Александр Рыболовлев: «Я не сторонник инноваций ради инноваций»

Что такое «ЦДС» - Центральная диспетчерская служба - в Кирове знает теперь, пожалуй, даже школьник. Жизнь и детей, и взрослых горожан так или иначе связана с системами «Электронный проездной», «Умная остановка», «Мониторинг пассажирского транспорта». Но мало кто знает, что некоторые из проектов — наши, местные. Они придуманы и разработаны кировскими программистами под руководством директора той самой ЦДС.

Мы встретились с Александром Рыболовлевым и попросили объяснить, почему за школьные обеды отныне нужно платить комиссию? Как могут отказаться от нее родители? Когда в автобусах Кирова можно будет расплачиваться картой или смартфоном? А еще узнали о том, почему директору ЦДС постоянно хочется двигаться вперед.

- Предлагаю начать с наболевшего, с 4-х процентов за оплату школьного питания по транспортной карте. Александр Аркадьевич, в Нижнем Новгороде комиссия всего 1 процент. Откуда наши 4 процента?

- Откуда 4 процента? Если брать Нижний, то там 1% - это комиссия банка на пополнение карты, а услуга за пользование картой стоит 2-3%, то есть по сути эти же 4. Я специально уточнял у коллег в Нижнем Новгороде эту информацию.

С самого начала проект «Школьное питание» в Кирове был бесплатным для родителей. Основную финансовую нагрузку нес Комбинат питания. Порядка 58 школ мы оснастили за свой счет современным кассовым оборудованием. Точно такое же вы можете видеть в коммерческих столовых — система считывания карт, сенсорные экраны, выделенный интернет-канал в каждой столовой. За техническим состоянием системы нужно постоянно следить. Происходит это за наш счет.

Кроме того, в школах были подняты локальные сети, протянуты провода. При этом школ, где сети не было, оказалось большинство. Бесспорный плюс школе — у нее появилась собственная локальная сеть. Это тоже за счет ЦДС. Все данные системы работают через интернет. Чтобы связь была качественной, без сбоев, мы купили для резервного канала связи хорошие GSM модемы. Систему обслуживают программисты. Я не хочу терять команду профессионалов, поэтому готов платить программистам хорошие зарплаты.

Мы работаем по закону, поэтому все программное обеспечение у нас лицензионное. Мы купили программный продукт у наших кировских разработчиков «Мама я пришел», следовательно, за пользование тоже платим. При этом мы являемся бюджетным учреждением — то есть все наши проекты по полной программе облагаются налогами.

Дальше, всем первоклашкам Кирова транспортные карты всегда выдаются бесплатно, а стоит одна порядка 100 рублей. Наконец, у нас есть претензионный отдел, который тоже нужно содержать: телефонная линия, зарплата сотрудников, работа серверного оборудования и т.д. Каждое утро мне докладывают, с какими проблемами кировчане обращаются в ЦДС. Мониторим, фиксируем, доводим до органов власти. Вот вам и 4 процента... В целом в систему школьного питания мы вложили порядка 15 млн рублей.

- Какую выгоду ждали?

- Мы понимаем, что проект школьного питания — это не инструмент для зарабатывания сверхприбылей, но он должен быть самоокупаемым, иначе его не на что будет содержать и развивать дальше. Не исключаю, что когда-нибудь мы вернемся к схеме, когда люди ничего не платят. Ведь по транспорту мы сохранили бесплатное предоставление услуги. По системе школьного питания нам нужно было быстро принимать решение, иначе система могла остановиться. Да, болезненное решение. Согласно статистике, 4 процента — это 48 рублей в месяц. Та ли цифра, из-за которой нужно поднимать панику? Хотя, конечно, я понимаю, что у людей разные уровни дохода и для кого-то эта сумма является критичной, поэтому сейчас рассматривается возможность предоставления услуги бесплатно для малоимущих граждан.

На самом деле, мы дали родителям инструмент контроля. Ребенок гарантированно поест в школьной столовой, а родители получат в личный кабинет подробный отчет о расходовании денежных средств с карты их сыном или дочкой. А в очень недалеком будущем мы хотим ввести дополнительные сервисы, например, систему голосования, составление интерактивного меню: какие блюда детям нравятся, а какие нет, какие вкусные, а какие — не очень.

- Хорошо, мотивы понятны. Вы объявили, что, если родители не хотят оплачивать питание в школе по карте, они могут, как раньше, давать детям «наличку». Однако во многих школах Кирова родителям не разрешают оплачивать комплексные обеды наличными, утверждая, что деньги за весь класс списываются разом, и провести наличные невозможно. То есть за свои деньги в столовой ребенок съесть комплексный обед не сможет. Где альтернатива?

- Тут вопрос к школе. Ведь раньше альтернатива была. Родители должны с классным руководителем договариваться, с руководством школы, обращаться в департамент образования. Выбор есть всегда. Нужно разрабатывать вместе с директором школы положение о питании учеников, прописать именно этот вариант, когда кто-то отказывается платить по карте. Если родители захотят, они все сделают.

- Комиссия останется неизменной? Она может быть снижена?

- Окончательной цифры уже не будет, она будет «плавающей», но в сторону уменьшения и введения дополнительных преимуществ при пользовании транспортной картой. Не только за школьные обеды. Яркий пример — уже сейчас можно идти в кинотеатр «Смена» и с помощью транспортной карты приобретать билет со скидкой 10 процентов при оплате транспортной картой билета. Согласитесь, это приятная вещь, когда ребенок может что-то купить со скидкой. Мы планируем все досуговые места для детей школьного возраста сделать такими же доступными. На ближайшее время у меня запланирован ряд встреч с предпринимателями — мы будем обсуждать эту тему.

- Возможность кэшбэка появится?

- Мы планируем или кэшбэк, или систему бонусных баллов. Но чтобы об этом конкретно говорить, нам нужно посмотреть, как все будет работать. Может быть, сейчас массово пойдет отказ от оплаты по карте, какой тут кэшбэк? Хочу заметить, что, чем больше школьников будут пользоваться картой, тем меньше процент будет взиматься за ее пользование.

- Поговорим об оплате проезда по карте. Акция в Кирове была объявлена в начале декабря. Пора подводить итоги?

- Один из банков решил позиционировать новую услугу — оплату банковскими картами в пассажирском транспорте. Цель — привлечь клиентов. Банк предложил поддержать акцию нам, мы согласились. Не могу сказать, что произошло резкое усиление спроса. На сегодня пользуются услугой около 200 человек. Но мы для себя сейчас отрабатываем новый финансовый механизм, когда перевозчик получает полную стоимость проезда, люди — скидку, а оплата идет «безналом».

- Значит, в будущем проезд по зарплатным картам в Кирове возможен?

- Поезд по карте возможен, но я не сторонник инноваций ради инноваций. Они должны нести пользу, представлять ценность. Только такой продукт жизнеспособен. Вот все кричали — надо ввести оплату проезда с помощью смартфонов. Хорошо, я связался с Москвой, узнал условия внедрения подобной технологии. Стоимость поездки в таком случае будет на три процента дороже. Смысл что-то менять, если услуга получается дороже? Да, удобно, но для нашего города дорого. Мы взяли и провели голосование на сайте. Народ высказался, проголосовал против. Но мы не отказались от идеи и начали сами разрабатывать свое программное обеспечение. И буквально через три месяца покажем наш новый проект.

Есть у нас еще один мегапроект. Мы готовы выкупать поездки на пассажирском транспорте оптом, чтобы потом продавать их людям дешевле общего тарифа. Цель — сделать стоимость проезда меньше. Приведу пример. Когда вы покупаете билет на самолет, вы покупаете его не у самой авиакомпании, а у ритейлера. Он что делает? Выкупает все места у перевозчика — оптом дешевле, а потом в розницу продает людям. Почему бы не реализовать ту же схему? Перевозчики пассажирского транспорта получат свои 22 рублей за билет, а для людей проезд станет на 1 или 2 рубля дешевле. Мы исследуем новые формы оплаты. Такой принцип, кстати, заложен в социальном подходе к бизнесу. На сегодня мы сделали предложения банкам, вопрос в стадии обсуждения. Думаю, месяца через 2 мы сможем начать пилоты.

- Какие другие новые проекты ожидают кировчан?

- Могу сказать, что мы планируем поставить в этом году еще 10 умных остановок. В ближайшее время будет объявлено голосование на сайте по выбору адресов. Но остановки точно будут располагаться там, где наибольший пассажиропоток. Кстати, проект «умная остановка» - это стопроцентно наша местная разработка, всё здесь мы собираем, паяем, устанавливаем сами. Расскажу, что мы уже заходим в Нижегородскую область - 4 умных остановки стоят и там. Весь пассажирский транспорт города Бор уже на контроле по нашей системе мониторинга транспорта. Сейчас выстраиваем договорную базу и в рамках договоров будем налаживать работу с другими регионами.

- Кстати, мониторинг пассажирского транспорта будет усовершенствован?

- Хороший вопрос. Мы заканчиваем разработку мобильного приложения по точному времени пассажирского транспорта. 30 декабря у себя в телефоне я уже тестировал приложение, дал поручение внести определенные правки. В ближайшее время в Google Play разместим. Приложение будет бесплатным. Наша задача — сделать его лучше, чем Яндекс приложение по транспорту.

У нас большие планы на этот сервис. К примеру, хотим добавить функцию по синхронизации маршрутов по времени. Например, человеку нужно сесть на этот автобус или пропустить его и сеть на следующий, выйти там-то и сразу пересесть на другой троллейбус. Так маршрут будет планироваться заранее.

Сотрудничаем с ребятами из «Красивого Кирова». Помимо транспортной навигации, хотим включить в приложение всю городскую навигацию. Через приложение можно будет фотографировать нарушения на транспорте, на улицах Кирова. Все сообщения будут рассматриваться, автоматически посылаться в администрацию города.

- А о курении в автобусах можно будет сообщать? А автобусах 74-го, 17-го маршрута, когда они отъезжают от Северной больницы, часто накурено. Наши читатели жалуются...

- Думаю, через приложение можно будет посылать и фото, и видео, и аудиозаписи нарушений (водитель курит, кондуктор хамит).

Сейчас мы работаем еще над одним сервисом — аналогом «Яндекс.Пробки». Хотим сделать приложение «ЦДС-пробки». Есть много моментов, над которыми мы работаем. Например, думаем сейчас над солнечной батареей, которая будет экономить энергию для всего здания ЦДС. Энергосберегающий трансформатор уже стоит в подвале — 8 процентов энергии уже экономит. Но я не люблю говорить о том, что пока не могу показать... Можно сидеть, ничего не делать. А мы так не умеем. Одно понял: трудно развиваться и одновременно делать социальные проекты в наше время для людей.

Для меня главное — мой коллектив стабильный, зарплата — достойная, рост. Это ли не показатель нашего развития?

- Александр Аркадьевич, как относитесь к критике? В соцсетях много, что пишут...

- Стараюсь не обращать внимания на пустую критику, но и прислушиваюсь к обоснованной в интернете. Всем говорю: «Если вы специалист в информационных технологиях, приходите на работу в ЦДС, дадим достойную зарплату. Но у меня есть одно правило: мне не надо, чтобы за мной бежали, мне надо, чтобы рядом». Главное — результат работы.

Есть такой пример. Когда, не дай Бог, в Кирове пропадает ребенок, мамы обращаются в ЦДС — помогите найти, есть ли информация в системе, когда ребенок вышел из школы, когда и на каком маршруте проехал по карте. Не скажу, что таких случаев много, но они есть. И даже если мы в одном из них поможем, мы уже не зря делаем свою работу!

- Откуда в Вас это стремление постоянно бежать вперед?

- Я как руководитель должен двигаться. Кому здесь быть главным сумасшедшим, как не мне? Как увеличить прибыль на предприятии? Как платить хорошую зарплату? Если я буду сидеть сложа руки, придут конкуренты, и все. Да, мы бюджетное предприятие, но бюджет нам платит лишь 7 процентов, 93% мы зарабатываем сами. В этом году, например, на 1,5 миллиона за свой счет отремонтировали капитально крышу здания.

- Александр Аркадьевич, Вы учились в Кирове?

- О, это отдельная история, по которой можно писать книгу. Я ушел с конца четвертого курса политеха. Сын рабочих, которым в конце 90-х, как и всем, не платили зарплату... Пришлось идти работать. Ничего, экстренно закончил ВСЭИ.

- Где успели поработать?

- Основное место — это Областной дом народного творчества. Работал там программистом, зам. технической службы, машинистом... Да где я только там ни работал. Но за это время я успел многое прочитать и понять, самообразование, одним словом. Все знания, понимание законов бизнеса почерпнул в то время. Потому что там голова ничем не болела: с 8 до 17 сделал свою работу и свободен.

- Где Вам лучше было — тогда, с 8-ми до 5-ти, или сейчас?

- Сейчас! Потому что я могу реально воплощать свои мысли и идеи в готовые продукты, которые могут помогать людям. Поработав на земле, я знаю стоимость труда. Можете поговорить с любым сотрудником ЦДС, он расскажет, что у нас полный соцпакет, оплата переработки, материальная помощь, помимо всех надбавок и премий. Да просто можно вспомнить: ЦДС уже 40 лет, а говорить о ней начали только в последнее время. Значит, мы смогли вывести учреждение на новый уровень развития, его знают...

- Спасибо, Александр Аркадьевич! Удачи Вам!

Похожие материалы по теме

Вартан Саркисов — биография, образование, этапы спортивной карьеры

Вартана Саркисова можно отнести к плеяде советских спортсменов, которые сами не достигали высоких результатов, но внесли огромный вклад в становление и развитие российской школы классической борьбы.

Вартан Саркисов — биография, образование, этапы спортивной карьеры

Вартана Саркисова можно отнести к плеяде советских спортсменов, которые сами не достигали высоких результатов, но внесли огромный вклад в становление и развитие российской школы классической борьбы.

Алексей Тайчер и его бизнес. Биография предпринимателя, мажоритарного акционера группы «ТФМ»

Алексей Роменович Тайчер прошел путь от помощника директора по финансам транспортной компании до владельца крупного холдинга. Разработка горных месторождений, финансовый и операционный лизинг, грузовые перевозки — это далеко не полный перечень направлений деятельности его предприятий.