В Кирове под землей начал ездить робот

Его дорога — трубопровод. Что робот там делает?

Подготовка к новому отопительному сезону в Кирове началась сразу после завершения сезона 2021-2022 годов. Работы традиционные: плановый и аварийный ремонт, реконструкция и строительство новых участков, гидравлические испытания. Но есть и новшества. Так, в настоящее время в круглосуточном режиме в Кирове работает робот. Его задача — диагностика состояния определённых участков тепловых сетей.

«В 2021 году мы успешно опробовали метод трубной диагностики на порядка 1600 метров [трубопроводов] на улице Некрасова, Щорса, Екатерины Кочкиной. Данный метод позволил на выявить порядка 130 аномальных зон на трубопроводах тепловых сетей, на которых в ближайшем будущем могли бы развиться дефекты. Так же выявили аномальную зону на улице Некрасова, которую в кратчайшие сроки устранили. Это позволило предотвратить утечку теплоносителя в отопительный период 2021-2022 годов. В этом году в планах провести внутритрубную диагностику порядка 1700 метров трубопроводов на улице Воровского, Менделеева и Блюхера», — рассказал Дмитрий Мельчаков, начальник отдела диагностики кировских тепловых сетей ПАО «Т Плюс».

Дмитрий Васильевич пояснил, что участки для диагностики выбираются на основе срока эксплуатации трубопроводов и с учётом возможности возникновения дефектов. Немалую роль играет и месторасположения трубопроводов: если на участке сложно проводить раскопки в отопительный период, то проще «заглянуть» в трубу изнутри и убедиться у отсутствии аномальных зон и дефектов. При их наличии — провести ремонт летом.

По его словам, внутритрубная диагностика позволяет с точностью до метра выявить место дефекта в отличие от гидравлических испытаний. Но гидравлические испытания не теряют своей актуальности.

«Гидравлические испытания дефект могут не раскрыть, а робот заблаговременно делает ориентировочный прогноз по годам, который показывает, когда может произойти утечка», — пояснил Дмитрий Мельчаков.

При роботизированной диагностике используются два метода контроля:

  • визуальный контроль с помощью камеры на борту робота. Средняя скорость — 20 м/ч;
  • контроль с помощью магнитного модуля. После визуального контроля робот возвращается в место погружения, где камеру заменяют на другой модуль. Магнитный метод позволяет оценить остаточную толщину стенки трубопровода. Средняя скорость — порядка 40 м/ч.

От точки погружения робот может удаляться на 300 метров в каждую сторону. Диаметр обслуживаемого трубопровода — 500 мм и более.

Начальник отдела диагностики Кировских тепловых сетей «Т Плюс» отметил, что операторы в течение суток выдают отчёт по внутритрубной диагностике. Если выявляются срочные аномальные зоны, то об этом оперативно сообщается в отдел эксплуатации. Таким образом, сразу после окончания работ по диагностике на дефектном участке трубопровода может начаться ремонт.

«Мы рассматриваем возможность закупки робота в наш филиал. Для этого мы занимаемся расчётами, изучаем целесообразность», — подытожил Дмитрий Васильевич.

Отметим, что в Кирове работы по диагностике тепловых сетей роботом выполняет подрядная организация, которая является разработчиком метода и оборудования. Всего в наличии у бригады два робота для разных диаметров труб.

«На камерах мы можем видеть состояние трубы изнутри, сквозные дефекты. На дефектограмме мы можем измерить остаточную толщину и по ней определить оставшийся срок службы трубы. На роботе 5 камер: спереди, сзади, камера, смотрящая на траки, и камера диагностического модуля с индукционными датчиками. Мы обнаружили дефекты: сквозные повреждения и участки, где остаточная толщина близка к критической — 1-2 миллиметра. На этих участках необходимо провести ремонт, чтобы обеспечить надёжное теплоснабжение в зимний период, — рассказывает Дмитрий Мельник, ведущий инженер отдела внутритрубной диагностики ООО «Газпроект-ДКР». — В целом, на участке трубопровод находится в удовлетворительном состоянии. Достаточно сделать точечный ремонт и теплоснабжение будет надёжным в ближайшие несколько лет».

Специалисты Кировского филиала «Т Плюс» пояснили, что изначальная толщина труб на обследуемом участке — 10 миллиметров, а сам трубопровод уложен в 1974 году. При этом, на нём уже есть обновлённые и отремонтированные участки.

Дмитрий Николаевич добавил, что местоположение дефектов определяется по линейной координате и угловой координате. Робот отображает расстояние от места загрузки и угловую координату. Зная это расстояние мы можем отсчитать необходимую дистанцию и определить место ремонта, пояснил специалист.

«Мы начали плотно работать с этим методом начиная с 2018 года. Но сначала работали в Санкт-Петербурге в 2015-2017 годах. Там мы в основном проводили эксперименты, занимались доводкой технологии, чтобы обеспечить максимальную эффективность. Сейчас наше оборудование приобрели несколько филиалов ПАО «Т Плюс» и своими силами проводят обследования у себя на местах, — рассказал Дмитрий Мельник. — Мы придумали методы и оборудование сами. Наш робот -— полностью отечественная разработка, но некоторые комплектующие — импортные. За рубежом таких задач нет: у них нет такой развитой системы теплоснабжения, нет такого количество труб, нет такой суровой зимы. А для России это актуально».

Похожие материалы по теме