30 экспонатов из Кирова отправятся на реставрацию

Специалисты в Москве восстановят рисунки начала XX века, литургические ткани XVI века и даже китайскую вазу. Сколько времени займет этот процесс?

30 экспонатов из фондов Вятского художественного музея имени Васнецовых в ближайшее время отправятся на реставрацию в Москву. Там с ними будут работать специалисты разных отделов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Грабаря. Сегодня, 19 апреля, кировским журналистам показали эти предметы искусства.

Экспонаты из фондов кировского музея уже ждут в Москве. Реставраторы готовы сделать работу. По каждому предмету уже составлены реставрационные задания. Как говорят сотрудники художественного музея, каждое задание утверждается реставрационными советами  музея и специалистами центра.

Так, в отдел реставрации темперной живописи отправятся 3 иконы; в отдел реставрации графики — 10 рисунков, в том числе рисунок Марка Шагала 1914 года; отдел реставрации тканей получит произведения кукарского кружева и три произведения древнерусского лицевого шитья. Попадут некоторые кировские экспонаты и в отдел реставрации металла. А вот с отделом реставрации мебели кировский музей будет сотрудничать впервые. Ему на реставрацию достанутся деревянные предметы религиозного направления, редкая для вятской коллекции китайская ваза и маленький резной шкафчик.

В ходе реставрации, специалисты будут изучать предметы искусства под 40-кратным увеличением, определять наличие плесени и следов жизнедеятельности насекомых, нижних слоёв краски и загрязнения. Некоторые экспонаты, например, икона из разрушенного Свято-Троицкого кафедрального собора Вятки, вернутся с обновлённой краской.

Во сколько обойдутся реставрационные работы, в музее не знают.

«Чтобы было понимание: первый этап реставрации поминального креста в экспозиции музея оценивается порядка 2 миллионов рублей. Не меньше. Объёмы требуемых затрат иногда выясняются в процессе реставрации, поэтому мы понимаем, что центру это обходится очень дорого. Но это их государственное задание — они финансируются за счёт федерального бюджета», - сказала Татьяна Мазур, директор Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых​.

«Эти экспонаты принадлежат государству и оно восстанавливает свои же ценности», - добавила Евгения Сазанова, главный хранитель фондов художественного музея.

Евгения Геннадьевна отметила, что все этапы реставрации в Москве задокументируют, сделают фотографии. И когда обновлённые предметы выставят в стенах художественного музея, посетители смогут посмотреть сам процесс восстановления через специальное приложение на смартфонах или планшетах. Напомним, что художественный музей им. Васнецовых — первый региональный музей, который применил эту технологию в выставочной деятельности. Об этом читайте в материале: «Доставайте смартфоны: художественный музей приглашает на выставку с дополненной реальностью»

В музейной среде такие предметы называют хронически больными. «У нас есть списки хронических больных, которые ведутся с 1952 года. Да, кого-то излечиваем, реставрируем и вычёркиваем из списков. Но физические и химические процессы разрушения не остановить. Поэтому корпус предметов требующих реставрации только увеличивается. Портятся они быстрее, чем мы успеваем их восстанавливать, - сказала Евгения Сазанова. - Для нас это (реставрация в центре Грабаря — прим. ред) возможность ввести новые экспонаты в экспозицию. Показать публике то, что было годами и десятилетиями скрыто. Это и хорошая миссия спасения, как скорая помощь и стационарное лечение, для многих музейных предметов».

При чём выбор конкретных произведений искусства — занятие непростое. 30 штук — это «ничтожный процент» от того числа экспонатов в фонде, которым нужна реставрация.

«Надо чётко понимать, что будет востребовано в экспозиционной работе музея примерно в ближайшие 5 лет. У нас есть направление реставрации русского авангарда — то, что сейчас востребовано у зрителей в России и за рубежом. Мы целенаправленно восстанавливаем предметы древнерусского искусства, чтобы усилить этот раздел экспозиции. Какие-то определённые предметы отправляются в центр Грабаря, потому что в кировском музее нет возможностей и специалистов в редкой специализации реставрации», - пояснила главный хранитель фондов музея.

Отметим, что реставрация предметов искусства завершится через год. Затем они вернутся в Киров и появятся в экспозициях. В музее Васнецовых очень надеются на скорое завершение работ в особняке Репина, где планируется вновь разместить экспозицию предметов древнерусского искусства, в том числе и с обновлёнными в 2017 году предметами.

Похожие материалы по теме