В Кирове прошло заседание региональной группы общественного контроля за формированием и соблюдением тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Заседание было посвящено обсуждению тарифа на обращение с отходами, который должен был быть принят ещё 4 декабря. Однако присутствовавшие общественники и представители власти так и не смогли договориться ни о цифре тарифа, ни о способе его взимания.
Как рассказал глава Региональной службы по тарифам (РСТ) Максим Михайлов, был предложен тариф за размещение мусора в 791 рубль за кубометр без НДС в первом полугодии 2019 года и 827 рублей начиная со второго полугодия. Как подчеркнул Михайлов, при таком тарифе плата с человека составит около 140 рублей в месяц. Однако общественников смутил как размер тарифа, так и его составляющие и способ взимания.
«У нас возник ряд вопросов, связанных с цифрами. Во-первых, сомнения вызывает тариф за транспортировку отходов, а также тариф за размещение ТКО на полигоне в Осинцах. Он для Кирова самый высокий в области - 631 рубль за кубометр, тогда как в Кирово-Чепецке тариф составляет 60 рублей за кубометр. Кроме того, непонятно, почему оператор закладывает 350 миллионов рублей на покупку техники. Мы по этим вопросам не получили должных ответов», - сообщил Константин Ситчихин, председатель Общественного совета при РСТ.
Как сформировался тариф для полигона в Осинцах, как повлияет задержка принятия тарифа на бизнес и какой способ взимания платы предпочтительнее - в нашей рубрике «Переговорный пункт».
Участники «Переговорного пункта»:
- Константин Ситчихин, председатель Общественного совета при РСТ,
- Роман Титов, вице-спикер ОЗС,
- Игорь Редькин, министр энергетики и ЖКХ Кировской области,
- Александр Шишанов, член экспертного совета Региональной службы по тарифам,
- Андрей Березин, председатель совета директоров ОАО «Уржумский СВЗ»,
- Владимир Сметанин, председатель региональной группы общественного контроля за формированием и соблюдением тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Откуда цифры?
Игорь Редькин. Полигон в Осинцах заберёт больше половины всех ТКО на себя. Там будут захоранивать отходы Кирова, а также прилегающих территорий, в том числе и Слободского района. В общей сложности объёмы будут достигать 200-250 тыс. тонн отходов при общей массе 500 тыс. тонн в год. Стоимость второй карты на 2 года составляет 150 млн рублей, первая очередь в 4 раза больше, значит, и стоимость умножаем на четыре, получается 600 млн рублей. Если смотреть другие инвестпрограммы, то по ним суммы намного меньше - от 74 тысяч до 5 млн рублей. Что касается инвестиций на приобретении техники, то эта цифра действительно берется по результатам торгов, который регоператор в текущем году провел. Про торги знала вся страна, но по одному лоту было двое участников, по другим двум - только один. Поэтому и сформировалась цена, приближенная к максимальной. Мы будем контролировать, как оператор будет тратить эти деньги, эти 353 млн из 1,3 млрд рублей, которые у нас на сегодня заложены в тариф.
Роман Титов. Безопасность дёшево стоить не может. Дороговизна стоимости полигона - это плата за безопасность жителей Слободского района. Там построена качественная мембрана. Могли бы выстелить полигон дешёвой плёнкой, использовать дешёвые технологии, но общественность вписалась в систему контроля и добилась того, что полигон максимально безопасен.
Таких объектов у нас в регионе нет, и с учетом расходов на его строительство цена на размещение ТКО обоснована.
Как платить?
Константин Ситчихин. У нас есть частные дома, где может быть прописан один человек, а площадь составлять 100 и даже 150 квадратных метров. В итоге плата за мусор может достигать невероятных сумм. Как поступать в таких случаях? Есть и богатые владельцы, которые могут тысячи платить, а есть и бабушки с дедушками, которые в этих домах живут одни.
Мы предлагаем все-таки рассчитывать тариф не с квадратного метра, а с проживающего человека.
Александр Шишанов. Удмуртия прислушалась к мнению экспертного сообщества и отменила решение взимать плату с квадратных метров. Давайте в 2019 году вешать все на людей не будем. У нас ведь в рабочей группе по тарифам позиция еще жестче. Мы вообще считаем, что в 2019 году тарифы нужно «морозить». Будут возникать проблемы социального характера.
Вы получите по опросу в городе Кирове мнение, что справедливо собирать с человека. И что будете с этим делать? Вы же волну возмущения поднимаете на пустом месте!
Игорь Редькин. Я сомневаюсь, что бабушки проживают в 300 кв. м. Частные дома, которые находятся в черте Кирова, как правило, 30-50 кв. метров. Всё что выше - уже коттедж. А в коттедже бабушки не проживают. Если проживают, то у них есть богатые родственники, которые им его построили. Квадратные метры не образуют мусор, но на сегодняшний день нет механизма и ни один орган не может сказать - ни УК, ни миграционная служба, ни органы местного самоуправления - сколько на самом деле проживает людей в том или ином доме. По частному сектору надо делать отдельный норматив, но в сегодняшней ситуации это уже не сделать. Это мы сделаем в 2020 году.
Слово бизнесу
Андрей Березин. Осталось три недели, чтобы бизнес заключил договоры на вывоз мусора. Уже понятно, что он не успеет этого сделать. В январь 90 % предпринимателей выйду без договоров. Что волнует бизнес? Тариф. Рост затрат на мусор у них составит минимум 300 %. Большинство контейнеров под мусор предоставлялись компаниям в пользование. С января их у бизнеса забирают, их не будет. Стоимость контейнера составляет 20-30 тысяч рублей, но в наличии их нет, потому что по всей России колоссальный спрос. Большинство не сможет их купить, и мы получим мусорный коллапс уже в январе.
Менее 3% организаций, которые по закону обязаны иметь свои контейнеры, действительно их оплачивают. Этот мусор пойдет по дворы, баки жильцов, леса вокруг города. Это не регулирует вообще никто. Уровень подготовки к новой системе составляет полгода, у нас осталось три недели, при том, что даже тарифа еще нет.
Роман Титов. Мы с рядом коллег из ОНФ считаем необходимым создать при региональном операторе по обращению с отходами, АО «Куприт», общественный совет с широкими полномочиями по контролю за работой ключевого «мусорного игрока» в регионе. Вопросов много: к инвестиционной составляющей и ее исполнению, к тарифам на захоронение и стоимости сортировки. И на все эти вопросы надо находить оперативные ответы - во взаимодействии регоператора и представителей общественности. И наладить общественный контроль в реальном времени, прежде всего за неизбежными шероховатостями при переходе на новую систему отношений в сфере ТКО, за исполнением регоператором инвестпрограммы, которая заложена в тариф.