основную массу информации.

Любимая музыка: разные жанры, разные направления, «всеяден»: от классики до «попсы».

Жизненное кредо: слова Соломона «все пройдет».

Беседовал

Григорий Холкин

kholkin@bnkirov.ru

Похожие материалы по теме

Профессор МГУ Вячеслав Дубынин — об эмпатии, детских травмах и нейродегенерации

Всегда ли в проблемах поведения ребёнка имеет смысл винить родителей? Почему одни люди более чувствительны к событиям? Подробности — в интервью с российским нейрофизиологом и доктором биологических наук.

Астроном Владимир Сурдин — о конце света, встрече со Стивеном Хокингом и хороших фильмах

С какими астрономическими мифами и стереотипами ему приходится сталкиваться? Вырос ли интерес к астрономии в последние годы? Об этом и не только — рассказываем в нашем интервью.