4 новых экспоната появились в коллекции Вятского художественного музея. Все они – тактильные копии картин и предметов из постоянных экспозиций музея. Их главное предназначение – сделать музей более открытым для слабовидящих и незрячих посетителей.
Пополнение коллекции случилось благодаря победе Вятского художественного музея в конкурсе благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Среди прочего, фонд помогает учреждениям культуры и искусства по всей стране стать более доступными для населения с нарушением зрения. Для этого действует программа «Особый взгляд». Название конкурса: «Создание тактильных копий музейных экспонатов».
«Это очень небольшая экспозиция, но очень важная для нас. Сотрудники нашего музея выбрали 4 экспоната для создания тактильных копий, — сказала Наталья Клементьева, учёный секретарь Вятского художественного музея, кандидат культурологии, председатель регионального отделения «Ассоциация искусствоведов». — Категория посетителей слепых и слабовидящих всегда была для нас желанной, но очень непростой, потому что в художественном музее нельзя ничего трогать руками. Когда у нас появилась возможность поучаствовать в конкурсе благотворительного фонда, мы не упустили её. Мы только начинаем входить в эту историю. Может быть, осторожными шагами, но я надеюсь, что дальше будет больше».
Наталья Климентьева подчеркнула, что выбранные экспонаты для создания тактильных копий, имеют большое значение не только для музея, но и для региона:
- деревянный крест XVI века, связанный с битвой между жителями Хлынова и устюжанами;
- дымковская игрушка Елизаветы Кошкиной «Няня»;
- картина Виктора Васнецова «Боярышня»;
- картина Аполлинария Васнецова «Московский Кремль».
Как рассказал Владимир Плехов, руководитель программы «Особый взгляд» благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», впереди ещё немало работы, так как одних только тактильных копий недостаточно. Он подтвердил свои слова таким приветствием:
«Здравствуйте, дорогие друзья! Я достаточно высокий молодой человек, 1 метр 86 сантиметров, поэтому если вы выше или ниже, то можете представить какого я роста. Я в классическом сером пиджаке, белой рубашке, бардовом галстуке-бабочке. У меня достаточно округлые черты лица и ярко выраженные скулы...».
Специалист пояснил, что такой приём называется тифлокомментированием.
«Это та технология, которую мы пропагандируем в программе «Особый взгляд», да и среди нашего общества. Мне кажется, очень важно нам всем взять за основу эти приёмы общения с людьми, особенно с теми, кто полностью лишён возможности видеть нас. Мне кажется, люди всегда хотят понимать, как выглядит человек, как выглядит пространство, в котором они находятся. Эти люди, как и все мы, так же хотят посещать культурные учреждения, театры, музеи», — сказал Владимир Плехов.
Он также отметил, что все тактильные экспонаты займут места рядом с оригиналами:
«Законы инклюзии заключаются в том, что мы не разделяем людей по нозологии, особенностям восприятия. Задача в том, чтобы человек мог взять своего зрячего друга и сходить в музей. Зрячий человек воспринимает экспозицию зрением, а незрячий может прикоснуться и тактильно понять форму предмета. Очень важно использовать тифлоописание. Очень важно, чтобы музей был настроен дружелюбно к незрячим посетителям».
По его словам, существует большое количество инструментов наряду с тифлоописанием, которые позволят слабовидящим и незрячим посетителям получить больше информации о произведениях искусства. Например, рядом с портретами можно разложить куски тканей, из которых сделана одежда героя; или положить настоящие фрукты рядом с тактильной копией натюрморта.
Информацию о таких приёмах и многом другом специалисты фонда изложили в виде пособия, которое поможет сделать музей доступнее, начиная от входной двери.
«Без тифлокомментария, без исторического экскурса в произведение, которое вы трогаете, копия абсолютно не представляет цельности», — подытожил Владимир Плехов.
Также он добавил: «Мы очень рады, что стоим у истоков процесса, при котором Вятский художественный музей с каждым годом становится всё более инклюзивным и доступным».
Экспонаты созданы в мастерской тактильных макетов Михаила и Ольги Шу.