В Кирове прошёл круглый стол по теме двойных квитанций за ЖКУ. Инициатором мероприятия стали сами управляющие компании. Они пожаловались на своих же коллег. Как оказалось, в последние полтора года при переходе дома из-под управления одной компании к другой «старые» УК отказываются передавать техническую документацию по дому и лицевые счета собственников, а также продолжают выставлять двойные квитанции.
Как говорят представители «новых» УК, в результате таких задержек жители домов вынуждены либо платить по двум квитанциям, либо копить долги. Льготники в таких случаях лишаются компенсации за ЖКУ.
В чём причина этой проблемы и как её разрешить, - в нашей рубрике «Переговорный пункт».
Участники «Переговорного пункта»:
- Ольга Сысолятина, директор ООО «УК 25-Плюс»
- Андрей Воробьёв, руководитель АНО «ЖКХ эксперт»
- Александр Шишкин, начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Кировской области
- Елена Торхова, руководитель «РИЦ КО»
- Татьяна Демина, директор ООО УК «Азбука быта»
- Вячеслав Пушкарёв, активист, руководитель регионального отделения «Молодой гвардии».
Почему жителям Кирова приходят двойные квитанции?
Елена Торхова. На сегодняшний день эта проблема есть у 21 дома, а всего с ней за полтора года столкнулось 54 дома. Суть в том, что «старая УК не передаёт карточки «новой» УК, из-за чего «новая» УК не может осуществлять индивидуальные начисления. В моём понимании, причина - это недобросовестность «старой» УК, это её нежелание принимать решение собственников. С нашей стороны мы можем обратиться в ГЖИ и прокуратуру, откуда нам приходят ответы, какая управляющая компания легитимна. Но дело в том, что после этого управляющие компании начинают спорить между собой в судах, и иногда эти споры тянутся годы, а начисления по двойным квитанциям продолжаются.
Ольга Сысолятина. Собственники сделали выбор, час «икс» настал. В законе прописано, что «старая» управляющая компания должна переждать «новой» карточки формы 10, то есть лицевые счета. Проблема в том, что ГЖИ отказывается выдавать нам лицензию на управление домом, так как у нас не заключено допсоглашение с ресурсоснабжающей организацией. А допсоглашение мы не можем заключить, потому что «старая» управляющая компания не передала техническую документацию. Мы идём в суд, ресурсники ждёу решение ГЖИ, чтобы заключить с нами допсоглашение. Но получается замкнутый круг: суд походит, мы несём в ГЖИ решение суда и ждём документы, чтобы нас включили в лицензию, но РСО опять не даёт нам допсоглашение - потому что «старая» УК не передала техническую документация. Это неуважение к собственникам. На недобросовестные УК идёт негатив от граждан, их штрафуют, и они всё равно продолжают это делать.
Татьяна Демина. У нас точно такой же случай. Было собрание жильцов, был протокол, но ГЖИ ещё не внесли нас в реестр. Для этого мы должны собрать как минимум 50% подписанных договоров с жильцами. А пока мы собираем договоры и процесс идёт, мы уже приступили к управлению. В РИЦ говорят, что не станут собирать данные от нас, пока нас нет в ГЖИ. И получается, что квитанции жильцам выдаём и мы, и РИЦ.
Что делать с двойными квитанциями?
Александр Шишкин. Когда есть легитимное решение собственников, но по ряду причин «старые» УК затягивают процедуру передачи документов, получается спор между двумя юрлицами, и втягивать сюда граждан не стоит. Мы всем разъясняем, что УК, у которой нет лицензии от ГЖИ, не может управлять. Поэтому я не поддержу позицию управляющих компаний, которые выставляют квитанции, не имея лицензии на управление. Вас никто за уши не тянет эти квитанции выставлять. Нужно дождаться решения суда и только тогда приступить к управлению своих обязанностей, потому что иначе страдают жители. Что касается начислений от РИЦ, то пусть даже у вас документы в рамках договоров одновременно от двух компаний, как агент вы должны высылать жильцам квитанции от компании с лицензией. Если есть решение суда, не должно быть вообще такой проблемы. В противном случае необходимо вменять «старой» УК неисполнение решения суда и обращаться в правоохранительные органы. Если после судебного решения компаний продолжает его не выполнять, это и мошенничество, и невыполнение решения суда.
Вячеслав Пушкарёв. Что касается ситуации, когда управляющая компания провела собрание и оформила протокол, но не получила лицензию. Пока вы не собрали 51% договоров, зачем вы приступаете к управлению и создаёте инцидент спора? Да, вы хотите подмять жильцов и получать коммерческую прибыль, но существует определённый порядок, который включает в себя предоставление документации и получение лицензии. И если вы его нарушаете, вы создаёте прецедент двойного обслуживания, а страдают жители. Может быть, сначала нужно оформить документы, а потом приступать к управлению?
Андрей Воробьёв. Вопрос с квитанциями должен решать РИЦ. Если вам приходят счета от двух компаний, вы должны пойти на сайт ГЖИ и выяснить, и перепроверить, какая управляющая компания имеет лицензию на тот или иной дом. Изначально вы какие-то проблемы создаёте в этом плане. Если у УК заключено с жителями более 50% договоров, то значит, договор действует, и новая УК должна управлять. А что касается льгот - может быть, со стороны министерства ЖКХ имеет смысл ввести некий переходный период, например, в два месяца, чтобы не лишать граждан льгот, на момент перехода от одной УК к другой.