В конце 80-х – начале 90-х в России стали осваивать западные педагогические системы. По одной из них – педагогике Монтессори – в разных: Об основных принципах системы в интервью с Мариной Масленниковой, заместителем директора по организационным вопросам центра развития

Вы работаете по педагогической системе Марии Монтессори. Расскажите, в чем заключается идея воспитания и специфика работы?

В конце 80-х – начале 90-х в России стали осваивать западные педагогические системы. По одной из них – педагогике Монтессори – в разных городах страны сегодня работают десятки центров. Об основных принципах системы в интервью с Мариной Масленниковой, заместителем директора по организационным вопросам центра развития ребенка «Монтессори»

Уникальная система воспитания.  В России она существует не так давно. Система очень распространена и популярна. В наше время родителям нужны гениальные и талантливые дети.  Все наши типовые программы  настроены на  то, чтобы дети были одного возраста, несмотря на их темперамент, особенности развития. Воспитателю так легче. А работать  по системе Монтессори нелегко, потому что все дети разного возраста.  Каждому нужно сказать так, чтобы он понял и выполнил то, что от него просят. Нужно провести хорошую диагностику ребенка и понять, как ребенок может воспринять  себя. А главное, чтобы он получил удовольствие от своих открытий. Важно поддержать успешность ребенка, и  тогда ребенок с удовольствием пойдет в школу. Ведь только успешные люди уверены в  себе.  Мы не сравниваем детей друг с другом. Для нас каждый ребенок индивидуален и уникален. У него есть свои открытия и успехи. Главная цель системы - развитие индивидуальных и гениальных способностей в каждом ребенке.

Как адаптировалась Монтессори-педагогика на нашей почве?

О системе Монтессори мало кто слышал, даже в административных структурах области. Поэтому говорить об адаптации пока рано. Полвека назад, в России, в угоду идеям поголовного коллективизма, сады Монтессори были запрещены и закрыты. В Испании они также были запрещены, а в фашистской Германии и Италии они были разгромлены воинствующими национал-социалистами.

Вот мы приходим первый раз в группу, и какие отличия мы сразу заметим?

Мы увидим, что эта группа разновозрастная с различными традициями.  Каждого ребенка принимают как гостя, которому во всем помогают, потому что чаще всего ребенок приходит в более раннем возрасте. А за ним ухаживают дети более старшего возраста, поэтому у нас нет драк и  конкуренции между детьми. Группа для ребенка – это семья. У нас разрешается не спать в тихий час. Если он не хочет, то мы предложим ему сходить почитать или порисовать. Он выберет  то занятие, которое ему по душе.

Расскажите как проходит процесс обучения?

У нас  единственных в Кирове есть специальный  материал системы Монтессори. Они соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка по уровню ясности, структуре и логической последовательности.   Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, выявления дарований, воспитания умения владеть собой и формирования отношения к миру, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов. В школе, например, учитель все объясняет на словах. В лучшем  случае, он что-то запишет на доске. А наш ребенок с двух лет знает, что такое единица, потрогав золотой  материал -  бусинку.  Для  ребенка математика – это игра, потому что он тактильно  может  опробовать  любой  материал. Точно так же сенсорная зона, где есть  цветовые таблички.  Вот мы говорим оранжевый, голубой, синий, а ведь  оттенков этих цветов очень много. Ребенок может их воспринять в раннем возрасте. Если взрослому сказать найти подобное в цветовой гамме, он испытает огромное затруднение. А у детей все  заложено природой, надо только развить  в нем это. Ребенок тонко чувствует все оттенки цветов, запахи,  а органы  чувств у него подвижны.

 Что удивляет детей, пришедших после обычного детсада?

Мы таких детей очень любим, их все удивляет. Они приходят  как в рай: детей меньше, отношение другое, нет командной формы обращения, да и  условия лучше.

Педагогика Монтессори дошкольная. Как же дети адаптируются в обычной школе?

Если ребенок будет трудиться, у него все получится. Мария Монтессори говорила, что только тот человек  поистине свободен, который все умеет делать. Мы  готовим ребенка к самостоятельной жизни. Он  должен уметь готовить, стирать, чистить обувь.  Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, мы даем ему возможность контроля над ошибками. Ребенок должен уметь сам находить свои ошибки и исправлять их. Если ошибка возникла, он устраняет ее, и нарушенный порядок восстанавливается. Это приучает к точности и деловитости. Поэтому и в школе ему будет легко, главное, чтобы он этого захотел.

Кого берут в педагоги Вашего центра? Где обучаются воспитатели, чтобы работать по методу Монтессори?

В России нет специального образования, недостаточно простого педагогического.  К нам приезжали немцы. Мы обучались у Марии Рот из Мюнхена. У нас  были сессии,  она приезжала к нам экзамены принимала. Наши  воспитатели имеет международную квалификацию.   В группе у нас работают по три педагога, один из которых Монтессори-педагог, а двум другим вообще не обязательно иметь специальное образование.

Любого ли ребенка возьмете? И допустим ли избирательный подбор программы, то есть не всю систему отрабатывать, а только некоторые положения?

Конечно, мы возьмем любого ребенка. Ведь ребенок должен развиваться во всех зонах развития. Но  у каждого ребенка свой темп развития, например, кто-то быстрее соображает в математике, а кто-то  в душе  настоящий гуманитарий. Если он не хочет  заниматься математикой, мы просто его способности доведем  до определенного уровня. А потом будем развивать талант в другой сфере. Какую-то зону мы не можем выкинуть из программы. Здесь важно все. И у нас не бывает такого, чтобы дети ничем не интересовались. Знаете, как бывает? Приходит ребенок из другого детского сада,  он наблюдает за всеми, до тех пор, пока у него не появится интерес. Дальше он уже самостоятельно работаети  продвигается до  определенного уровня.   А если он требует дальше, мы предлагаем уже материал посложнее. 

Какие дополнительные услуги вы можете предложить?

Мы работаем в субботу и в воскресенье. Кроме того, у нас есть летний лагерь для детей с 1 по 4 класс. Мы также принимаем детей тогда, когда детские сады уже закрываются. У нас есть оздоровительные услуги и студия развития, которые работают и в субботу, а в ближайшем времени работать начнем и по воскресеньям. 

 А может ли быть побочный эффект от нестандартных методов воспитания?

Нет  побочных эффектов, просто не все учителя готовы принять ребенка, воспитанного по системе Монтессори. Он не привык к авторитарной системе общения. Наш ребенок может прийти прижаться, погладить учителя, общаться на равных. А если  его не воспринимают таким какой он есть, не дадут волю его чувств, ему  может стать  от этого плохо. Я помню,  у нас был такой случай, когда мы повели детей в школу. Наш ребенок решил пробежаться по коридору как раз в тот момент, когда уборщица мыла полы. Она на него  закричала. Он немного растерялся, а потом попросил прощения за свое поведение. На что ему женщина ответила: «Вот какой умный,а я таких и не видала». 

Как вы диагностируете результат?

Мы тестируем ребенка в начале и середине каждого учебного года. Кроме того, в мае мы собираем медико-педагогический консилиум. Все вместе мы обсуждаем  успехи и результаты каждого ребенка. Ставим в известность родителей, и если  возникают какие-то проблемы, вместе думаем, что можем дать ребенку в этот период времени.

 Что интересного Ваш центр может предложить для родителей, пока ребенок "развивается" и "оздоровляется" (если родители не вместе с детьми) ?

У нас есть сенсорная комната, где родитель может посидеть с психологом и обсудить все свои проблемы. Даже  если у него есть остеохондроз, мы и это можем полечить, у нас есть замечательный  музыкальный мерцающий бассейн и диван, который лечит любые заболевания. И ведь всегда  беседа с психологом не станет лишней. У нас есть школа для беременных. В планах у нас есть  детское кафе, где ребенок смог бы посмотреть фильмы.

Придерживается ли Ваш центр гибкой ценовой политики, например, если центр посещают несколько детей из одной семьи, будут ли им скидки?

Пока нет, но планируем.

Монтессори изначально начала работать с детьми с ограниченными возможностями. Почему система теперь применяется в воспитании здоровых детей?

Монтессори  была  первым врачом- женщиной  в Италии. Она стала заниматься с детьми как врач. В основном она учила умственно-отсталых детей. И когда ее дети на олимпиаде,  среди третьих классов,  обошли по результатам здоровых детей, она поняла, что если смогла сделать так много для таких детей, почему бы не помочь здоровым детям. Позже она создала свою методику и параллельно получила образование физиолога.

Чем в своем центре Вы гордитесь больше всего?

Коллективом, добрыми и понимающими педагогами. Нет у нас  работников. У  нас есть семья.

Похожие материалы по теме

Профессор МГУ Вячеслав Дубынин — об эмпатии, детских травмах и нейродегенерации

Всегда ли в проблемах поведения ребёнка имеет смысл винить родителей? Почему одни люди более чувствительны к событиям? Подробности — в интервью с российским нейрофизиологом и доктором биологических наук.

Астроном Владимир Сурдин — о конце света, встрече со Стивеном Хокингом и хороших фильмах

С какими астрономическими мифами и стереотипами ему приходится сталкиваться? Вырос ли интерес к астрономии в последние годы? Об этом и не только — рассказываем в нашем интервью.