В ближайшее время в Кирове, судя по всему, не планируется повышение платы за проезд в общественном транспорте. По крайней мере, такой позиции придерживается Денис Пырлог, гендиректор «КировПассажирАвтоТранс. И тем не менее, сегодня общественный транспорт в городе и области находится на грани выживания.
Почему перевозчики, несмотря на наличие убыточных и едва окупаемых маршрутов и общее тяжёлое положение, отказываются от повышения тарифа? Каковы основные факторы, мешающие работе перевозчиков? И что можно сделать для того, чтобы бизнес, связанный с перевозками, в Кировской области действительно развивался? Эти вопросы обсудили участники нашей рубрики «Переговорный пункт»:
- Денис Пырлог, генеральный директор «КировПассажирАвтоТранс»
- Сергей Фесан, член Общественной палаты Кировской области
- Александр Шишанов, член экспертного совета РСТ Кировской области
- Виталий Брамм, член региональной группы общественного контроля за формированием тарифов на ЖКУ в Кировской области
- Александр Чурин, заместитель председателя правительства Кировской области.
Денис Пырлог: Сейчас повышение стоимости проезда никаких эффективных мер не принесет, потому что покупательская способность населения падает, люди просто перестанут с нами ездить, когда и так ежегодно пассажиропоток в городе примерно на 4 процента падает. Стоимость повышать не будем, иначе мы не выживем. Насколько знаю, в Региональную службу по тарифам пока никто не обратился с предложением о повышении. Не исключено, что до конца года обратятся. Мы данных никаких не подавали также. Я лично против повышения. Пригородный тариф у нас - 3,51 рубля с километра, есть направления, где мы ездим за 1,40 рублей. Поднять не можем, потому что есть нелегал, который не несет высокие общехозяйственные расходы, как мы. По нашим скромным подсчетам, только с территории автовокзала Кирова мы недополучаем прибыли примерно 4-5 млн рублей в месяц. Сейчас нелегалов уже два месяца на территории автовокзала нет. Но все, что за нашей территорией, мы с этим ничего сделать не можем. Поэтому было написано письмо в Ленинскую администрацию с просьбой убрать их от автовокзала: путь легализуют или сделают для них отдельную стоянку.
Последние проверки показали, что из семи остановленных автобусов только у одного была лицензия, но разрешения на перевозку не было. Он все равно нелегал. Остальные шесть не имеют ни механиков, ни медиков, некоторые водители работают и день, и ночь. Мы обслуживаем Богородский район. Он убыточен, и маршрут Богородское-Киров должен сокращать расходы на районе. Однако там ездят три нелегальных перевозчика. Когда я приезжал в район, я сам видел, как глава района садит своих друзей, родственников на нелегала. А наш пустой автобус стоит.
Я ему задавал вопрос - ваши перевозчики готовы к тому, что, скажем, мы уйдем с района? Раз они ездят на хороших направлениях, то пусть весь район обслуживают. Перевозчики ответили - нет, не будем, нам интересен только Богородское-Киров.
Сергей Фесан: Получается, что район поддерживает ваших конкурентов в том, чтобы они не платили налогов, не развивали свой бизнес, а таким способом просто зарабатывали деньги. Сразу скажу, там цена вопроса довольно значимая. При этом всё делается так: в 16:30 приезжает городской автобус, а нелегал в 16:25, за пять минут до легального, и собирает пассажиров. Хвать - и уже уехал. Без разработки мер с использованием современных систем отслеживания пресечь подобное нереально. Необходимо предлагать это министерству транспорта, оно регулирует отрасль.
Александр Шишанов: В межрайонных, междугородних перевозках существует жёсткая конкуренция. Вопрос, поднимать там стоимость проезда или не поднимать, решается очень легко: если поднимут, люди просто не поедут. А Киров - это как раз то, где основная борьба, поднимать плату за проезд или нет, всегда шла. И когда в прошлом году перевозчики заявляли желаемые повышения больше 30 рублей, они не готовы были в рамках экспертного совета объяснить свое повышение. Запросы у них большие, но они не отвечают стандартам оказания услуги. Многие склоняются к тому, что повышение вряд ли оправдано.
Денис Пырлог: Более того, если раздробить лоты по городу, наверное, вообще не нужно будет повышать стоимость. Сейчас в Кирове работают три государственных перевозчика, примерно 70% о общего объёма перевозок - это частный бизнес, работающий на субподряде у АТП. Эти частники платят, помимо общехозяйственных расходов, 10% в пользу АТП. Уберите их из-под АТП, и они смогут ездить по 22 рубля ещё год и два.
Виталий Брамм: В Кирове объявлено о планах по закупке новых автобусов в следующем году. АТП, в соответствии с заключением КСП, находится в плачевном состоянии. Им трудно справляться с нагрузкой, и АТП не в состоянии будет закупить автобусы без повышения тарифов. Но большинство маршрутов действительно обслуживает частный бизнес. Безусловно, я думаю, единственным выходом здесь может быть развитие конкурентной среды. Если частный бизнес будет заходить напрямую на рынок без «дани» АТП, он будет комфортно развиваться сам по себе.
Тем временем, проблему нелегальных перевозчиков обсудили также на совещании в правительстве. В ходе мероприятия о проблеме нелегалов высказался Александр Чурин.
Организаторы «теневых» перевозок при осуществлении свой деятельности пренебрегают безопасностью пассажиров, тем самым приносят убытки областному бюджету и негативно влияют на рентабельность и доходность официальных перевозчиков. Основная проблема заключается в том, что определенная доля регулярных перевозок автотранспортом, оборудованным для транспортировки более 8 пассажиров, производится под видом перевозок по заказу или для собственных нужд. При этом такая деятельность, в отличие от официальных перевозок, не требует получения лицензии. На федеральном уровне уже рассматривается законопроект, ужесточающий меры в отношении нелегальных перевозчиков. Сейчас документ прошел первое чтение. Согласно законопроекту, перевозчиков этой категории так же, как и всех остальных, обяжут получать лицензии. Это повлечет за собой выполнение следующих условий: наличие ремонтной базы и оборудованных стоянок для автобусов, организация предрейсовых медицинских осмотров водителей и другие. При этом законопроект должен способствовать повышению качества и безопасности пассажирских перевозок, а также снижению количества недобросовестных перевозчиков, оказывающих на сегодняшний день услуги по перевозке пассажиров вне рамок правового поля.