«Наследие Белых», или Что стало со скейт-площадками Кирова

В 2013 году у скейтбордистов и велосипедистов был повод для радости. Наконец-то в нашем городе появились две скейт-площадки. Одна разместилась за филармонией, а вторая - у Цирка.

Тогда открытие площадки у Цирка прошло в торжественной обстановке. Пригласили спортсменов, жителей  города и даже первых лиц области. Перерезать ленточку доверили Никите Юрьевичу Белых (бывший губернатор Кировской области - прим.ред). Он даже пообщался со спортсменами, пообещав, что когда-нибудь и в областном центре появится свой скейт-парк. 

Прошло уже шесть лет. Власть сменилась, а о скейт-парке уже никто не вспоминает.  Да что уж о скейт-парке говорить, если скейт-площадки города находятся в заброшенном состоянии. Кататься на них не просто не хочется, но и опасно, уверены спортсмены. 

Так в каком состоянии они сейчас находятся и отвечают ли современным запросам экстремалов? На этот вопрос мы попытались ответить, пообщавшись со спортсменами этих направлений. 

С нами беседовали Антон Абатуров, вице-президент Федерации велоспорта Кировской области, организатор фестиваля «Без границ», и Максим Насыро, кировский скейтбордист и сноубордист.

Как появились скейт-площадки в Кирове?

Антон Абатуров: «Сначала кататься было негде – все катались на Театральной площади. В 2010 году в Кирове построили первую площадку у Филармонии. В тот год появился грант, в который могли заявиться все желающие, кто хотел бы благоустроить парк. Выиграла пара ребят, которые и реализовали скейт-площадку: заасфальтировали её и поставили фигуры. Частично проект согласовывали с теми, кто катается, но в итоге построили не то, что все хотели. Я думаю, что это было из-за ограниченной суммы гранта, так как комплекты фигур стоят по-разному и приходилось выбирать из того, на что хватало.

Площадка у цирка появилась в 2013 году. Мы о ней узнали случайно: приехали, а там бетон заливают. Рабочие сами не знали, что делают: нам показали картинку вида сверху на площадку и спрашивали нас, что здесь будет. В тот же год состоялось открытие: был губернатор, были небольшие соревнования с призами, участвовали и велосипедисты, и скейтбордисты. Помимо этих площадок, есть ещё несколько маленьких, которые раскиданы по всему городу, и одна в Нововятске».

В каком сейчас состоянии скейт-площадки в Кирове? Безопасны ли они?

Антон Абатуров: «У нас две основных площадки: у филармонии и у цирка. Первая площадка наиболее старая, ей скоро будет 10 лет. Основная проблема площадок – время. Площадки изношены, ребята уже сами что-то делали, латали, местами меняли фанеру, подваривали фигуры. Несколько раз ремонт проводился с участием администрации города. На площадке у цирка мы тоже делали ремонт: меняли сломанные металлические конструкции, материал предоставила администрация. Они ежегодно красят фигуры, и это основное обслуживание площадок. Но иногда рабочие красят то, что не надо, например, трубы, на которых делаются трюки со скольжением. Тем, кто катается, это не очень нравится».

Максим Насыро: «Состояние скейт-площадок оставляет желать лучшего. Асфальта, который там есть, хватит максимум на два сезона. Фигуры уже дырявые в некоторых местах, что создаёт риск падений. Всё дело в покрытии: если его нет, то и площадка уже не функционирует. Если велосипедисты ещё могут кататься на своих больших колёсах, то для скейтбордов нужно идеальное покрытие. Обычно в скейт-парках асфальт кладётся на несколько лет, а у нас на площадках он не менялся ни разу.

На скейт-площадке у филармонии я уже не катаюсь несколько лет, потому что там асфальтовое покрытие давно стало арахисом. У цирка асфальт ещё год, может, будет лежать, и всё, там будет такая же история. Ещё там нет освещения.

Кстати, в Ижевске есть большой бетонный скейтпарк, который построили на деньги инвесторов. Это говорит о том, что такие проекты вполне реальны даже для таких небольших городов, как Ижевск и Киров».

Сообщаете ли вы о проблемах администрации города?

Антон Абатуров: «У нас раньше был контакт с ответственным за площадки человеком. Мы с ним плотно общались и устраняли проблемные моменты, что-то ремонтировали. Сейчас он там не работает, и пока непонятно, с кем контактировать. Но я думаю, что мы наведём контакты, потому что нам надо сделать освещение на площадке у цирка – там оно не работает: лампы, которые были с моментам открытия площадки, пришли в негодность, а на новые денег нет. К тому же, там установлены желтые «парковые» фонари, свет от которых искажает восприятие, поэтому вечером кататься опасно».

Насколько отвечают существующие площадки современным требованиям?

Антон Абатуров: «Площадки у цирка и у филармонии можно разделить, потому что по уровню катания они очень сильно различаются. У филармонии, скорее, скейт-площадка для новичков. Там фигуры маленькие, и по ним удобно кататься на скейтах и самокатах. На велосипедах уже некомфортно, потому что мало места.

Площадка у цирка чуть больше, поэтому подходит и для bmx, но всё равно не дотягивает до среднероссийского уровня тех скейтпарков, которые строят по всей стране. В принципе, фирма, которая строила наши площадки, никак не связана с ребятами, которые катаются на них. У них было задание строить парки по всей России – она и строила. Сейчас же появилось много компаний, которые делают хорошие парки. Ребята сами катаются и изначально строили объекты для себя, а теперь сделали бизнес по всей России. Они делают скейт-парки намного лучше».

Максим Насыро: «Когда люди начинают увлекаться этим видом экстремального спорта, они сразу же задаются вопросами, где и как кататься. В Кирове построили эти несколько площадок для галочки, без нужного подхода. А вместо них можно было бы построить один качественный бетонный скейтпарк, обратиться за этим к специалистам. Или сделать крытый скейтпарк, который будет функционировать круглый год. В нём покрытие практически не будет изнашиваться. Сейчас зимой мы не катаемся».

Чем сейчас живут эти экстремальные дисциплины в Кирове? Райдерам проще тренироваться на площадках или на улицах?

Антон Абатуров: «Большая часть тренируется у цирка. Та площадка не очень удобная, но это лучше, чем ничего. У нас ещё есть свои площадки с земляными трамплинами. Они больше подходят для велосипедов: на роликах, скейтбордах и самокатах там уже не покатаешься. Там ребята катаются и всем нравится. Но не хватает более современного парка и самое главное – учебных элементов. Все площадки в городе рассчитаны на то, что человек уже что-то умеет. Новички могут только скатываться с горок, а прыгать страшно – приземление твёрдое. Надо либо мягкое резиновое приземление, либо поролоновые ямы. У меня в планах сделать именно учебные линии, чтобы тренироваться на них».

Максим Насыро: «До 2019 года в городе активно катались на скейтах человек 40. В этом сезоне появилось много молодых скейтбордистов. Скоро  они столкнутся с тем, что у них есть раздолбанная площадка и памятник. Непонятно, насколько долго сохранится у них интерес к катанию. Если бы в Кирове был грамотный крытый скейтпарк, то люди бы продолжали кататься и появлялись бы новые лица. Но даже в существующих условиях в Кирове есть ребята, которые вышли на уровень спонсорства от ряда серьёзных компаний. При этом многие уже не живут в этом городе».

О чём мечтают кировские скейтбордисты и bmx-еры?

Антон Абатуров: «Мечта всей катающейся молодёжи Кирова – крытый парк, чтобы можно было круглогодично заниматься. Коммерчески этот проект, скорее всего, не окупится. Тут надо либо на средства какого-то гранта строить помещение, оборудовать его и потом брать деньги на его содержание, либо искать какого-то мецената-инвестора, который построит парк на свои деньги. Ещё есть вариант – взять муниципальное имущество, которое могут дать в безвозмездное пользование, и внутри уже ставить элементы. Что-то можно ставить самим, что-то покупать на средства грантов. Сейчас начали появляться городские гранты на сумму в сотни тысяч. Можно даже на эти деньги построить несколько неплохих элементов: ту же поролоновую яму можно сделать.

А в целом, этой мечте уже 10 лет. Следующая мечта – сделать учебные линии, на которых будут тренироваться новички без особого риска для здоровья. Однажды я узнавал цены. Например, поставить в Кирове две линии фигур – учебную и обычную – стоит 2-3 миллиона рублей».

Максим Насыро: «Я знаю многих ребят, которые перестали кататься из-за того, что нет нужной инфраструктуры, или вовсе уехали из Кирова. В случае появления крытого всесезонного скейтпарка увеличится количество скейтбордистов в городе и будет повышаться мастерство катающихся. Катается человек, допустим, 7-10 лет и каждый день ходит на памятник, откуда прогоняют, или на маленькую площадку, где делает всё время одно и то же. У него нет прогресса, поэтому он либо перестаёт катать, либо уезжает в другой город.

Инфраструктура определяет многое. Например, я следил за Ксенией Маричевой, скейтбордисткой из Подмосковья. Она научилась кататься года четыре назад и за это время поднялась на такой уровень, что в этом году взяла первое место на международных соревнованиях по скейтбордингу в Европе. Она тренируется в Подмосковье, где строится инфраструктура для спортсменов-любителей и профессионалов. Это всё решает. Если у нас будет какой-то качественный скейтпарк, в котором можно будет и зимой кататься, то кировские райдеры будут постоянно поддерживать свой уровень как минимум, а в перспективе – повышать мастерство и достойно выступать на соревнованиях высокого уровня».

При создании этого материала редакция ikirov.ru так же отправила запрос в администрацию города.

Нам сообщили, что существующие скейт-площадки находятся в ведении муниципальных учреждений, подведомственных управлению по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации города Кирова, в том числе:

  • площадки в парке им.Ю.А.Гагарина и парке им.С.М.Кирова находятся в ведении муниципального казенного учреждения «Объединение подростковых и молодежных клубов «Перекресток»;

  • площадка на территории спортивного комплекса «Россия» (Нововятский район, ул.Гагарина, 6а) находится в ведении муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва № 8» города Кирова.

Содержание площадок осуществляется силами сотрудников подведомственных учреждений, которые несут затраты на покраску оборудования в размере до 5 тысяч рублей ежегодно. 

На ремонт скейт-площадки в парке им.С.М.Кирова требуется 243,7 тыс. рублей. Эти деньги нужны на замену освещения Ещё 211,4 тыс. рублей необходимо на ремонт конструкций (замена покрытия).

Так как контакты с администрацией  пока не налажены, муниципалитет указал на отсутствие жалоб от спортсменов:

«Жалобы от спортсменов в адрес учреждений и управления не поступали. Вопросы, связанные с работой и обслуживанием скейт-площадок, решаются администрацией учреждений в рабочем порядке во взаимодействии с федерациями по видам спорта».

На вопрос, планируется ли развитие существующих скейт-площадок, администрация ответила, что прорабатывается вопрос с Федерацией велоспорта о расширении скейт-площадки в парке им. Кирова.

А вот строительство скейт-парка город «не потянет»:

Строительство скейтпарка в городе Кирове только за счет средств бюджета муниципального образования «Город Киров» невозможно. Вопрос софинансирования мероприятий по строительству объектов спорта в рамках программы«Развитие физической культуры и спорта в 2013 – 2020 годах» пока не рассматривается.  

Похожие материалы по теме

Спасение спортсменов — дело рук самих спортсменов?

Что станет со спортивной индустрией за несколько месяцев простаивания? Все ли «переживут» нелёгкие времена? Нужно ли рассчитывать на помощь государства в этом вопросе? Об этом и не только мы поговорили с руководителями кировских спортивных школ и тренерами.